PRIMAVERA SOUND  Весенний призыв в Каталонии. Часть 3

Финальная часть репортажа с главного музыкального фестиваля Европы: о фанатских радостях, бремени хэдлайнерства и жизнеспособности пост-рока.

1 часть отчёта - "О соседстве провала с триумфом и словах, которыми можно вызвать ливень"
2 часть отчёта - "О спонтанных участниках фестиваля, величии Arcade Fire и Slowdive, премии "Cтальные яйца" и женщинах-музыкантах, готовых дать фору любым мужикам."

Группа Pixies, так уж получилась, была крайне важной для автора этих строк в горячий период окончания школы и начала студенчества. Запиленный компакт-диск из знаменитой серии "Домашняя коллекция" крутился во многое повидавшем CD-MP3 плеере очень часто, равно как и аналогичный подпольный релиз с дискографией группы Pulp. Последних посчастливилось увидеть во время их долгой реюнион-пробежки в 2011-2012 годах, пришло время и для этих грандов. Правда, катаются они с туром уже 10 лет, во время которых для записи нового альбома Фрэнку Блэку пришлось окончательно рассориться с Ким Дил. Но хоть так.

Да и с "Indie Cindy", не такой уж и плохой пластинки, как о том прокричало большинство, для длинного сетлиста выбран всего пяток самых нестыдных номеров. В остальном придётся констатировать, что выступление Блэка и ко - исключительно фанатский удел. Как относящий себя к таковым, свою долгожданную долю удовольствий от пулемётной очереди из хороших и великих песен, сыгранной практически на автоматизме, я получил. Но не встретил ни одного не-поклонника группы, который был бы доволен нынешним их туром, и это показательно. Ну и Ким местами очевидно не хватало - бэк-вокала было меньше, да и "Gigantic", любимую песню Кобейна, услышать, видимо, уже не удастся никогда.

В свою очередь, не могу себя отнести к поклонникам The National и сказать какие-то тёплые слова по поводу их сета. Наслышанный о всеобщих восторгах по поводу давнего концерта в "Апельсине", я уже дважды видел американцев на многотысячных фестивалях, и оба раза никаких претензий я не имел в плане техническом, но на уровне эмоциональном - смотреть на это было попросту скучно. В сравнении с прошлым туром, группа окончательно осознала свой хэдлайнерский статус: появился тематический видеоряд и свет, а Мэтт Бернигер начал играть натуральную роль психопатичного интеллигента-алкоголика, вполне коррелирующую с песнями The National, но очень странно выглядящая визуально (как в дранину пьяный Джарвис Кокер, практически начисто лишенный обаяния, допустим). Прослушав несколько песен с казавшимися мне хорошими альбомов "Troubles Will Find Me" и "High Violet" и вновь испытав дежа-вю (читайте, скуку), я решил не портить себе первое впечатление и отправился на сцену Ray-Ban слушать группу Darkside.

Общая усталость, а также приём положения сидя расслабили напряженный организм, и, пока дуэт Николаса Жаара и Дэйва Хэррингтона рассекал точеными хаус-ритмами воцарившуюся полную тьму, я половину их выступления по-глупому продремал. Но не впечатлиться происходящим было сложно - Darkside делают, скажем так, гиковскую хаус-дискотеку для всех: музыка непростая, тягучая и завораживающая, но когда вступает бочка, устоять на месте оказывается невозможным. Вот и выложенный плиткой амфитеатр перед сценой ходит ходуном, шумя и щедро аплодируя между композициями.

Закрепили танцевальное завершение вечера чудики из !!!. Они гастролируют с прошлогодним диском "THR!!!LER", первым за долгое время, наполненный резвым и весёлым диско-роком. Лидер группы Ник Оффер, одетый в уморительные спортивные трусы, плясал безумные танцы, по сто раз пробежав сцену от края до края, а на одной из песен не сдержался и нырнул в зрительный зал. Весело пропрыгав большую часть их ободряющего сета (где-то рядом сразу появился пушер, которого пришлось припугунуть), я отправился копить силы на последний фестивальный день.

Он начался с ещё одной поездки в парк Ciutadella, заполненный как посетителями фестиваля, так и обычными посетителями. От души и на полную громкость шумели Speedy Ortiz, чуть более традиционной инди-группой (в пику студийному дрим-попу) живьём предстали Caveman, но главное выступление, ради которого стоило плюнуть на сон и приехать на эту выездную площадку, закрывало дневную программу. Шотландская группа The Twilight Sad именно на фестивальной сцене выступала в одно время со Slowdive, и, учитывая схожесть целевой аудитории, аншлага на её выступлении не было. Здесь же в небольшой открытый закуток забилось под тысячу человек, что для нефестивальной площадки совсем не мало. Джеймс Грэм предупредил, что обычно группа звучит громко, но здесь будет камерный сет - и под минималистичный аккомпанемент синтезатора и гитары надрывающий связки Джеймс, исполнявший в основном песни с дебютного альбома "Fourteen Autumns & Fifteen Winters", буквально-таки высекал искры, создавая редкий для подобных сетов эмоциональный накал. На бис группу вытаскивали чуть ли не силком.

Преодолев расстояние до Diagonal Del Mar, я вновь отправился в закрытый зал музея Blau - там выступал академический коллектив со многолетней историей Kronos Quartet. Встречали их практически как рок-звёзд, во всяком случае, всё их выступление сопровождалось одними из самых оглушительных оваций фестиваля. В идеальной акустике зала скрипичный квартет и звучал подобающе - грозно и масштабно. Исполнялись как и написанные для них, так и переаранжированные композиции, среди которых встречались произведения авторства Омара Сулеймана и Терри Райли, а закончилось всё монументальной "Death Is the Road to Awe" из фильма "The Fountain", от впечатляющего финала которой мурашки побежали.

Пока на сцене ATP громко молодились инди-панк-рокеры Superchunk, на сцене Pitchfork играли слегка монотонный, но неизменно мелодичный инди-поп с громкими гитарами Dum Dum Girls. Американский женский квартет был строго одет во всё черное и был так же сосредоточен, как и двумя днями ранее их коллеги Warpaint. Увы, никакой особенной "химии" на сцене не было, а в фестивальных темпах устаёшь даже от выступлений хороших групп, если их шоу не представляет собой ничего из ряда вон. Хедлайнерский сет Spoon, в общем-то, тоже можно отнести к ряду "не удивили", но вот от них откровений-то и не ожидалось ничуть. Просто крепкое выступление, состоящий из отличных рок-песен - и такие должны быть, пусть на сцене фактически ничего интересного и не происходило, и никто даже и не пытался завладеть вниманием публики как-то иначе.

Я наблюдал за Godspeed You! Black Emperor в прошлом году, так что один из основных вопросов, который у меня всплыл при объявлении состава участников - "Почему не Silver Mt. Zion?" У них тоже вышел новый альбом, тем не менее, была продолжена прошлогодняя фестивальная гастроль инструментальной версии музыкальной канадской коммуны. Всё на месте: медленное "раскачивание" от тихого - к громкому, от амбиентного инструментала - к оркестровому рокоту, от неги - к тревоге, а из жара - в холод. Даже местные большие любители поговорить во время концертов (среди испанцев таких хватает) после стартового громоподобного опуса "Mladic" все до единого замолчали. Классическая "Gathering Storm" с "Lift Yr. Skinny Fists...", "Moya" c ипишки "Slow Riot for New Zero Kanada", и после монументальной, новой 40-минутной вещи "Behemoth" Ефрем откладывает гитару и окидывает улыбкой ошеломлённую публику, дескать "Чуваки, ну катарсисы для меня - плёвое дело!"

На совсем небольшую сцену Vice огромная куча народа набивается на оголотелых гараж-панков Cloud Nothings, те играют предсказуемо злостно, но как-то неубедительно. Тем не менее, большая часть публики остаётся, кто-то слэмится, а я иду на соседнюю площадку Pitchfork, где стартует свой сет Blood Orange. Дев Хайнес вьется змеёй, периодически хватает гитару для исполнения эпичных гитарных соло, активно танцует и заигрывает со своими ряжеными в стиле 80-х бэк-вокалистками и очевидно инспирируется Принсом (Prince) как музыкально, так и визуально. В концертной версии песни Хайнеса сливаются в томный танцевальный поп-фанк, под который хоть плясать, хоть пиво пить, хоть целоваться с далеко идущими последствиями, - в общем, всё, что публика фестиваля очень любит, потому неудивительно, что Blood Orange после каждой песни срывают овации всё громче, а к концу выступления стягивают к сцене весь блуждавший неподалёку народ.

И я жалею, что не делаю так же, хотя повод весомый - в итоге не доехавшие до Москвы Nine Inch Nails. Правда, их "тоталитарный рэйв", лупивший по ушам с самого старта выступления, по душе не приходится. Да и, в сравнении с туром прошлого года, вся визуальная мощь их представления ограничивается крутым светом. Смотреть под накаленного добела Резнора в причудливом свете всевозможных ламп я долго, не будучи фанатом NIИ, не смог - и сбежал на ещё одних заслуженных стариков пост-рока из Mogwai. И для них выворачивать слушателя наизнанку, как и Ефрему с его дружиной, тоже оказалось занятием вполне обыкновенным. Сцена оформлена как большая репродукция хитрой геометрической конструкции с обложки последнего диска "Rave Tapes", песням с него предсказуемо уделяется больше всего внимания в сет-листе, так же детально рассматривают предыдущий "Hardcore Will Never Die, but You Will". Но публику больше интересует россыпь композиций с классических пластинок - от связки "Hunted By A Freak" / "Mogwai Fear Satan" и финальной "We're No Here" растопило б сердце даже самому упёртому приверженцу мнения, что пост-рок умер ещё в году этак 2002-м.

Как пел Фёдор Чистяков, "Революция окончена, а теперь - дискотека". Слоты титанов-хэдлайнеров завершились, а самым стойким, выдержавшим эти дни многочасового музыкального марафона, остаток сил пора пожертвовать танцам. Благо, оставшиеся два больших имени это предполагали само собой. Канадский дуэт Chromeo получает премию "лучшие стойки для синтезаторов в истории музыки" (в виде пары женских ножек на каблуках) и "а-та-та" за непомерное использование плэйбэка. Живьём, кажется, звучат только гитарные соляки, да постукивания по всяким перкуссиям, но на активность это особо не влияет - публика послушно пляшет под привязчивое электро-диско с такой энергией, будто фестиваль только начинается. Но, несмотря на откровенно заваленный звук, настоящую феерию устраивают следовавшие далее Cut Copy - в сравнении с недавним московским концертом добавился лишь экранный видеоряд с психоделической графикой. Зато пляски вышли отменные - такой активной и желающей отрываться публики в России как раз и не хватало. Усеченный вариант нынешней концертной программы не даёт продохнуть, а под хиты "Hearts On Fire" и "Light And Music" оставшиеся в живых посетители Примаверы навеселе соревнуются в отточенности хоровых прыжков.

Финальной точки уместнее и красивее для Примаверы было не найти - пусть тому и не способствовали время (австралийцы закончили в 4.30 утра) и общая усталость. В сухом остатке - ощущение, что на смотре достижений концертной индустрии в майской Барселоне стоит побывать хотя бы раз. Если отдавать себе отчёт, что увидеть всё банально не получится, а кое-кто из хэдлайнеров может не стоить ожиданий, и, как пела последняя группа моего Primavera Sound 2014, всецело "Free Your Mind", недовольным отсюда не уехать. Так что стремление многих возвращаться вновь и вновь в прекрасную Барселону, буквально-таки цветущую в конце мая, чтобы заодно посмотреть лучшие в мире живые группы, я теперь всецело понимаю и разделяю.

24.06.2014, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

PRIMAVERA SOUND - свежие публикации:

PRIMAVERA SOUND