ТЕХНИКА  Только для хардкорных клиентов

Под Apple iPad выпущен эмулятор ещё одного старинного аналогового синтезатора - EMS VCS 3.

Арсенал эмуляторов синтезаторной "классики" для планшетов Apple iPad пополнился приложением iVCS3. Это программная версия одного из старейших аналоговых синтезаторов - EMS VCS3 1969 года выпуска.

VCS 3 представлял собой первый в мире портативный (действительно портативный) синтезатор, причём появился он за год до Minimoog (1970), считающегося одним из первых, если не самым первым концертным синтезатором. Разработка EMS обладала уникальной - хотя и не то, чтобы очень эргономичной, - архитектурой. VCS3 очень любили (и любят) как электронщики, включая Жана Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre), Брайана Ино (Brian Eno), Aphex Twin, Клауса Шульца (Klaus Schulze) и Винса Кларка (Vince Clark), так и рокеры разной степени психоделичности: Tangerine Dream, Stereolab, Yes - это далеко не полный список команд, использовавших этот инструмент-головоломку в своих записях. Композиция "On The Run" Pink Floyd построена на нём чуть ли ни полностью, кроме того, VCS3 использовали при записи "Welcome to the Machine".

Данный инструмент также широко использовался в озвучивании научно-фантастических фильмов: проще и удобнее всего на нём было именно что производить всякого рода неземные звуковые спецэффекты.

С технической точки зрения EMS VCS3 представлял собой аналоговый субтрактивный синтезатор, ключевым элементом управления которого была коммутационная матрица 16х16 гнёзд; вместо кабелей - патч-кордов, которые соединяли друг с другом отдельные компоненты модульных и некоторых полумодульных синтезаторов тех времён (например, Moog Modular Synthesizer), у VCS3 использовались специальные штифты. К слову, очень многое зависело от сопротивления этих штифтов - звук мог меняться радикально. VCS 3, как и многие аналоговые инструменты той поры, не мог похвастаться железобетонной стабильностью: осцилляторы (их было три) легко теряли строй, поведение инструмента часто казалось малопредсказуемым, и тем не менее, как уже сказано, он пользовался большой популярностью и до сих пор ценится "хардкорными" фанатами электронной музыки, в том числе, за свои многочисленные недостатки.

Приложение для iPad, как и полагается, добросовестно копирует архитектуру и интерфейс классического аппарата, правда, с добавлением клавиатуры, которая у аппаратного VCS 3 изначально отсутствовала.

Интерфейс занимает больше одного экрана, виртуальные элементы управления не приходится рассматривать под микроскопом, вдобавок пресловутую матрицу можно масштабировать, чтобы не ломать глаза, перетыкая виртуальные штифты из одного гнезда в другое.

Необходимо отметить, что приложение явно написано для тех, кто хорошо разбирается в принципах синтеза и устройстве подобных инструментов. С другой стороны, приложение снабжено невозможной для 1969 года вещью - библиотекой пресетов (довольно странного, впрочем, вида), так что получить представление о возможностях этого устройства будет не так сложно всем желающим.

Приложение поддерживает шину Audiobus, управление по MIDI, частота дискретизации может быть задана в диапазоне от 22050 до 48000Гц, размеры буфера могут составлять от 128 до 2048 байт. Доступно также большое количество других "продвинутых" технических настроек, что, в принципе, не очень характерно для синтезаторов под iPad, зато подчёркивает ориентированность приложения на "хардкорную" аудиторию.

10.03.2014, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: