ФЕСТИВАЛЬ  У нас нет времени мыть посуду, ведь всегда время пить чай

Редакция Звуков всей толпой открыла фестивальный сезон на Ahmad Tea Festival и решила, что на этом сезон можно закрывать.

Москвичи пока не оценили прелести концертной площадки "Музеон" - а между тем, на набережной с видами на бронзового монстра в этом сезоне проходят самые интересные и атмосферные фестивали. Людей на них немного, музыка подобрана со вкусом и подается через хорошую аппаратуру, пейзажи радуют глаз. И если вы считаете, что open air - это зона выживания, то мы придерживаемся прямо противоположной точки зрения: фест нужен для того, чтобы открывать уши для новой музыки, а для этого как нельзя лучше подходит комфортная обстановка.

Соня Соколова:
Ahmad Tea Festival, долгое время тщетно пытавшийся уместиться в маленькую коробку сада "Эрмитаж", в этом году решился на масштабирование - и если кассы себе не сделал, то заслужил самую высокую оценку слушателей. Сбалансированная программа, разумно расположенные вдоль набережной локации, сдобный запах вафель, собаки, фрисби и мыльные пузыри - сюда было приятно прийти, чтобы поваляться на нагретом дощатом помосте или в шезлонге и лениво потанцевать у сцены, пообщаться с друзьями и порадоваться жизни.
Что касается программы, то вопросов к ней практически нет - даже затесавшийся в англофильскую толпу Гребенщиков звучал в ней весьма умеренно, хотя тайных ожиданий, что будет исполнена программа с "Radio Silence", не выполнил. Но на бэклайне у Борис Борисыча последний десяток лет разливается какая-то нейтральная кельтика, поэтому сетом оказалась бы довольна даже IRA.

Карэн Казаков:
Несомненным плюсом площадки стал звук. Помимо хорошего бэк-лайна (о чем говорила куча шатров для аппаратуры за сценой), сыграли свою роль мастерство звукорежиссеров и организация пространства. Левая сторона сцены (со стороны ЦДХ), обшитая деревянными панелями и представляющая собой естественную лестницу, создавала отличные условия для акустических дифракций звука, что не давало ему потеряться на открытом пространстве. Ни разу (по крайней мере, я этого не заметил) никто из музыкантов не просил что-то "поднять" или "опустить" звукорежиссеров за пультом, который визуально отделял примерно треть парка под фанзону.
Самый лучший звук, конечно, был у Elbow – хедлайнеров, которых большинство пришедших дожидались до самого вечера. Но тут, скорее, сыграл фактор музыкального профессионализма. Никто не загонял ритм (чем несколько грешил "молодняк" из Peace), хрипловатый тенор Гая Гарви (Guy Garvey) звучал явно выигрышней нейтрального тона Джека Стедмена (Jack Steadman) из Bombay Bicycle Club, да и в отличие от последних у Elbow в арсенале была живая скрипка и Korg M3 и Roland на клавишной стойке.

Анна Никитина:
Новички английской инди-сцены Palma Violets уже успели заслужить звание спасителей жанра. Но тут надо понимать, что британская пресса может как растоптать, так и превознести любое явление - порой не очень заслуженно. Лондонский квартет, несомненно, хорош, но, с другой стороны, it's just a history repeating, просто несколько переосмысленная. Их дебютный альбом "180", спродюсированный басистом Pulp Стивом Мэки (Steve Mackey), как всякий панк и нью-уэйв, полон задорных композиций, в которых можно услышать самые разные отголоски – от Clash до The Bad Seeds. И это прекрасно, потому что такие семена дадут самые лучшие плоды.
Студенческие алкогольно-легкомысленные треки таят в себе и щемящую лирику, как в "Best Of Friends", и свойственный их возрасту нигилизм в композиции "14". Скоро должен выйти их второй диск, несколько песен с которого они исполнили на площадке, но их оказалось недостаточно для того, чтобы понять, какой курс они выбрали на ближайшее время. Всё, что хочется им пожелать на данный момент, – не пытаться выглядеть мощнее, чем они есть. Их главный козырь – молодость, поскольку все остальные плюсы есть её производные.

Виктория Базоева:
Неожиданно хорошими оказались Peace: на записи они звучат слегка вторично — ну школьники с гитарами, что мы, в Британии школьников с гитарами не видели? — однако живьем вустерширцы — само обаяние. Не было, кажется, ни одной песни, которая не была бы оммажем каким-нибудь рок-героям 1990-х: тут тебе и бубен как у The Stone Roses, и проигрыши, как в "Champagne Supernova", и гитарный рифф, как в "My Number" у Foals. Словом, с миру по нитке. Однако подростковая энергия и честность (ребята вваливают как в последний раз), и в особенности искренность песни "Lovesick" с рефреном "Я не хочу идти в школу" подкупают по-настоящему. В таких случаях у группы обычно два пути: первый — участники коллектива заканчивают школу, завязывают с музыкой и отправляются работать клерками; второй — вырастают в серьезных артистов. Peace явно навострились на второй вариант. Новый материал, представленный музыкантами (а свежих песен было немало) звучит куда интереснее фантазий на тему классического брит-попа: с необычными мелодическими ходами и старорежимной простотой, которой как раз, сейчас так в роке не хватает.

Александр Беляев:
В этом году, что удивительно, пригласили классика русского рока - Бориса Гребенщикова. Который, надо отметить, общей картины не испортил. Даже наоборот - идеально вписался в атмосферу. Прозвучал во всех смыслах хорошо. БГ с Аквариумом был, как обычно, бодр и весел: "Губернатора" исполнил резво, но не жестко. Под старинную "2-12-85-06" и кельтообразную "Мечи стаканы на стол" весь партер плясал. Так что и БГ оказался, что называется, в кассу.

Сергей Мудрик:
К британскому инди-квартету Bombay Bicycle Club живьём прирастают ещё пара юнитов - на сцене шесть человек, которым иногда подыгрывает ещё и гитарный техник. Группа в феврале выпустила пластинку "So Long, See You Tomorrow" (BBC вообще любители подобных названий - их дебют, к примеру, именовался "I Had the Blues But I Shook Them Loose"), которая возглавила британский чарт, а теперь отправилась с ней в фестивальное турне. Именно для фестивалей подобная музыка - ненавязчивая, мелодичная и сыгранная в неизменно плясовых ритмах - подходит идеально. Столь же оптимистично-радостным и даже слегка эйфорическим настроением, не имея при этом претензий на нечто более монументальное, отличаются живые выступления Crystal Fighters. Вот и тут, барабанщик стабильно держит темп, под который отлично прыгать и иногда дружно хлопать в такт, радостно щелкают перкуссии, мажорно и бодро звучит гитара, а приятное многоголосье служит "вишенкой на торте". Подобными сетами, особенно на фоне грандов-тяжеловесов, непросто сильно впечатлиться. Но без них будет откровенно скучно - с BBC просто можно отлично провести время, что для фестивалей, в общем-то, и есть основная цель.

Анна Никитина:
По признанию одного нашего коллеги, любая английская группа из паба даст фору каким-нибудь российским монстрам рока: они умеют петь, умеют играть и каждый концерт для них, как последний. В этом смысле хедлайнеры фестиваля Elbow – пример идеальный. Долгие годы игры в манчестерском пабе, выпуск первого студийного альбома через десять лет после образования – и сразу же номинация на Mercury Prize, справедливо заслуженная. За следующие десять лет группа заматерела, выпуская диски с мелодичной, эпичной и где-то даже слишком романтичной музыкой для слушателей, которые не любят пафос, а любят красиво изложенные истории в очень выдержанном исполнении.

В Москве команда представила альбом "The Take Off and Landing of Everything", выпущенный в марте этого года. Кроме основного состава на сцену вышли две скрипачки, которых фронтмен Гай Гарви представил как Виолетту и Кейт перед тем, как исполнить композицию "Real Life (Angel)": "Это наши ангелы". А начали они с "Charge", продолжив "The Bones of You" с пластинки "The Seldom Seen Kid". С неё же были "The Loneliness of a Tower Crane Driver", "Mirrorball" и хит "Grounds For Divorce", которую все исполняли хором. Один английский поклонник группы так раздухарился, забравшись на ящики, что Гаю пришлось его немного заземлить: "Я за тебя волнуюсь, ты там не танцуй". Это оказалось не так-то легко. Когда зазвучала финальная "One Day Like This", очень захотелось, чтобы этот день не заканчивался никогда. Увы, группа даже не вышла на бис. У них – идеальный состав: участники обладают выдающимся композиторским талантом, а у Гарви, пожалуй, самый красивый голос на современной музыкальной сцене. Пока есть они и такие, как они, мир будет прекрасен.
Elbow были не самым очевидным выбором на место хедлайнера, но оказались великолепным финалом.

Дмитрий Куркин:
Теперь уже можно особенно не скрывать и не сливать отчаянные посты в сеть Secret: приезд Elbow до последнего момента был под угрозой срыва в виду растущей политической напряженности известно где. Тем приятнее, что разум все-таки победил, и Гай Гарви увидел то, что и должен был увидеть - не полчища кровожадных монголоидов, а пеструю публику, прекрасно проводящую время на одной из лучших открытых концертных площадок Москвы (глядя на монументального Петра работы Церетели, фронтмен не удержался от шутки: "Спасибо, что поставили мне памятник"). Elbow со своей стороны тоже не подвели. Это был не тот громогласный фейерверк, которого обычно ждешь под конец фестивального дня, скорее - красивый уход в закат, но пафос выступления вполне соответствовал финалу.
Не то чтобы Ahmad Tea Music Festival именно таким образом планировал укреплять отношения между двумя культурами. Но получилось так, и это было хорошо.

09.06.2014, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: