ИЗ ЖИЗНИ  "Голос. Дети", обморок и мама

"Голос. Дети". Шоу-бизнес в коротких штанишках.

В последний день зимы на Первом канале стартовала лайт-версия шоу «Голос» - проект «Голос. Дети». Звуки посмотрели первый эфир, вспомнили другие программы, в которых дети подражают взрослым артистам, и порассуждали о «шоу-бизнесе в коротких штанишках».

В советские времена тоже существовали музыкальные телепрограммы для детей - например, «Веселые нотки». Показывали там в основном детские хоры и ансамбли, где одинаково одетые аккуратные мальчики и девочки исполняли «Белые кораблики» и прочее «Пусть бегут неуклюже». Детские хоры были участниками правительственных и праздничных концертов, причем их голосистые, как Робертино Лоретти, солисты объявлялись персонально: Сережа Парамонов и Дима Голов были достаточно известными людьми, хотя никакого толка из своей известности не извлекли, а после мутаций голоса были забыты.

В 90-е детская эстрада поменяла вектор: она тщательно - в костюмах и репертуаре - подражала взрослой, отличаясь от нее только опцией «трогательность». Поющая про любовь восьмилетняя девочка, по мнению ее продюсеров, должна вызывать у телезрителей чувство умиления, которое не вызывает поющая о том же хорошо раздетая взрослая певица.

С 1991 по 2003 год на телевидении выходила программа «Утренняя звезда», которую затеял экс-ведущий «Утренней почты» Юрий Николаев. Шоу, в котором родители старались пропихнуть на экран своих самых талантливых в мире детей, как ни странно, пользовалось большой популярностью. При этом никаких особенных самородков оно не выявило: никто из открытых передачей одаренных юных артистов звездой нашей эстрады не стал. Юлия Началова? Вы бы и не вспомнили, что она начинала в «Утренней звезде», если бы певица старательно не повторяла это. Кстати, напомните какие-нибудь Юлины хиты... Это будет посложнее, чем фамилии ее мужей и бойфрендов.

В «Утренней звезде» в разные годы мелькали (как выясняется постфактум) Сергей Лазарев, Влад Топалов, «татушки», Прохор, прости господи, Шаляпин. Таким образом, программа стала фактически не конкурсом талантов, а конвейером по приготовлению полуфабрикатов для будущего использования их в поп-проектах и герлз-бэндах.

После закрытия «Звезды» конвейер не закрылся, а переместился в детские творческие студии - «Непоседы», «Домисолька», «Барбарики» и т.д. Оттуда выходят практически полностью готовые для выступлений на новогодних огоньках биороботы: они умеют петь попсу, правильно двигаются, не считают безвкусными туалеты звезд. От этих коллективов сплошная польза: дети при деле, родители растят свое эго и готовы за это хорошо платить, денежные потоки к руководителям не иссякают...

Естественно, эта отлаженная индустрия не могла обойтись без своего телевизионного шоу, и в 2003 году появилось «Детское Евровидение». В его правилах есть некоторые отличия от аналогичного взрослого конкурса, но несущественные. Престижа и пиара чуть меньше, а в остальном всё похоже. Неправильно считать «ДЕ» детским конкурсом: это конкурс детей, изображающих взрослых. Наш шоу-бизнес за «Детское Евровидение» было ухватился со всеми вытекающими телешоу и пиар-кампаниями. Но потом оказалось, что Катю Рябову и сестер Толмачевых сложно раскрутить в качестве надежды России и общенациональных звезд: как ни крути и ни ори Малаховым, «Детское Евровидение» гигантских рейтингов не дает. Поэтому юных звездулек оставили в покое, и детский шоу-бизнес не слился со взрослым, оставшись в нем в качестве специального подразделения. Все эти «Непоседы» жестко конкурируют с «Домисольками» в хит-параде «Детского радио», иногда по мере продюсерской необходимости участвуя и во «взрослых» концертах. Кстати, «Детское радио» сначала крутило прекрасные советские детские песни, которые постепенно были вытеснены из эфира новой детской эстрадой, копирующей взрослую.

«Голос. Дети» делает заявку на этакое «Детское Евровидение» с человеческим лицом. Плюсом является хотя бы то, что на слепых прослушиваниях претенденты были одеты не в платья принцесс со стразиками, а в повседневные вещи. Подбор музыки также пока скорее радует, но в остальном все родимые пятна «Утренней звезды» имеются в наличии. Сюсюкающие наставники и ведущие. Волнующиеся родители (Первый канал не отказал себе в удовольствии посмаковать обморок у мамы одного из не прошедших в следующий этап участников). Уверенные в своей звездности претенденты с опытом «Детского Евровидения» и «Детского радио» (обоих забраковали; у одного мутация, а другой и так звезда, зачем ему «Голос»). Страшная смесь естественности с заученностью движений. Вот это всё.

Рейтинги, вероятно, будут неплохими. Кто-то проассоциирует себя с переволновавшейся мамой Зульфата Габдуллина, кому-то будет интересно, как и кого наставники будут лепить из податливого материала. Но не надо думать, что на шоу блеснет какой-то великий талант, которого Россия потом будет любить еще сто лет. За пределами проекта у участников жизни нет - как бы они ни понравились телезрителям, юных артистов нельзя потом отправить косить бабло по корпоративам. На самом деле у этих детей одна миссия - в течение нескольких месяцев развлекать собравшихся у телевизоров взрослых.

04.03.2014, Алексей МАЖАЕВ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: