SHENKAR  "Музыка для меня как храм"

Легендарный скрипач Шенкар, которому не удалось попасть в Россию: "моя обязанность - обучать публику и поднимать ее вместе с собой на следующий уровень, что помогает развиваться следующему поколению."

Лакшминарайана Шанкар, известный также как Шенкар (Lakshminarayanan Shankar, L. Shankar, Shenkar) родился 26 апреля 1950 года в Мадрасе, имеет звание бакалавра в области физики и степень доктора этномузыковедения в Университете Уэсли. Он играет на десятиструнной двойной стереофонический скрипке – уникальном самодельном инструменте, который охватывает диапазон контрабаса, виолончели, альта и скрипки и по звучанию заменяет целый оркестр.
В середине 1970-х Шенкар и известный гитарист John McLaughlin основали акустический проект Shakti, став пионерами направления world music. А первый сольный альбом музыканта продюсировал легендарный Фрэнк Заппа. Shenkar работал над саундреком к фильму Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», получившим премию Грэмми. Исполнитель и сам становился лауреатом главной музыкальной премии мира – заветной статуэтки удостоился один из его альбомов. Шенкар играл со многими своими величайшими музыкальными современниками (в их числе - Peter Gabriel, Elton John, Phil Collins, Yoko Ono, Eric Clapton, Lou Reed, Talking Heads, Sting), и те всегда высоко оценивали его уникальный талант объединять индийскую музыкальную традицию с поп-музыкой, роком и джазом. Музыканты проекта разделяют идеи Шенкара и даже идут дальше: индийский фольклор они совмещают со славянским и добавляют к ним классическую европейскую музыкальную традицию. А представляют этот симбиоз они в современной интерпретации, делая его доступным даже для неискушенной аудитории.

Шенкар планировал выступить с петербургским коллективом Samhey Project на "Усадьбе джаз", однако в последний момент оказалось, что с приездом музыканта в Россию возникли сложности. Поэтому Звуки решили познакомить своих слушателей с этим замечательным музыкантом в ходе небольшого интервью.

Звуки.Ru: - Шенкар, что Вы думаете о перспективах музыки, основанной на этнических элементах? Как она может выжить, нужно ли ей что-нибудь, чтобы продолжать жить и развиваться?
Шенкар: - Любой музыке, основанной на импровизации, для выживания необходим постоянный рост, чтобы она выходила на новый уровень, что всегда требует усилий и помогает музыкантам расти и не застревать на том, что они уже хорошо знают. И это всегда сильно воздействует на публику. Наша обязанность - обучать публику и поднимать ее вместе с собой на следующий уровень, что помогает развиваться следующему поколению. Такой взаимообмен.

Звуки.Ru: - Исполняли ли Вы когда-нибудь традиционный джаз, играли ли с джазовыми скрипачами?
Шенкар: - Я никогда не исполнял традиционный джаз, но играл с джазовыми музыкантами — например, с Яном Гарбареком, Орнеттом Коулменом, Арчи Шеппом, Доном Черри, Стефаном Граппелли и так далее. Я выступал на разогреве у Майлза Дэйвиса в Европе в ходе его продолжительного турне. Это был удивительный музыкант. И все они хотели, чтобы я играл свою собственную музыку.

Звуки.Ru: - Что Вы можете сказать об опыте работы с поп- и рок-музыкантами? Что это вам дало?
Шенкар: - Я работал с множеством поп- и рок-музыкантов, с музыкантами, играющими металл. То, что они дали мне, зависит не от стиля, а от личности, поскольку во всех музыкальных направлениях есть выдающиеся артисты. Эти личности дали мне возможность смотреть на все по-разному. Я как актер, у моей музыки есть всевозможные эмоции, и каждая из них одинаково важна. Мне нужна свобода чувствовать и выражать себя любым способом, который мне кажется правильным, и как можно лучше. И, конечно, в моей музыке есть место для приложения усилий и для развлечения. У музыки нет барьеров. В конечном счете все зависит от того, как музыкант будет играть музыку как можно лучше, и это не легко. Пределов совершенству нет.

Звуки.Ru: - Считаете ли Вы себя певцом, или пение для вас является чем-то дополнительным? Каково скрипачу быть широко известным в качестве певца?
Шенкар: - Я певец, автор песен, скрипач, мультиинструменталист, композитор, продюсер, поэт — и все время учусь музыке. Если я не могу идти вперед, мне проще совсем уйти, но со мной такого не будет. Мое пение звучит в больших проектах, например, в «Последнем искушении Христа» легендарного режиссера Мартина Скорсезе, «Страстях Христовых» Мэла Гибсона, «Королеве проклятых», телесериале «Герои» и так далее. Поэтому можно сказать, что вот уже много лет меня больше знают как певца. А то, что я играю на скрипке, является отражением моего пения. Если послушать внимательно, то можно услышать мою скрипку, когда я пою, и наоборот. Я счастлив, что могу делать то, что делаю. Музыка для меня как храм. Я с детства никогда не добивался ее ради имени, славы или удачи. Я надеюсь продолжать до последнего вздоха! Мира и любви!

14.06.2014, Григорий ДУРНОВО (ЗВУКИ РУ)