ФЕСТИВАЛЬ  СКИФ 2014 и московское зазеркалье

Лютнист-соратник Джима Джармуша, ветераны индустриального рока и другие участники фестиваля СКИФ, которые доедут и не доедут до Москвы.

На Курехинском фестивале в этом году звезд, пожалуй, поменьше обычного, но насыщенность расписания от этого не страдает. По обыкновению много отменных экспериментальных составов, славных не нашумевшими альбомами или контрактами с именитыми лейблами, а именно живыми сетами. Еще одна особенность СКИФа-2014 в том, что по крайней мере «верхняя половина» лайнапа в полном составе отправляется и в Москву, так что несколько вялая в последнее время музыкальная жизнь столицы хотя бы на один уикенд оживится.

The Young Gods
В двух словах: ветераны индастриал-рока из Швейцарии, повлиявшие на всех и вся от Майка Паттона (Mike Patton) до Трента Резнора (Trent Reznor)
Чем интересны: Эти швейцарцы российской публике милы хотя бы тем, что выступили в «Горбушке» еще в 1996-м, когда концерт любой заезжей группы был событием. Ныне «Боги» уже не так молоды (в будущем году группе стукнет тридцатник), но по-прежнему бодры, агрессивны и по праву наслаждаются статусом этаких «теневых патриархов» вроде Einsturzende Neubauten. В любви к их музыке признается, например, Дэвид Боуи (David Bowie), а Майк Паттон (Mike Patton) издает их записи на своём лейбле Ipecac. Так что посмотреть на них есть смысл не только старым индустриальщикам и альтернативщикам, но и юным фанатам Nine Inch Nails.
Будут ли в Москве: да (17 мая, P!PL).

Йозеф Ван Виссем (Jozef Van Wissem)
В двух словах: Автор музыки к последнему фильму Джармуша.
Чем интересен: Хотя бы тем, что играет на лютне. Его сольные записи располагаются где-то между барочной музыкой, академическим минимализмом и экспериментальным фолком, но известен Ван Виссем в первую очередь совместными работами. Как и полагается артисту из Бруклина, Йозеф записывается много и в самых разных компаниях, от гитариста Гари Лукаса (Gary Lucas), известного, например, по работе с Amorphous Androdynous до Джима Джармуша (Jim Jarmush). Неудивительно, что Джармуш подключил Ван Виссема и к работе над музыкой для кино. Саундтрек к фильму «Выживут только любовники», хмурая и тягучая лоу-фай рок пластинка, тоже принадлежит «перу» Йозефа.
Будет ли в Москве: да (17 мая, Филармония нового музыкального искусства).

Hidden Orchestra
В двух словах: Эффектно исполняемый вживую гибрид даунтемпо, джаза и музыки для воображаемого кино.
Чем интересны: Квартет из Эдинбурга под управлением мультиинструменталиста Джо Эйксона (Joe Acheson) похож одновременно на Bonobo, Red Snapper и Cinematic Orchestra периода расцвета. Еще точнее положение группы на музыкальной карте описывает то, что пластинки Hidden Orchestra одновременно издают британский лейбл Tru Thoughts, который специализируется на новом джазе, и немецкий Denovali, где отдают предпочтение электронике и неоклассике. Дополнительный аргумент для гиков – близкую дружбу с Hidden Orchestra водит чех Томаш Дворжак (Tomas Dvorak), он же Floex, который даже сыграл на кларнете в нескольких треках альбома «Archipelago».
Будут ли в Москве: да (16 мая, DI Telegraph).

Mungolian Jetset
В двух словах: норвежское костюмированное спейс-диско.
Чем интересны: Mungolian Jetset издаются на лейбле Smalltown Supersound и формально принадлежат к волне обновленческого скандинавского электронного диско, но в отличие от Линдстрема (Lindstrom) или Diskjokke, которые предпочитают диджеить или играть «концерты» в лэптопа, эти ребята делают ставку на настоящий лайв и сценическое шоу с переодеванием. Выглядит до крайности экстравагантно, но звучит, к счастью, не как кабаре, а как танцевальная электроника.
Будут ли в Москве: нет.

The Geordie Approach
В двух словах: радикальный джаз в исполнении двух норвежцев и одного британца.
Чем интересны: умением сочетать экспрессию и сложные формы, а также не вполне типичным для джаза составом с рок-гитарой. К фри-джазовому дуэту норвежцев Стола Биркленда (Ståle Birkeland) (ударные), который уже выступал в России вместе с Фруде Йерштедом (Frode Gjerstad), и Петтера Фроста Фаднеса (Petter Frost Fadnes) (саксофон, электроника) присоединился британский гитарист Крис Шарки (Chris Sharkey). В результате получился не то джаз-панк (хотя для этого музыка Geordie Approach чересчур сложна и аритмична), не то мат-рок, не то и вовсе нойз. Живьем это всегда смотрится беспроигрышно.
Будут ли в Москве: да (19 мая, Китайский летчик Джао Да).

Яакко Эйно Калеви (Jaakko Eino Kalevi
) В двух словах: Аутсайдерский финский электропоп, внезапно угодивший в обойму лейбла Domino и на страницы британской прессы.
Чем интересен: Яакко Эйно Калеви днем работает в родном Хельсинки водителем трамвая, а вечерами записывает эклектичную аутсайдерскую электронику, по духу чем-то напоминающую Ариэля Пинка (Ariel Pink). На одном альбоме запросто можно встретить и угрюмый эмбиент, и дурашливый электропоп «под самоиграйку», и романтику в духе Криса Ри (Chris Rea), и похмельную пост-панк меланхолию. Выпустив на родине с десяток альбомов и ЕР, финн внезапно попал на карандаш к боссам лейбла Weird World (подразделению Domino Recording Co), где вышел его миниальбом «Dreamzone». В результате, Яакко блестяще проиллюстрировал тезис Дэвида Боуи «We can be heroes just for one day» - не вылезая из своего трамвая, финн попал на страницы центральных британских газет в диапазоне от NME до таблоида Evening Standard.
Будет ли в Москве: да (17 мая, Солянка)

Broke
В двух словах: датская молодёжь играет атипичный электронный пост-панк.
Чем интересны: Звучание самой известной (да пока и единственной известной, чего уж тут) песни Broke, дуэта с модной датской барышней , не должно сбивать вас с толку – сами по себе Broke играют совсем другую музыку. Дуэт из Копенгагена одновременно напоминает Primal Scream в электронной ипостаси и шумовую психоделию Fuck Buttons. Звучит этот гибрид свежо и мощно (в особенности, на однообразном фоне групп, которые принято причислять к новому пост-панку) и в этом смысле скудность дискографии, а точнее её полное отсутствие (лишь несколько треков на сайте, пара видео и разрозненные концертные записи) как-то даже расстраивает.
Будут ли в Москве: да (17 мая, Солянка)

Мэри Очер (Mary Ocher)
В двух словах: Израильтянка с московскими корнями исполняет резкий авант-поп.
Чем интересна: Авант-поп – не потому что такой уж авангардный, а скорее потому, что всё что делает на сцене Мэри Очер это в первую очередь арт-перформанс. Музыка для неё не цель, а средство, лишь один из доступных ей языков (Мэри принимает участие во множестве арт-проектов, не обязательно связанных с музыкой). Мэри (которая родилась в Москве, но сформировалась как художник уже в Тель-Авиве) может исполнить проникновенную фолк-балладу, экспрессивный женский рок в духе ранней Пи Джей Харви (PJ Harvey) или даже отстраненный лоуфайный электропоп, но невозможно отделаться от ощущения, что всё это – лишь роли и маски.
Будет ли в Москве: да (17 мая, China Town Cafe).

FELL
В двух словах: мат-рок на грани нойза. Умри всё живое.
Чем интересны: швейцарский дуэт FELL – главные экстремалы СКИФа-2014. Барабанщик Симон Берц (Simon Bertz) обращается с ударной установкой примерно так же, как Джон Кейдж (John Cage) – с фортепиано, только швейцарец идет еще дальше. «Препарирование» состоит не только из обвешивания установки посторонними предметами и нестандартной техники игры. Берц «расширяет» барабаны электроникой – датчиками, луп-станциями и педалями эффектов, создавая петли с обратной связью. Помогает ему голландский электронщик по прозвищу Tok Tek, мастер сэмплирования и шумовых коллажей.
Будут ли в Москве: нет.

05.05.2014, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: