На фестивале Beat Music Festival состоялась премьера фильма "Ещё", ради которого режиссер-документалист Дмитрий Лавриненко провел с группой АукцЫон семь лет.
Перед началом премьерного показа в кинотеатре "Горизонт" фильма Дмитрия Лавриненко "Ещё" создатели Beat Music Festival Кирилл Сорокин и Алена Бочарова объявили, что это - "фильм закрытия фестиваля". Чёрт его знает, что это значит – "фильм закрытия". Наверно, что-то очень важное и торжественное. Но Дмитрий Лавриненко в своем фильме бежит от важности и торжественности. Во-первых, потому, что съемки растянулись почти на семь лет: первая – в ноябре 2007 года, на концерте-презентации DVD "Девушки поют" в Б1, последняя – в апреле 2014 года. И за это время, по уверениям вышедших на сцену участников группы (в полном составе, что лучше слов говорит об их отношении к фильму и его создателю) он стал практически одним из них, допущенным в самые интимные подробности жизни АукцЫона. Ему не только удалось проникнуть на запись "Юлы" (где видно, как обычно скромный до болезненной застенчивости Фёдоров уверенно раздаёт указания друзьям-коллегам, а те его беспрекословно слушаются), но даже включить камеру в тот момент, когда Фёдоров наигрывает своему либреттисту (кавычки здесь излишни) Озерскому "рыбу" новой песни – той самой, которой суждено будет стать «Хомбой», но соавторы об этом еще не знают. А во-вторых, – какая может быть торжественность в фильме о группе, все время бегущей от статуса звёзд? Не «рожденные для буги» и не «упавшие со звезды», а обычнее питерские парни (теперь уже – мужики), всю жизнь занимающиеся любимым делом. И если уж так вышло, что их дело оказалось любимо сотнями тысяч, то им, конечно приятно, но они по этому поводу особо не парятся.
С этого, собственно, фильм и начинается – со слов Фёдорова, повторяемых потом на разные лады другими персонажами, что ему плевать на славу и на звездность, что главное, чтобы было честно. И, естественно, встык этим словам режиссер (он же – монтировщик) дает переполненный зал, вопящий после концерта:
На этом контрасте – легендарной рок-группы и компании старых верных друзей - весь двухчасовой фильм и построен.
И вот, наконец, самый дорогой кадр: Леонид Фёдоров, только что отрешенный и бесстрастный, никого и ничего не замечающий на сцене, сияющими глазами смотрит на своих коллег-товарищей, идеально сыгравших сложный инструментальный кусок для "Юлы". Сразу ясно и кто худрук, и как он относится к своим партнерам.
Дмитрий Лавриненко и Кирилл Сорокин заявили, что намерены добиваться для фильма прокатного удостоверения. Прокат музыкального кино – штука малопредсказуeмая. Ни сюрреалистический, полный британских звезд и британского юмора "Born to Boogie" Болана и Ринго Стара, ни сурово-публицистический "Рок" Алексея Учителя не стали блокбастерами. Но прошло много лет, и стало ясно, что они запечатлели время.
А лучше всего, как обычно во всем, что касается сути АукцЫона, впечатление от фильма передал Гаркуша: "Хороший фильм. И что приятно – заслужили!"
Вот "Ы" триумфально завершает свой сет на сцене огромного столичного клуба – а вот добродушный Борис Шавейников жарит на маленькой кухне у Фёдорова грибочки для соуса и семь мужиков с одной хрупкой женщиной – женой Фёдорова – садятся обедать.
Вот Гаркуша во всем своем концертном великолепии и на кураже "воскресшего Хармса" - а вот он же, помудревший, пятидесятилетний, с улыбкой рассказывает как завязал с алкоголем и как у него вышли камни из почек.
Вот рьяный авангардист "Колик" Рубанов рассуждает о том, что Фёдоров настоящий дзенский учитель, сам того не ведая, а вот он пьет на даче чай из самовара и мастерит из досочек рукодельную маримбу.
Вот Волков на сцене – безумный "человек-контарбас", и вот он же непритворно смущается игривому вопросу режиссера, легче ли музыканту знакомиться с девушками. "Легче чем кому? Чем футболисту? Нет, не легче".
Вот Бондарик медитативно ловит рыбу – и он же сидит с убитым видом, накосячив в студии на записи.
Вот Озерский объясняет смысл песни "Падал" и вдруг добавляет: "На самом деле очень мало людей приспособились к жизни. Мы все делаем вид, но на самом-то деле это мало кому удалось".
"Тоталитарный рэп - это аукцион, где тебя покупают, тебя продают", - изрек некогда Кинчев, явно намекая на своих товарищей по рок-клубу. Оджнако именно антитоталитарные разброд и шатание "аукцыонщиков" оказались одной из причин, не давшей закрыть АукцЫон раньше времени. Не хлопнуть молотком по столу с криком "Продано!".
Дата образования:
1 января 1978
Подробности из жизни:
Группа АукцЫон была и остается
уникальным явлением на российской
не-поп-сцене. И это не расплывчатый комплимент, а точное определение. Так уж в
силу разных причин (перечислять которые было бы долго да и, пожалуй, излишне)
случилось, что русские рок-группы доперестроечных годов рождения
выкристаллизовывались вокруг поющих поэтов - любящих, конечно, музыку и не
лишенных порой мелодического дара, но всё-таки в первую очередь именно поэтов.
Этим, как говорил Маяковский (тот еще был бы рокер, между прочим) и интересных.
Гребенщиков, Цой, Кинчев, Борзыкин, Чистяков, Ревякин, Летов, даже
Макаревич. Исключения были единичны и оказывались недолговечны:
эстетские Странные игры, писавшие песни на стихи Поля Элюара и
Козьмы Пруткова, (и где они сейчас, эти "игры"?), Наутилус
Помпилиус со злыми точными текстами Ильи Кормильцева и харизматичным
фронтменом Бутусовым. Покойный ныне Кормильцев, как известно, в 90-е
годы не
захотел жить прошлым и создал собственное радикальное…
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)