ИЗ ЖИЗНИ  Куцый длинный хвост

Концепция "Длинного хвоста" не работает в музыкальной сфере, показывают новые данные. На мировом музыкальном рынке доминирует экономика сверхзвёзд.

Аналитическая компания MIDiA Consulting опубликовала новое исследование под красноречивым названием "Смерть длинного хвоста: суперзвёздная экономика музыкальной отрасли". В исследовании указывается, что современное положение вещей и методы работы лейблов и индустрии в целом привели к тому, что львиная доля внимания и доходов достаются давно раскрученным артистам. А те, кто не входит в клуб "суперзвёзд" обречены прозябать в безвестности.

Концепция "длинного хвоста" была впервые предложена Крисом Андерсоном (Chris Anderson), опубликовавшем историческую статью в журнале Wired в 2004 году. В статье (потом переросшей в книгу) автор утверждал, что современный онлайн-бизнес выигрывает у классических моделей продаж за счёт предложения максимального спектра поставляемых товаров. И проданные даже по одному экземпляру товары все вместе, в сумме, дадут больше прибыли, чем пара "бестселлеров" с миллионными тиражами.

Однако уже в 2009 году главный экономист некоммерческой организации MCPS-PRS Alliance Уилл Пейдж (Will Page) установил, что до 80% музыки, выложенной в интернет-магазинах, никого не интересуют вообще. Пейдж показал, что концепция "Длинного хвоста" на музыкальном рынке не работает.

Новые данные MIDiA это доказывают. Согласно результатам исследования, в 2013 году музыканты всего мира заработали совокупно 2,8 млрд. долларов. На миллиард меньше, чем в 2000 году, но чуть больше, чем в 2012. Важно также отметить, что доля самих артистов в доходах от музыкальных записей выросла с 14% в 2000 до 17% в 2013-м.

Проблема в том, что 1% топовых звёзд зарабатывают порядка 77% всех денег на рынке. 23% приходится на долю остальных. Аналогичная картина наблюдалась и в прошлом, в доинтернетную эпоху.

Концепция "Длинного хвоста" предполагала, что демократизация доступа к музыке вкупе с обширностью музыкальных каталогов должна будет изменить этот грешный мир: люди получат наконец возможность отойти от "сверхзвёздной экономики" и находить музыку себе по вкусу.

Реальность показала, что ничего подобного не происходит и не предвидится: в онлайне слушатели музыки столь же "нуждаются в направляющей руке", сколь и в оффлайне. Или ещё проще: слушатели ленивы и нелюбопытны. Поэтому "экономика сверхзвёзд" только укрепилась: звёзды получают более 75% прибылей со всех источников - с физических, электронных продаж и с подписных сервисов.

Активным поиском новой, неизвестной музыки, фактически, занимается лишь очень небольшая доля меломанов с активной жизненной позицией. В результате множество потенциально великих музыкантов остаются в тени или в таких крошечных нишах, что их только под микроскопом и разглядывать.

07.03.2014, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: