БРАВО  "Мы не можем из авторской песни сделать рок-н-ролл"

Главный романтик России Евгений Хавтан - о свежей концертной пластинке Браво, моде на прослушивание винила и новых русских музыканта

Вот уже на протяжении 30 лет главными романтиками нашей страны считаются стиляги из Браво. Их музыка в своё время поразила симбиозом рок-н-ролла, рокабилли, ска и британской гитарной поп-музыки с самыми нестыдными местными песенными традициями. За годы творчество Евгения Хавтана и Co. не утеряло блеска и актуальности, попутно подарив российской музыке Жанну Агузарову и Валерия Сюткина, во многом инспирировав культовый фильм "Стиляги" и заслужив своими никогда не теряющими актуальность хитами горячую любовь соотечественников.

В честь юбилея прошлой осенью группа отыграла мощный аншлаговый концерт в клубе "Stadium Live", обошедшийся без привычных камео от Жанны и Валерия, но нисколько не ставший от этого хуже - находившиеся там представители редакции дружно это подтверждают. Теперь же есть возможность убедиться в этом и у вас - Звуки эксклюзивно презентуют самые интересные композиции этой масштабной live-записи и обсуждают концерт и концертник с бессменным лидером группы.

Звуки.Ru: 30-летие - первый за долгое время юбилейный концерт, в котором не участвовали прежние участники группы. С чем это связано? Привычный вариант празднования юбилея себя изжил?
Евгений Хавтан: Все юбилейные концерты построены на привлечении, помимо основных артистов, каких-то больших имён, чтобы собрать максимальную аудиторию - это как в поп-музыке, так и в рок-музыке. Я решил понять, сколько мы сможем собрать зрителей сами. Что немаловажно, в этот раз мне хотелось больше показать то, что собой представляет группа Браво сейчас. Не нашу прошлую историю, как это случается, когда в концертах участвуют бывшие вокалисты. Мы всегда больше интересен сегодняшний день, да и новые песни хотелось сыграть. Были приглашены только особые гости - Денис Мажуков, также игравший у нас в группе пианист, с помощью которого я хотел показать связь Браво с историей рок-н-ролла, - инструментом он владеет виртуозно, и с ним мы сыграли сет из вечной классики жанра, с которой всё начиналось. Был очень дорогой мне человек, бас-гитарист Дима Ашман, который провел с группой почти 20 лет. Дима Спирин, как автор песен - это были скорее мои друзья, нежели какие-то специальные гости. Не хотелось на этом концерте никакого "юбилейного" пафоса. И мы собрали этот немаленький зал, был практически "биток".

Звуки: А как приходят идеи того, чтобы разнообразить концерты - в данном случае, привлечение биг-бэнда, танцевальных групп? Это из условной эстетики 60-х, "стиляжности"?
Евгений: Мы от этой эстетики уже отошли - в последнем альбоме "Мода" от "стиляжного" уже ничего нет. Просто мы давно хотели сделать специальную программу с биг-бэндом, и я долго думал о том, где бы найти подходящий нам. Не хотелось бы его делать с людьми, скажем так, старшего возраста - и вот обнаружился молодой состав под управлением Антона Аверкина. Ему, по-моему, вообще 20 лет, то есть дирижера биг-бэнда моложе в стране, скорее всего, нет. И мы начали сочинять аранжировки каких-то песен - мне, например, совершенно не хотелось в тысячный раз играть одну и ту же версию песни "Вася", как мы её играли много лет подряд. В итоге мы переделали почти все наши золотые хиты - нам показалось это более интересным, чем исполнение привычных аранжировок.

Пример сыгранного на концерте классического рок-н-ролльного стандарта.

Звуки: Это же первый лайв-альбом за 20 лет. Всё-таки, запись концерта - довольно популярная форма релиза, многие музыканты делают их после каждого тура. Почему только сейчас?
Евгений: Лайв мы делали всего один раз - тоже юбилейный концерт "Live in Moscow". Даже не знаю, почему мы с тех пор не фиксировали своих записей... Наверное, потому что это сопряжено с большим количеством технических моментов. Это достаточно скучно - одни записывают, другие сводят, надо сделать хороший звук, в общем, целая история. Но здесь мне захотелось, чтобы этот контент остался в истории - тем более, что круглая дата большая, своеобразный рубеж в истории группы. И раньше не было возможности, например, сводить финальные миксы в Америке. А сейчас есть, и наш продюсер Гиан Райт (Ghian Wright), сделавший "Моду", собрал и этот концертный альбом. С этим релизом, кстати, мы охватываем практически все имеющиеся сейчас носители - от двойного винила до выпуска видео-версии концерта на Blu-Ray. На последнем вообще самое лучшее качество изображения и звука - и пусть людей, которые будут готовы приобрести этот диск и слушать его на полагающейся аппаратуре, немного, я решил довести проект его выпуска до конца скорее для себя. Более того, когда я начал искать в нашей стране людей, готовых сделать эту "начинку" для Blu-Ray, то мне это также стоило больших трудов, - таких специалистов-то практически и нет, так как эта индустрия у нас не развита.

Звуки: Раз уж альбом вышел и на виниле, то хочется спросить о том, как вы вообще относитесь к "виниловому ренессансу"? К тому, что люди внезапно стали вновь покупать пластинки?
Евгений: Я думаю, что это мода, этакий тренд, как минимум для 70% покупателей. Многие просто не понимают, что такое винил, и как он звучит, - ну, кроме того, что приятно подержать пластинку в руках, и это целый культ для нескольких поколений. Нужен хороший проигрыватель, акустика, усилитель - это же достаточно дорогая история. Чтобы услышать истинное звучание, нужно иметь оборудование стоимостью хотя бы от 2 тысяч долларов. Так что этот всплеск в какой-то момент пройдёт, и останутся те, кто с винилом из-за качества звука.

Альбом "Мода" стал первым виниловым релизом группы Браво за 18 лет, со времен LP "Московский бит".

Звуки: На концертном альбоме есть новая песня - есть ли какие-то конкретные новости по поводу новой студийной пластинки группы? Будет ли он отличаться от "Моды"?
Евгений: В данный момент готово 5 песен, причем последняя, "Для тебя", только-только появилась и записана с Машей Макаровой. Идеи есть, альбом в работе. Я надеюсь, что к осени он будет уже готов. Какой именно будет релиз пока сказать сложно, по уже имеющимся песням точно ясно, что он будет другим, но говорить что-то более конкретное про то, на каких он красках и звуках основан, рано.

Звуки: Браво в своё время сильно пострадали от противодействия со стороны властей, несмотря на космополитизм текстов. Как вы думаете, возможны ли в нынешнее время подобные ситуации? Всё-таки уже имеются прецеденты отмены концертов по политическим мотивам.
Евгений: Конечно, мне бы этого не хотелось. Будем надеяться, что разум победит.

Звуки: Как вы думаете, почему новые группы, которые, как и Браво, во многом черпают вдохновение из западных творческих источников, и близко не достигают такого уровня популярности как у вас?
Евгений: А причины тут две. Первая в том, что большинство из этих т.н. "хипстерских" групп (не люблю это слово, но так понятнее, кого я имею в виду), возникших в последнюю пятилетку и звучащих как западные команды, воспитаны на совсем другой музыке. Они не смотрели телевизор, не слушали местные радиостанции, и черпали информацию из интернета и других альтернативных источников, но только не из массовых. Из них 70% поют на английском языке - естественно, в русскоязычной стране им какого-то большого успеха с этим не добиться. А, во-вторых, не хватает идей, не хватает "мессаджа". Под которым я понимаю то, что группа хочет и может сказать. Должны быть мелодии, яркая индивидуальность - эти группы классно играют, но они похожи на свои "аналоги" за рубежом. Мне эти коллективы-то, кстати, нравятся, хожу к ним на концерты, но, если посмотреть принципиально, то зачем слушать копию группы Joy Division, или группы Beirut? Когда они найдут свой собственный язык, свою интонацию, музыкальную или, что ещё сложнее, текстовую, тогда всё будет в порядке.

Так абсолютная классика группы Браво звучала в 2012 году.

Звуки: А что вас впечатлило из последних музыкальных записей? Как местных, так и мировых?
Евгений: Из русских я недавно попал на концерт группы Zorge, наши графики пересеклись на концерте в Ижевске, и я получил массу впечатлений и удовольствий.
Звуки: Ну их новичками сложно назвать.
Евгений: В том-то и дело! А вот из новичков мне нравится Яна Блиндер.
Звуки: Она же у вас на разогреве на ближайшем концерте будет?
Евгений: Мне вот понравилось её творчество - потому, в принципе, её и пригласил, да. Потом, мне нравятся Motorama.
Звуки: Это к вопросу о схожести с Joy Division?
Евгений: Ну да, просто я говорил о том, что именно мне в них нравится, а что не нравится, плюсы и минусы. В целом, я - за. Та же история с The Retuses. Наадя ещё мне очень нравится - она пела на английском раньше, а вот сейчас, с песнями на родном языке, она на правильном пути. Из западного - Woodkid отличный, выпустили хорошую новую пластинку Kaiser Chiefs, офигенный парень Джеймс Блэйк (James Blake)... Вообще много хорошей музыки сейчас появляется.

Звуки: Музыки сейчас очень много - как в этом огромном потоке тогда найти то, что придётся тебе по душе?
Евгений: Сложно сказать! Поток информации, конечно, громадный. Надо слушать, что нравится. Раньше всё-таки существовала такая штука, как "музыкальная журналистика" - авторитет видных её представителей помогал ориентироваться в этом пространстве, как-то влиял на массы. Ввиду того, что они следили за информацией и выбирали самое интересное, с их помощью всегда можно было следить за новинками. Но, в данный момент, этот институт разрушен в корень, одни и те же люди могут сегодня писать статьи, допустим, про уток в охотничий журнал, завтра - какую-нибудь "желтуху" в газету "Жизнь", а послезавтра за музыкальную статью примутся. Так что сложно сказать, кого сейчас слушать. Себя, в первую очередь, какие-то внутренние позывы и ритмы. Или просто физически слушать музыки больше, а там хорошая вещь обязательно тебя найдёт… Вспомнил, кстати, ещё Tame Impala - это отличная команда, правильное продолжение психоделических идей 60-х, у Temples тоже хорошая пластинка. Вообще у тамошних музыкантов есть традиция, им просто есть откуда черпать идеи.
Звуки: У нас с этим похуже.
Евгений: Ну, мы же, увы, не можем из авторской песни сделать рок-н-ролл. Это большая ошибка - считать одно за другое. Да и многие представители т.н. "русского рока", не про всех, конечно, говорю, играли не рок, а натуральную бардовскую песню. Только на гитаре с фуззом.

Браво
Москва, ГлавClub
5 апреля, 20:00

03.04.2014, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
БРАВО - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Москва

Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Последнее путешествие – Leonard COHEN На церемонии Polaris Awards показали клип Кристофера Миллза на песню Коэна “Leaving The Table” »»

Наука расставаний – Sam SMITH Сэм Смит выпустил грустный клип на свой новый сингл "Too Good at Goodbyes" »»

Чувство утраты – A TRIBE CALLED QUEST Рэп-группировка A Tribe Called Quest официально прекращает свое существование »»

Ну, допустим, ква – MORRISSEY Моррисси вновь открыл твиттер-аккаунт. Но не факт, что настоящий »»

Время продавать Камни – ROLLING STONE Легендарный издатель журнала Rolling Stone выходит из бизнеса »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Плейлист Олега Куваева – МУЗЫКА Накануне своего московского стендап-шоу Олег Куваев составил плейлист самой "питерской" музыки »»

Подозрительная квартира – Евгений МАРГУЛИС Редкий случай: звезда масштаба страны приглашает на камерный концерт »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

20:00 – 16 Тонн – WARHAUS WARHAUS »»

21:00 – Клуб Volta – МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС »»

Хроника22/09

1957 – В 1957 году родился романтичный лидер группы Grinderman, автор замечательных баллад и песен Ник Кейв (Nick Cave)  »»

Marlena SHAW (1942)

David COVERDALE (1951)

Nick CAVE (1957)

Joan JETT (1960)

Сергей ЛОМОНОСОВ (1976)

Benjamin SOTTO (1980)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить