Tori AMOS  Больше смех, чем катарсис

В столице прошёл концерт Тори Эймос: идеальный сетлист, кавер на t.A.T.u. и единственный очевидный недостаток.

Тори Эймос (Tori Amos) приезжает в Москву уже третий раз - первый свой столичный концерт в 2010 году диве запомнился настолько, что его запись она выпустила в виде бокс-сета под предсказуемым названием "From Russia With Love". Случился он, к слову, тут же, на площадке Crocus City Hall, которой Эймос в Москве ещё ни разу не изменяла. Не изменила певица и привычке доезжать до России с минимальным составом - последняя серия концертов с ритм-секцией, например, завершилась в карьере Тори за год до её первого приезда к нам. Концерт в 2011 году, правда, был сыгран со скрипичным квартетом, но камерную, практически интимную атмосферу это нисколько не нарушило; в поддержку же пластинки с оркестром "Gold Dust" певица в России не играла.

Поэтому "невооруженным глазом" особых различий в трёх её московских концертах не найти. Всё так же Эймос одновременно играет на неизменном "Безендорфере" и синтезаторе, и это по-прежнему частенько впечатляет, учитывая, что она крутится между инструментами в длинном платье и высоченных каблуках. Всё так же её одиночество на сцене позволяет ей плавать по огромному бэк-каталогу: публике гарантированы несколько неизменных хитов и несколько чисто фанатских радостей, которые постоянно ротируются, заставляя поклонников посещать один и тот же тур певицы не один раз. Итоговый сетлист посещаемого концерта певицы уже несколько лет является своеобразным лотерейным билетом - за уже прошедшие 30 концертов тура певица сыграла больше 100 (!) различных композиций при стандартной квоте в 20 песнях за вечер.

И в этот раз лотерейный билет попался выигрышный - что Петербургу, что Москве (думаю, что и Киеву бы досталась шикарная подборка, если бы концерт не отменился). По столичному выступлению: в первый приезд особое внимание было уделено альбому "Little Earthquakes", в этот раз - песням с "Boys for Pele" и "Under The Pink". С дебютника прозвучала-таки игнорировавшаяся раньше "Crucify". С последнего альбома прозвучали только лаконичные в инструментарии "Forest of Glass" и "Weatherman" - практически лучшие на альбоме. Со "Scarlet's Walk" - лид-сингл "A Sorta Fairytale" и узнаваемая не сразу в соло-исполнении "Taxi Ride". С лучшего, возможно, альбома Тори "From The Choirgirl Hotel", правда, была одна лишь "Northern Lad", но и ту я не чаял услышать.

Особое внимание в каждом концерте нынешнего тура уделяется нескольким каверам, которые Эймос исполняет в середине выступления. Певица не только вспоминает вещи, уже известные в её исполнении ("Smells Like Teen Spirit", "Rattlesnakes" или "Happiness Is a Warm Gun"), но и подбирает новые композиции специально для выступления. В Осло звучала "Take on Me" a-ha, в австрийском Линце - "Rise Like A Phoenix" Кончиты Вурст (Conchita Wurst). В Питере прозвучала "Suzanne" Ленарда Коэна (Leonard Cohen) и, по фанатской заявке, "In Your Room" Depeche Mode, ставшая эмоциональным пиком выступления. В Москве же певица призналась, что будет играть следующую песню впервые, да и вообще, несмотря на свой "полтинник", услышала её сегодня впервые. Заиграл кошмарный, дешевый дискотечный "луп", и под энергичный двухаккордный стук клавишных певица начинает тянуть "Нас не догоньияяяят!"

В зале, конечно, больше смех, чем катарсис, но приняли этот трюк в итоге очень тепло - тот, кстати, тоже был исполнен по фанатскому запросу. Тори вообще легко превращает каждую песню в свою - перейдя на англоязычный текст, она вносит в исполнение знакомые интонации и, когда назойливый бит перестаёт раздражать, уже как-то и забываешь, что это песня t.A.T.u.. Следом певица играет один из любимых каверов автора этих строк - на "Lovesong" The Cure. В сетлисте была все та же "In Your Room", но из итоговой версии списка певица его всё-таки вычеркнула. Было бы неплохо попасть на концерт, где Тори будет играть только чужие песни - раз уж ей так ловко удаются каверы, сделанные за один день.

Нынешний гиг отличился от прошлых большей камерностью - хотя, казалось бы, куда ещё. Отчасти причина в уменьшенной площади зала "Крокуса", с закрытым амфитеатром и балконами. "Crucify" Эймос пела будто бы слегка запинаясь, и голос ее расходился по залу легким эхо. В уже упомянутой "Taxi Ride" от темпоритма оригинала не осталось и следа. И когда на первой бисовой "Cornflake Girl" грянула громкая минусовка, за которой моментально растворилась вся интимность шоу, стало ясно, чего нынешним концертам Тори не хватает.

Всё-таки многим её хитам, которые жаждут услышать зрители, больше идёт полноценный состав музыкантов, да и хватает в её бэк-каталоге песен под которые можно и нужно потанцевать. Интимность концерта, в котором как по струнке молчат даже нередко любящие поболтать во время концертов русские (хотя это скорее следствие того, что в зале не было лишних людей), лиричности и утонченности творчества Тори к лицу, но всего, как известно, должно быть в меру. Эймос уже далека от того, чтобы играть чисто рок-концерты, и, скажем, в программе с оркестром или с альбомом "Night of Hunters", где представлялись вольные переработки академических произведений, такие элементы выглядели бы неуместно. Но, раз уж новый альбом "Unrepentant Geraldines" позиционируется как "возвращение к корням", то хотелось бы увидеть такое возвращение и живьём. Это могло бы сильно уменьшить вариативность сетлистов, но никто не отменял сольной части выступления, которая могла бы длиться хоть половину концерта. Зато блок с группой мог бы добавить бы шоу событийности. А там и до новых пресловутых катарсисов и эмоциональных пиков было бы недалеко.

16.06.2014, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

Tori AMOS - свежие публикации:

Сайт: www.toriamos.com

Tori AMOS

Дата рождения:

22 августа 1963