ИЗ ЖИЗНИ  Record Store Day по-русски

Как отметить День Музыкального Магазина, живя в России.

В эту субботу, 19 апреля, мир отметит ежегодный День Музыкального Магазина. Начавшись в 2007 году со скромной акции волонтерской помощи исчезающему виду - независимым, несетевым магаизинчикам, испытывающим проблемы в цифровую эпоху, - Record Store Day превратился в поистине глобальную вакханалию меломанов. Настолько масштабную, что заводам, выпускающим эксклюзивный винил, уже не хватает рабочих мощностей, чтобы отпечатывать все запрашиваемые тиражи (а меж тем речь идет, как правило, о сильно ограниченных партиях в 1000, 500 или 100 пластинок). Дополнительный Record Store Day отныне проводится в ноябрьскую "черную пятницу", кроме того своеобразный филиал появился у продавцов кассет (Cassette Store Day).

Россия, где с музыкальными магазинами - причем вообще всеми, а не только независимыми - дела обстоят неважно, традиционно оставалась в стороне от праздника: ввиду сложностей логистики участники RSD на российский рынок попросту не рассчитывают, а местные производители винила лишь в последние пару лет активизировались. Тем не менее, в этом году меломанам будет чем поживиться: по-своему решил отметить дату один из старейших и крупнейших продавцов музыки на физносителях в России, Allmusic.ru, выделивший не один, а два дня для празднования - 15 и 19 апреля (с 00:00 до 00:00 следующего дня) - и предлагающий покупателям в эти дни значительные скидки на все позиции своего каталога. Звуки связались с главой магазина Юрием Павловым и поговорили с ним о Record Store Day, отечественных крейтдиггерах и том, почему в наше время не стоит пренебрегать походом в музыкальный магазин.

Звуки: Что для вас значит День Музыкального Магазина?
Юрий Павлов: Каждый год поздней весной до нас доходила волна этих временных, как правило, очень коротких релизов с этими наклейками RSD 2010, 2012, 2013. И вот они как метеоры: появлялись и исчезали. Мы что-то успевали забрать, что-то нет. Но в этом году мы впервые участвуем сами. Потому что максимум, что мы могли сделать раньше – это перекупить у кого-то и заявить, сделать клиентам отдельные списки, отдельные товарные предложения, условно говоря, «вот эти 50 альбомов под РСД-2013».
В этом году мы решили пойти дальше. В этот день – это же всего лишь одни сутки - 15 апреля с 00:00 до 00:00 16-го, мы решили поучаствовать для того, чтобы привлечь клиентов, и для того, чтобы позиционироваться в рамках этой общемировой тенденции. Мы ничего не производим, мы не можем сами ничего выпустить. Мы отказываемся от нашей маржинальности в этот день вообще. Мы просто будем в этот день для розничного рынка предлагать очень дешевые товары. Это большое событие, в России оно совершенно затененное в силу того, что у нас вообще сейчас с музыкальными магазинами плохо. Есть масса помпезных, пафосных музыкальных магазинов, неинтересных, есть хорошие, есть очень дорогие. Мы решили сделать в этот день хорошую музыку максимально доступной, насколько это возможно. Вот так мы участвуем.

Звуки: В этом году RSD достиг некой критической отметки. Магазины уже жалуются на то, что мейджоры оккупировали все прессы для печати винила, а тиражи, которые они делают под RSD, в результате остаются нераспроданными, потому что цены на пластинки задираются изначально.

Юрий: Мейджоры думают, что возьмут экстенсивным методом, что если у них на складе будет пылиться огромное количество товара, то это им поможет. Это вряд ли. Мейджорам не нужно быть такими жадными и не нужно быть упертыми в свои абсолютно неправильные маркетинговые схемы. На сегодня ситуация такая, что на музыкальном рынке можно работать, когда ты работаешь в каких-то нишевых секторах. Мейджоров мало, они ведут себя как будто ничего не случилось, причем не только на этом рынке. Неслучайно на западе ренессанс музыки «секонд-хэнд». Что интересно – интересно прийти в магазин и найти что-то такое, что тебе вообще не приходило в голову. Что далеко ходить за примером – очередной новый альбом Майкла Джексона с 8-ю треками – может быть, какие-то девочки, мальчики его раскупят. Но девочки и мальчики и так найдут это в торрентах. Поэтому мне кажется, мейджоры до сих пор не поняли, на кого им опираться.
Музыкальный горизонт в десятки и сотни раз шире, нежели то, что приходит в голову менеджерам по ассортименту, которые сидят в музыкальных магазинах и заказывают в каталогах. «Ага, я сейчас еще Джорджа Майкла (George Michael) прикуплю, Mogwai, Arctic Monkeys прикуплю». Это здорово, но, знаете, как бывает: есть офтальмологическая патология углового зрения, когда человек больной смотрит перед собой и, условно говоря, под углом 10 градусов видит, а дальше нет. Вот я считаю, что это проблема менеджмента на сегодня, тех, кто заказывает товар, тех, кто занят наполнением полок.

Звуки: Хорошо, но вы ведь не физический магазин, а сетевой ритейлер. Как вы вообще работаете?

Юрий: Так исторически сложилось, что мы не ставили перед собой задачи работать с рекорд-лейблами как таковыми, потому что в этом нет нужды и это нереально. Для того, чтобы, условно говоря, у нас раз в десять лет заказали один диск с определенного лейбла, мы не сможем прийти к ним с улицы и сказать: «Дайте нам один диск, и после этого мы исчезнем навсегда». Поэтому во всем мире вырастают локальные дистрибуционные компании, которые сами окучивают рекорд-лейблы и которые сами являются посредником между огромным скопищем рекорд-лейблов и розничными продавцами. Работать с мейжор-лейблами не проблема, потому что поддерживать отношения с ними может каждый: их не так много. Но дело мы хотим дать возможность клиентам копошиться в инди-лейблах. На пике нашей славы мы географически охватывали всю дистрибуцию, которая существует, а наш каталог достигал двух с половиной миллионов титулов. Сейчас у нас остались европейские дистрибуции, остались дистрибуции в Соединенных Штатах. Нам не удалось удержать Канаду и Австралию, которые как бы умерли сами собой в связи с крушением физических носителей. Нам не удалось удержать Японию, которая стала абсолютно недоступной из-за последнего экономического кризиса (2008-2009-й год), который вызвал совершенно чудовищный рост иены. Японский товар и так был дорогущий на грани возможного, а так, когда он стал вдвое дороже, у нас просто не стало клиентов. Но зато на сегодняшний день мы предлагаем Японию через европейский ре-экспорт. Есть какие-то японские товары на европейских складах. Это, конечно, не 100% японских релизов, но это огромная доля. На сегодняшний день мы имеем порядка миллиона шестисот тысяч титулов, потому что и европейские, и американские наши поставщики имеют огромные каталоги.

Звуки: Что составляет основу каталога?
Юрий: Мы достаточно консервативны. Мы не лезем вообще в электронную дистрибуцию, мы торгуем старыми добрыми физическими носителями, особенно упирая на винил, который сегодня испытывает определенный ренессанс. Многие релизы на виниле переиздаются, причем переиздаются, как правило, на 180-граммовом виниле. Сейчас очень модная тенденция, когда одиночный какой-нибудь культовый альбом, например, то, что переиздали месяц назад “Rumors” Fleetwood Mac, издали на двух винилах в 45 оборотов.

Звуки: В чем удобство allmusic по сравнению с другими магазинами? Почему что-то лучше заказать у вас, а не искать на развале?
Юрий: С прикладной точки зрения у нас есть определенное удобство. Удобство это связано с тем, что у нас полностью налажена система, где порядка 10 различных электронных платежей мы подключили, от простейших кредитных банковских карт и кончая практически всеми…
Звуки: ...и Paypal.
Юрий: Вот Paypal пока нет. Проблема с PayPal в том, что мы можем платить, но мы не можем генерировать платежи. Мы заточены под мировой рынок, потому что у нас покупают не только российские клиенты, но и клиенты со всего мира, потому что мы торгуем редкостями. Простейший пример - у нас в каталоге втрое больше товара, чем в немецком Amazon. Есть рекорд-лейблы, которые ведут совершенно пофигистский образ жизни. Например, рекорд-лейбл находится где-то в английской деревне, на крыше гаража, и руководит этим лейблом какой-нибудь алкоголик пятидесятилетний. И, естественно этот рекорд-лейбл не дистрибутируется ни через какие «амазоны», потому что они требуют бухгалтерию, они требуют постоянных апдейтов своего каталога…

Звуки: Важен вопрос доставки.
Юрий: Мы отправляем (хотите – по почте, хотите – экспресс-почтой) по всему миру и для России, конечно. Причем для России, для Москвы мы предлагаем варианты. Если клиент в Москве, то может ему курьер привезти товар, может человек сам приехать за этим товаром. И в этом случае, естественно, нулевая доставка. Для многих это важно. К сожалению, так складывается, что для значительной части меломанов эти вот 200 рублей и возможность их неоплаты – это важно.
Звуки: Но как быть с Почтой России? Ей многие не доверяют.
Юрий: Это больше из области мифологии. Мы работаем с почтой России с 98-го года, то есть уже 16 лет, и за 16 лет у нас пропала с концами одна посылка. Хотя, как вы понимаете, их тысячи и тысячи. Они на 99,9% доходят. Другое дело, что это долго. Почта России – монополист, выбора у людей нет. Это долго, но это работает. И потом, на самом деле, люди, которые заказывают редкости, готовы ждать.

Звуки: Сколько обычно занимает доставка?
Юрий: У нас все очень просто: если диск доступен (допустим, если это мэйджорский продукт и есть на складах), то в течение пары недель этот товар достается. У нас есть российский ассортимент, это совсем быстро, за 2-3 дня мы этот товар получаем. Что касается западного товара, тут мы привязаны к объемам. Мы не можем привезти мало, потому что есть такие вещи, как таможенная очистка, есть такие вещи, как авиадоставка, и для того, чтобы это окупало свои деньги, там должно быть много товара. Поэтому у нас сейчас ситуация такая: раз в месяц мы ввозим из Европы, раз в месяц мы ввозим из Соединенных Штатов. С одной стороны, это делюксовые издания, с другой стороны, меня очень радующая тенденция, когда переиздают практически в оригинальном виде, в оригинальной форме 7-мидюймовые синглы, знаете, такие с большой дыркой для музыкальных автоматов. Фильмовые DVD, Blu-Ray практически умерли, музыкальные в принципе держатся.

Звуки: И тут обязательно найдется человек, который скажет "А зачем мне это? Я и так все качаю".
Юрий: Вопреки общему заблуждению, что все можно скачать в интернете через торренты – это совсем не так. Я бы сказал, что из общего рынка видеоносителей – 10%, что кто-то берет и выкладывает в файлообменники и затем создает торренты. 90% - это то, что можно найти только на физических носителях.

Звуки: Не могу не спросить про региональные релизы - франкофонов, латинский джаз, разнообразную этнику. Есть же большое количество музыки, которая мало известна за пределами родины, поэтому продавать ее массово никому не приходит в голову.
Юрий: На это есть маленький, но устойчивый спрос, буквально вплоть до того, что есть, скажем там, пожилые меломаны, которые в американской музыкальной традиции называются “digging for gold”. То есть вот он роет, роет, роет, массу шлака вытаскивает, а потом находит жемчужину. Человек, который всю жизнь собирает, например, скандинавский бит первой половины 60-х годов, финский, шведский (там была, оказывается, огромная категория групп, которые копировали и развивали музыку в стиле The Animals или The Shadows), приходит и заказывает у нас постоянно такую музыку, и он счастлив. Другой интересуется фольклором, музыкой арабской Сахары, Сахеля – вот он ее собирает. Такие клиенты и формируют наш костяк. Они все разные, они все интересные, очень прикольные люди.
Звуки: Какие из недавних покупок запомнились лично вам?
Юрий: У нас заказали недавно сольную аудиокассету, которая еще с тех времен залежалась на немецких складах, - Франка Шобеля (Frank Schöbel), который 3 года играл с ГДР-овской группой Puhdys. И амиговская аудиокассета действительно пришла. После трехлетнего ожидания пришла виниловая пластинка английской группы Mellow Candle с единственным альбомом, который переиздал корейский лейбл Si-Wan на виниле. Когда человек приехал за ним, у него реально руки тряслись. И я его понимаю прекрасно, потому что корейцы почти как японцы: их переиздания очень похожи на оригиналы, они даже запах имеют старый. И, конечно, человек был счастлив.

Звуки: Как часто вам приходится сталкиваться с тем, что релиз не удается найти?
Юрий: Поскольку мы замкнуты на дистрибуторов, с доставкой у нас нет проблем, потому что мы берем по одним и тем же логистическим схемам. Это их головная боль. Здесь вопрос в другом. Абсолютно не значит, что каждый лейбл имеет постоянно на остатке на своем складе в физическом виде 100% того, что у них заявлено. Вы знаете, что, как и у нас, так и на Западе какие-то редкие релизы. Условно говоря, никто не произведет 5 или 10 штук, которые могут 10 человек в мире хотеть на данный момент. 10 штук никто не произведет. Все начинается, например, с 300 экземпляров, иногда бывает 100 экземпляров, меньше 100 не бывает. К тому же есть заявленный каталог. Определенный релиз из этого каталога распродан, его больше нет. Лейбл думает, а нужно ему допечатывать его. Он ещё не принял решение, он еще из каталога эти позиции не убрал. Если у нас клиент закажет этот релиз, которого сейчас нет, это 50 на 50: если лейбл надумает его переиздавать – клиенту повезло, если не надумает – клиент, к сожалению, не получит то, что он заказал. Поэтому наши дистрибуторы хороши еще тем, что они ведут так называемую «статистику отказов». По каждому релизу мы в связи с этим ставим вероятность выполнения. Когда у нас 2 миллиона титулов – реально приходит порядка 90-95%. Естественно, если мы берем какую-нибудь предоплату с наших иногородних клиентов, по истечении определенного срока, если этот диск не приходит, без всяких разговоров возвращаем её в полном объеме. Это совершенно естественно. Я говорю, что в принципе 90-95%, с учетом всех редкостей, мы обеспечиваем.
На западном музыкальном рынке есть понятие «филлрейт» или «филлинг рейт». Любой наш релиз там прописан. Но, знаете, очень часто бывает так, что приходят диски к клиентам с 20-типроцентной вероятностью выполнения. Все сроки прошли, 3 месяца прошло ожидания, мы спрашиваем клиента: «Ну что, возвращать деньги?». «Нет, - говорит, - денег не хочу, давайте еще раз перезаказывайте». Очень часто к нам приходят из совсем редких релизов, год он ждал, два он ждал, три года ждал – и он приходит.

Звуки: Мы говорим о виниле и кассетах. А что с компакт-дискам? Насколько преувеличены слухи о смерти этого формата?

Юрий: Если человек согласен на компромисс в сторону цифрового звука, то CD все-таки не так плохи. Ну, смотрите: во-первых, они недорогие. Во-вторых, если мы возьмем дискографию какой-нибудь легендарной группы, которая постоянно востребована, допустим, Pink Floyd, мы не увидим в доступности весь ее каталог только на виниле. Мы увидим от силы 3-4 альбома, которые кто-то сейчас производит. Однако на компакт-дисках мы видим весь каталог, который доступен и в дорогом варианте, и в дешевом, и европейский, и американский, и японский, и корейский, и австралийский. Поэтому, во-первых, издания на CD занимают, закрывают практически все меломанские потребности и, во-вторых, еще и выбор большой.

День Музыкального Магазина в allmusic.ru
Allmusic.ru
15 и 19 апреля, с 00:00 до 00:00 следующего дня

14.04.2014, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: