SWEDISH AZZ  Смахивая пыль

Матс Густафссон везет в Россию свой квинтет Swedish Azz, концептуальный проект по мотивам шведского джаза прошлого столетия.

Если задаваться вопросом, кто из джазовых музыкантов сейчас занимается «передовой наукой», то есть двигает жанр вперед и расширяет его границы, то имя шведа Матса Густафссона (Mats Gustafsson) придёт в голову одним из первых, а рядом будет разве что его американский приятель Кен Вандермарк (Ken Vandermark). Густафссон и впрямь новатор уровня Колтрейна (John Coltrane) или молодого и злого Орнетта Колмана (Ornette Coleman). Известен швед в первую очередь благодаря авангардным новоджазовым формациям – The Thing, Sonore, Fire Orchestra и нескольким составам Петера Брёцмана (Peter Brötzmann), однако частенько норовит вылезать далеко за рамки джаза, пусть даже и авангардного. В длиннющей дискографии Густафссона есть совместные диски с Merzbow, дрон-эмбиент артистом Кевином Друммом (Kevin Drumm), а также с участниками Sonic Youth Тёрстоном Муром (Thurston Moore) и Ли Раналдо (Lee Ranaldo).

В Москву Матс приезжает нередко и охотно, и каждый раз предстаёт в какой-то новой ипостаси. На этот раз швед едет к нам с квинтетом, куда помимо него входят вибрафонист Челль Нордесон (Kjell Nordeson), барабанщик Эрик Карлссон (Erik Carlsson), исполнитель на тубе Пер-Оке Холмандер (Per-Ake Holmander) и электронщик Дитер Ковачич (Diether Kovacic) по прозвищу dieb13. Первые трое – шведы, известные в первую очередь опять же по многочисленным скандинавским составам разной степени авангардности. Последний – австриец, и если при тэгах «Австрия, электроника» вы думаете о лейбле Editions Mego, чутьё вас не обманывает. В компании Кристиана Феннеша (Christian Fennesz) или Дэниела Лопатина (Daniel Lopatin) Ковачич со своими шумовыми коллажами совсем не теряется.

Swedish Azz – история для джаза не слишком характерная. Это не просто музыкальный квинтет, а этакий постмодернистский концептуальный проект. В основе их репертуара лежат сочинения не слишком известных за пределами родной страны шведских джазменов середины века, а свои записи группа издаёт исключительно в формате коллекционного винила. Вся дискография, которая включает полдюжины релизов разной длины, выпущена польским джазовым лейблом Not Two Records, однотипно оформлена в эстетике выцветших афиш пятидесятых-шестидесятых, а от форматов просто рябит в глазах. Одиннадцатидюймовый лонг-плей, двойная «десятка» и даже флекси-диск (гибкая оранжевая пластинка наподобие тех, какими в советское время активно баловалась «Мелодия»).

Разумеется, несмотря на отсылки к пятидесятым и то, что фрагментами шведы звучат вполне респектабельно, никаким джазовым «нео-консерватизмом» тут и не пахнет. Представьте себе, если бы Merzbow вздумал поработать над музыкой к фильмам Акиры Курасавы, а Джон Зорн (John Zorn) и Майк Паттон (Mike Patton) – ну, скажем, над Гершвином. Барабаны захлёбываются пулеметными очередями, саксофон срывается на визг, а размеренный звон виброфона и дело перебивают шум моторов и скрежет дрели. Слушая The Thing, невольно задаёшься вопросом – можно ли сделать еще шаг в этом направлении, или всё, дальше стена? Когда слышишь композицию Swedish Azz "Lidingö Airport", понимаешь, что даже если дальше был слой твёрдой каменной породы, то Густафссон и его товарищи уже давно врубились туда отбойными молотками.

Swedish Azz
Москва, КЦ "ДОМ"
4 апреля 20:00

19.03.2014, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)