ИЗ ЖИЗНИ  Делить теленочка

Почему российским промоутерам пора перестать быть беззащитными.

Очередной пример сорванного выступления - Marilyn Manson на фестивале Park Live - заставляет нас поднять тему защищенности промоутерского бизнеса в России. Ни одно большое дело не может жить и развиваться без определенных гарантий. Уж точно не проведение концертов, организаторы которых рискуют миллионами долларов. Однако на практике выходит, что для того, чтобы испортить квартирную вечеринку для друзей и сорвать концерт с аудиторией несколько тысяч человек, нужно одно и то же - всего один звонок в полицию.

Для того, чтобы вспомнить несколько ярких случаев атаки на промоутеров "по беспределу", даже не нужно обращаться к диким 90-м; списки пополняются регулярно. Тут и "маски-шоу" на прошлогоднем концерте Infected Mushroom (вы правда верите в то, что для задержания одного наркодилера нужен целый наряд омоновцев?), и серия рейдов по столичным клубам после печально известного инцидента в "Хромой лошади" (что именно происходило под видом ужесточения контроля за соблюдением правил безопасности, стало ясно, когда через три месяца после пермской трагедии в Москве сгорел клуб "Опера"), и многочисленные истории о том, как иностранные гастролеры, от Мадонны до резидентов "Дискотеки 90-х" и польских металлистов Behemoth, внезапно оказывались гастарбайтерами-нелегалами (виной тому запущенное миграционное законодательство, из которого совершенно не ясно, по какой все-таки визе должен въезжать артист в Россию - деловой, рабочей или культурной). Концертные промоутеры в России напоминают канатоходца без страховки, и едва ли их самих устраивает это положение. Но что делается для того, чтобы его исправить?

Давайте проговорим очевидную вещь: мы живем в коррумпированной стране. В рейтинге организации Transparency International Россия уже многие годы обретается во второй сотне (рядом с Никарагуа, Мали и Ливаном), т.е. еще хуже дела с коррупцией обстоят всего в 40-50 из 177 стран мира. И было бы наивно думать, что всеобщий порок не коснулся концертной индустрии.
О своих отношениях с чиновниками промоутеры, по понятным причинам, распространяться не любят - вплоть до тех случаев, когда "совсем припрет". Даже сейчас в кулуарных обсуждениях телефонного терроризма, повлекшего за собой отмену выступления Мэнсона, представители шоу-бизнеса заявляют о том, что звонившего, скорее всего, не найдут. "Если не нажать". Что это означает в переводе с языка откатов и заносов, не нам вам объяснять. Как не нужно объяснять, что в коррупционноемких областях во время еды всегда приходит аппетит: "подмажешь" один раз, и завтра в очередь за откатами начнут выстраиваться все новые и новые бюрократы. Повод прийти у них всегда найдется.

Спасти ситуацию могло бы объединение крупных промоутеров. Объединение не на бумаге - на бумаге, например, уже 8 лет существует Национальная ассамблея организаторов развлечений, которая вроде как должна отстаивать интересы крупных игроков рынка, - а реальное. С открытыми письмами и настойчивыми и жесткими требованиями установить единые и конкретные правила организации концертной деятельности, перед которыми будут равны и промоутеры, и чиновники. Время заискиваний перед властью (и челобитных царю, объясняющих, что ты вообще-то хороший и имеешь право заниматься бизнесом) прошло. Надеяться, что в этот раз пронесет и "православные активисты", "комитеты озабоченных родителей", ФСКН или санэпиднадзор придут не за тобой, а за кем-то еще, больше невозможно. "Сдохни ты сегодня, а я завтра" - это лозунг, подходящий для лагерных зэков, но никак не для крупного бизнеса.

Если в деле о телефонном звонке о бомбе на Park Live, не будут найдены виновные, мы рискуем выйти на новый уровень концертного рэкета. И только промоутеры могут защитить свой бизнес от нападок тех, кто рассматривает его как дойную корову.

30.06.2014, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: