ИЗ ЖИЗНИ  Step by Step: узелки на память

Silver Mt. Zion, Стинг и Пол Саймон, музыка “Настоящего детектива” и шарада Osheaga – в пилотном выпуске новой колонки Сергея Степанова.

Автор новой, вдохновленной рекапами телевизионных шоу рубрики Звуков – кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, с 2006 года живущий за океаном, а с 2014-го рассказывающий нам о том, что он увидел там и оттуда за последний месяц.

Мне самому сложно в это поверить, но на свои первые концерты в Монреале я пошел не через сутки и даже не через неделю, а аж через месяц после первого приземления в местном аэропорту. На протяжении нескольких лет я по этому поводу страшно переживал: в процессе одной из первых ознакомительных прогулок по городу выяснилось, что ровно за день до этого самого приземления в Монреале играли System of a Down, которые вскоре ушли в бессрочный отпуск. К счастью, за последние восемь лет воссоединились (и заглянули в гости) примерно все мои любимые группы, от The Police до Pulp, и SoaD не стали исключением – их сет закрывал позапрошлогодний фестиваль Heavy MTL, который я тогда посетил в первый и, как мне казалось, в последний раз.

Этим летом Heavy MTL закрывают Metallica с концертом по заявкам (никогда, стало быть, не говори “никогда”), но речь сейчас не о них и не о System of a Down, а все еще о событиях восьмилетней давности – моих первых монреальских концертах, одним из которых стал стартовавший тогда фестиваль Osheaga, а другим – 117-е шоу в истории Thee Silver Mt. Zion. Да, было время, когда SMZ считали все сыгранные ими концерты, ну а я, например, занимаюсь этим до сих пор – в отношении концертов, на которые сходил. Так вот, шоу Thee Silver Mt. Zion в сентябре 2006-го было для меня 420-м, а шоу Thee Silver Mt. Zion в феврале 2014-го – 673-м, и дистанция между двумя этими цифрами уместила столько всего (включая еще три шоу Thee Silver Mt. Zion), что многое уже не упомнить.

Пора, в общем, начинать завязывать узелки на память – и кому, если не SMZ, быть в их ряду первым. В январе одна из моих любимых групп выпустила отличный новый альбом под эпическим названием “Fuck Off Get Free We Pour Light on Everything”, а ее лидер Ефрем Менук (Efrim Menuck) дал обстоятельное интервью местной Gazette – об альбоме, посвященном SMZ фильме “Come Worry with Us!”, последних временах и городе Монреале. Ну а в самом начале февраля группа нагрянула в театр Rialto – одну из старейших и самых знаменитых монреальских площадок, куда отдельно заглядывают даже туристические экскурсии и где я, будучи ее географическим соседом, оказался впервые в жизни.

Образцово верные своим представлениям о прекрасном (все билеты на концерт в Rialto стоили те же 15 долларов, что пять, восемь или десять лет назад), Thee Silver Mt. Zion первым делом извинились за “coat check bullshit” (всех пришедших обязали сдать верхнюю одежду, заплатив за это еще доллар или два). “Не понимаю, правда, зачем вам в такую погоду пальто”, - добавил при этом Ефрем, саркастически намекнув на сугробы и минус пятнадцать за окном (эта монреальская зима не закончится никогда), и немедленно принялся согревать души своим замерзшим слушателям. Многие из новых песен оказались к тому же посвященными Монреалю и предварялись неназойливыми шпильками по адресу действующей провинциальной власти – теперешним премьер-министром Квебека служит пожилая дама, одержимая по-прежнему популярной среди квебекских пенсионеров идеей квебекского суверенитета.

Еще популярнее, впрочем, старинная городская шутка о том, что если Квебек отделится от Канады, то Монреаль отделится от Квебека. Ее Ефрем перефразировал в свойственном ему оптимистическом ключе (“Канада хочет, чтобы мы сдохли, и Квебек хочет, чтобы мы сдохли, так что каждый день – это бонус”) – после чего спел совершенно новую песню “All Kings Are Dead” (“because they are”). Почти все остальные песни были с “Fuck Off…”, но это чуть ли не единственное, что отличало недавнее шоу от концерта 8-летней давности. Взгляды, которыми обмениваются Ефрем и родившая ему сына скрипачка Джессика (это событие вдохновило и съемки “Come Worry with Us!”, и – предположительно – реюнион Godspeed You! Black Emperor), ответы на вопросы из зала и, конечно, душеспасительная мощь, которой расцветают живьем их и без того удивительные сочинения – все это делает SMZ совсем родными. Особенно когда на бис звучит “Little Ones Run” – самая простая и одна из лучших песен в истории группы.

Говоря о песнях, не могу не признаться, что мало что я в последнее время слушал так же часто, как “Young Men Dead” The Black Angels – песню, украсившую великий телесериал “Настоящий детектив”, по которому этой зимой обоснованно сошли с ума почти все, кого я знаю. Ответственный за саундтрек к “Настоящему детективу” Ти-Боун Бернетт (T-Bone Burnett) в который уж раз превзошел сам себя – всю музыку к восьми эпизодам сериала добрые люди собрали в одном месте. А первый из этих эпизодов вышел крайне вовремя – о существовании The Black Angels я вспомнил аккурат накануне их очередного приезда в Монреаль.

Приехали они, к слову, не одни, а в компании пионера психоделик-рока, сертифицированного шизофреника Роки Эриксона (Roky Erickson), шумный открывающий сет которого (две трети песен были из репертуара The 13th Floor Elevators) собрал едва ли не большую толпу, чем выступление хедлайнеров. Но и последнего дождаться стоило – ради традиционного для театра Corona Virgin Mobile милосердного (особенно для психоделик-рока) звука, ради сумасшедшего (как и полагается психоделик-року) видеоряда и, разумеется, ради песни “Young Men Dead”, прозвучавшей ближе к финалу шоу.

На подобном фоне все остальные концерты последних недель – Канье Уэста (Kanye West) с получасовой (не вру) тирадой в разгар шоу и звуком ниже всякой критики, датчанки Агнес Обель (Agnes Obel), на котором я заснул, еще одних наследников Роки Эриксона из Dead Meadow, непростительно изуродовавших мою любимую песню “Everything’s Going On”, и хороших, но глубоко необязательных Broken Bells – показались в лучшем случае троечными. За единственным исключением совместного шоу Стинга (Sting) и Пола Саймона (Paul Simon) – которое, если я что-то в чем-то понимаю, обязано получить продолжение (пока что в планах тандема – окончание скоротечного турне по США и Канаде) и стать хитом международного значения.

Идея, даже на бумаге казавшаяся неочевидной, на практике звучала блестяще во всех ее проявлениях: и Саймон в роли Стинга, и Стинг в роли Саймона, и даже Стинг в роли Гарфанкела – не говоря уже о Саймоне и Стинге в ролях самих себя, больших сочинителей для всех возрастов (с акцентом на почтенный). Саймон шутил, что за месяц в компании Стинга они стали превращаться друг в друга и он, например, рад перенять у коллеги “внешность Адониса” и хитрости тантрического секса. Стинг ухмылялся и отвечал, что ему у Саймона перенимать нечего – но на рискованных версиях “America” и “The Boxer” выкладывался вовсю, а собственную “Fragile” Саймону отдавал, не жадничая. Объединенные в мини-оркестр две группы, без малого три часа, три с лишним десятка песен и пара дружеских объятий – ни The Police, ни тем более Саймон с Гарфанкелом на такое давно не способны.

Ну а фестиваль Osheaga, прошедший за восемь лет путь от одного из многих городских фестивалей до destination event, ради которого в Монреаль съезжаются со всего континента, уже довольно давно не способен разочаровать. Зато, как оказалось, очень даже может преподнести сюрприз – например, превратить обнародование очередного лайн-апа в увлекательную шараду (см. иллюстрацию вверху), заинтересовавшую за последние дни не только потенциальных гостей фестивальной столицы. Ответ был рассекречен вчера и содержит около сотни пунктов, включая угаданные мной имена OutKast, Джека Уайта (Jack White), Ника Кейва (Nick Cave) и The Bad Seeds, Arctic Monkeys, Modest Mouse, Лорд (Lorde), Haim, Half Moon Run, Four Tet, London Grammar и Джона Хопкинса (Jon Hopkins). Что до группы Queens of the Stone Age, которую я тоже ждал и которой в итоговом лайн-апе нет, то подозреваю, что ее там заменили The Replacements.

12.03.2014, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: