МЮЗИКЛ  Тик, тик...

В Москве ставят мюзикл "Tick, Tick... Boom!", написанный автором "Rent" Джонатаном Ларсоном. Мюзикл с непростой историей.

В ближайшее воскресенье состоится уже третий по счёту показ мюзикла "Tick, Tick... Boom!" Джонатана Ларсона (Jonathan Larson).

У самого произведения "Tick, Tick... Boom!" долгая и невесёлая история. Его автор Джонатан Ларсон, известный сегодня более всего за мюзикл "Богема" ("Rent"), был многообещающим актёром и композитором, и фактически по совету своего "гуру" - Стивена Сондхайма (Stephen Sondheim) - после окончания музыкального училища подался в композиторы и драматурги.

Но на этом поприще карьера Ларсона не задалась: он жил в очень стеснённых условиях, вынужден был работать официантом в ресторане - мягко говоря, далёкая от творчества деятельность. Но при этом он продолжал заниматься музыкой. В период с 1983 по 1990-й он писал произведение, получившее в итоге название "Супербия" ("Superbia"), рок-мюзикл по мотивам "1984" Джорджа Оруэлла (George Orwell). Изначально Ларсон хотел сделать именно "мюзикловую" версию романа Оруэлла, но наследники писателя не дали на это разрешения. Сюжет пришлось переработать.

Несмотря на все усилия Ларсона, заработанную награду Richard Rogers Production Award и грант, никто так и не захотел продюсировать полноценную сценическую версию "Супербии". Это стало для Ларсона крупным разочарованием. По следам пережитого он и написал "рок-монолог" под названием "30/90", которая затем была переименована в "Boho Days". Это был моноспектакль, где сам Ларсон исполнял все музыкальные номера, сидя за фортепиано; вместе с ним играла рок-группа.

Потом Ларсон написал "Rent", мюзикл, который стал хитом, принёс автору мировую известность и множество наград, включая три "Tony Awards" и Пулитцеровскую премию... Увы, посмертно. Ларсон умер от разрыва аорты в день, когда состоялась премьера Rent.

После его смерти драматург Дэвид Обёрн (David Auburn) переработал Boho Days, превратив моноспектакль в мюзикл в одно действие с тремя актёрами. Так появился, а точнее, окончательно оформился "Tick, Tick... Boom!"

Постановку на некоммерческих началах осуществляет арт-группа Fellowship, в 2009-м году ставившая в Москве мюзикл "Ребекка", а в 2012-м - мюзикл-ревю "I Love You, You Are Perfect, Now Change".

Fellowship взялась за постановку этого проекта с подачи руководителя арт-группы, режиссёра Елены Дорохиной. По её словам, она просто переслушивала набор дисков с мюзиклами для небольшого количества актёров.

- В какой-то момент я поняла, что мне нравится это слушать, а потом захотелось почитать полное либретто. На просторах Интернета был найден подстрочник, прочитан... и в этот момент я поняла, что пропала, - рассказывает режиссёр. - Меня всегда привлекали драматические произведения "про жизнь". Не про рыцарей и дам, не про выдуманных героев и стандартный набор сюжетных ходов, а про "обычных" людей. "Tick, Tick... Boom!" заставляет задуматься о жизни и о людях, которые рядом.

Надо сказать, что Fellowship внесла свои - довольно ощутимые - изменения в сценографию мюзикла. В частности, актёров не трое, а четверо: если в оригинале одна актриса исполняет обе женские роли (Сьюзан и Карессу), то в Fellowship решили разделить роль на двух актрис.

- Так получилось... Просто совпадение разных факторов. Не секрет, что на кастинг всегда приходит больше девочек, чем мальчиков, и сначала просто было сложно сделать выбор, - говорит Елена Дорохина. - А потом мне вдруг стало интересно окружить Джона двумя совсем разными женщинами. Может быть, в одном из спектаклей мы попробуем соединить Сьюзан и Карессу, а, может быть, и нет.

На данный момент в постановке задействованы танцевальная труппа, рок-группа, а также два актёрских состава.

Роль Джона - фактического альтер-эго автора - исполняют в разных составах Павел Четверин и Юрий Ильин.

- Джон достаточно инфантилен, рефлексивен и склонен винить в своих бедах окружающий мир. Но, как мне кажется, он способен "встряхнуться". Нужно только что-то очень мощное, чтобы заставить его взять свою судьбу в руки, - говорит Павел Четверин.

- Не самая симпатичная личность, - говорит Юрий Ильин. - Эгоцентричный инфантил, к своим 29-ти повзрослеть не успевший (но хотя бы осознающий это). Джон склонен обвинять в своих неудачах кого угодно, кроме себя самого; иногда у него есть на то некоторые основания, но лишь иногда. Списывать всё на "дурное время", как минимум, не очень умно.

Оба солиста сходятся в том, что роль очень требовательна к исполнителю.

- Роль марафонская - в спектакле есть только одна сцена, где Джон не участвует, - говорит Четверин. - Плюс она очень эмоциональная уже с первой сцены, поэтому нужно очень точно простраивать эмоциональную линию - чтобы не мазать все одной краской. Да и силы приходится рассчитывать - оставлять себе запас для кульминации. Главная сложность в освоении роли была, в основном, в том, что персонаж совершенно не похож на меня в своих реакциях, мировоззрении. Поэтому "влезть в его шкуру", понять, что им движет было сложной и интересной задачей.

- Роль давалась сложно, и физически, и психологически, - говорит Ильин. - Мне самому доводилось писать музыку, и я в общем-то прекрасно понимаю, что чувствует композитор, который годами выкладывается на каком-то своём проекте только для того, чтобы в итоге услышать "неформат" или что-то в этом роде. Но на практике при подготовке роли оказалось, что понимание это не только не слишком помогает, но в чём-то и наоборот мешает.

Роли Сьюзан и Карессы попеременно в разных составах играют Марина Ильина и Елена Борисова.

- Сьюзан - зрелая, знающая себе цену девушка, которая уже точно представляет, что хочет от жизни и постепенно добивается этого, хотя ради цели и приходится расстаться с любимым, - говорит о своих героинях Марина Ильина. - Каресса - легкая, игривая кокетка, будущая звезда мюзиклов, имеющая виды на главного героя - Джона. Несмотря на разнохарактерность, обе роли отзываются во мне: Сьюзан как в молодой женщине, строящей свою жизнь, ставящей цели и старающейся их добиваться, а Каресса - как в начинающей актрисе мюзикла, участвующей в талантливой постановке.

Несколько иначе оценивает роли (и играет их) Елена Борисова:

- Сьюзан - добрая, заботливая, несколько инфантильная танцовщица, мечтающая переехать на Кейп-Код и жить там с семьей, пока Нью-Йорк не сожрал ее и не наградил ВИЧ или наркоманией, - говорит Борисова. - Каресса - восходящая звезда Бродвея, прячущая комплекс неполноценности за показной яркостью и сексуальностью. Очень, очень хочет славы, и обладает какими-то данными для этого. Причем голос - не самое важное, важнее умение идти напролом с грацией танка. Особенность роли Сьюзан - многогранность. Это обычная девушка, какая может жить с кем угодно по соседству. Для меня сложно сделать ее не скучной, рассказать за несколько минут ее историю. Каресса, наоборот, достаточно ярка и должна бы даваться легче, но мне несколько непривычно играть ходячую эротику :)

Роль Майкла, близкого друга и соседа по квартире Джона исполняют Пётр Соколов и Андрей Малышев.

- Мой персонаж - друг главного героя - Майкл. Они дружат с детства. Майкл вполне успешный и преуспевающий мужчина. Кажется, будто у него, в отличие от Джона, всё прекрасно. Но так не бывает, чтобы у человека всё было хорошо, - отмечает Соколов. - И хоть по Майклу не скажешь, но у него свои проблемы, которых его друг и не замечает вовсе. И несмотря на всё это Майкл всегда находит слова чтобы успокоить и подбодрить Джона, он не может просто так остаться в стороне, когда друг оказывается на таком сложном распутье. В конце концов, он прекрасно знаком с тем выбором, с которым столкнулся Джон... Играть роль и легко и сложно одновременно. Легко, потому что Майкл и Джон такие замечательные друзья, у них есть прекрасное общее прошлое и есть настоящее, в котором они вполне позволяют себе подурачиться. Сложно потому, что Майкл много держит в себе. Он как два разных человека и в то же время это всё он один.

- На мой взгляд, особенность в том, что до конца спектакля Майкл не раскрывается полностью, постепенно узнаешь различные нюансы его жизни, - говорит Андрей Малышев. - Несмотря на это, роль даётся легко, поскольку именно смена настроений в сценах как-то "тонизирует", позволяя раскрыть героя с разных сторон.

Произведение актёров отчётливо "зацепило". Все они признают, что это мюзикл "про жизнь", несмотря на все различия в реалиях: Америка 1990 года и Россия 2014-го друг от друга отличаются довольно ощутимо... Но в сущности люди как таковые везде одинаковы.

- Тема вечно актуальная. Кризис среднего возраста, осознание убегающего времени, упущенных возможностей, уходящих близких, - говорит Павел Четверин.

- Через процесс взросления и осознания своего места в жизни проходят все и всегда, - отмечает Марина Ильина.

- Почти что в самом начале главный герой между делом говорит: "Все, кого мы знаем, хотели бы делать в жизни что-то другое", подразумевая, что и он, и все его знакомые зарабатывают на жизнь вовсе не тем, к чему у них лежит душа, - говорит Юрий Ильин. - Не знаю, как в США в начале 1990-х, а в сегодняшней России это носит, кажется, характер эпидемии. И при этом чуть ли ни считается нормой.

В сущности, почти все участники постановки зарабатывают на жизнь чем-то другим, а не актёрской деятельностью. Пётр Соколов - программист, Андрей Малышев - редактор, Юрий Ильин - журналист и копирайтер, Елена Борисова занимается обучением персонала и развитием персонала.

- Мой род занятий очень сказывается на эпизодической роли офисной стервы Джуди, которая ведет мозговой штурм, - замечает Борисова. - На этой сцене я с радостью отыгрываюсь за все часы, проведенные на бесполезных совещаниях.

Марина Ильина, психолог по первому высшему образованию, на данный момент получает второе, уже музыкальное. Павел Четверин, дольше всех остальных сотрудничающий с Fellowship, ведёт свой бизнес по производству транспортировочных кейсов для разнообразного сценического, светового, звукового оборудования.

- На эту роль, пожалуй, данное занятие никак не повлияло, зато оно сильно повлияло на спектакль, так как я проектировал наши декорации и руководил их производством, - отметил Четверин.

Это характерная черта Fellowship: всё, что можно сделать самостоятельно, арт-группа, делает сама - включая костюмы и декорации. Например, для каждого спектакля на сцене монтируется массивная металлическая конструкция, "Штука", как её называют в арт-группе, - на которой размещается рок-группа и на которую периодически забираются актёры. Свет и звук тоже свои.

- Мы стараемся сделать самый приближенный к европейскому мюзикловый звук в Москве, - говорит звукорежиссёр проекта Владимир Алимин .

Но для актёров главное, пожалуй, не это, а сами принципы работы в команде.

- С одной стороны, есть четкая система, в которой каждый участник знает свои задачи, причем "демократией" в организации не пахнет. С другой стороны, у нас нет людей первого и второго сорта. Не важно, кто ты - режиссер, солист, пришел один раз побыть реквизитором - ко всем одинаковое отношение. Это и создает атмосферу общего дела, в которое все вкладывают то, что могут, - говорит Павел Четверин. - Отдельно отмечу то, что у нас нет присущей большинству театров "грызни за роли". Даже актеры, исполняющие одну и ту же роль, которые должны, по идее, конкурировать друг с другом, вместо этого помогают друг другу разобраться в каких-то сложных кусках, да и переживают за "альтер-эго" сильнее, чем за себя. И это потрясающе.

- Ввиду своей творческой деятельности и специфики учебы, я сотрудничала со многими творческими коллективами, но нигде не встречала такое количество бескорыстных, открытых и талантливых людей, работающих за идею и влюбленных в свое дело, - говорит Марина Ильина.

- Поработав с другими коллективами, я смог в сравнении понять насколько важна правильная организация в таком творческом деле, как [некоммерческая] постановка мюзиклов, где казалось бы все действуют по своей доброй воле и готовы свернуть горы, только дай работу, - говорит Пётр Соколов. - Могу с уверенностью сказать что без хорошего адекватного руководства постановка мюзиклов достойного качества просто невозможна. Это ведь тоже работа, пусть и неоплачиваемая.

- Главная особенность арт-группы Fellowship как таковой заключается, по-моему, в таланте подбирать людей, способных друг с другом поладить и сработаться, а также поддерживать "здоровый климат" в команде, - говорит Юрий Ильин. - Актёрская деятельность, даже и любительская, это огромная нагрузка на психику, и когда к этому добавляются ещё какие-нибудь дополнительные "обременения" - скандалы, капризы и истерики, то это всё очень сильно демотивирует. Есть, конечно, труппы, в которых деспотичность и непредсказуемость режиссёра - основополагающий принцип... Но лично я из такой сбежал через неделю. Fellowship же построен на принципах здравомыслия и человеколюбия. Вероятно поэтому у труппы всё получается.

"Tick, Tick... Boom!"
23 марта и 20 апреля
ДК "Маяк" на юге Москвы (ст.м. Улица Академика Янгеля)
Подробности о постановке доступны здесь.

20.03.2014, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

МЮЗИКЛ - свежие публикации: