ИЗ ЖИЗНИ  Домен с чёрным флагом

Правообладатели через суд закрыли домен tracksflow.com за пиратство. Ситуация выглядит беспрецедентной. Звуки сделали интервью и с истцом, и с ответчиком.

Национальная федерация музыкальной индустрии через суд добилась ликвидации проекта TracksFlow.com как "пиратского ресурса": Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск С.Б.А. “Мьюзик Паблишинг”, входящей в группу компаний Gala Records, к порталу www.tracksflow.com, постановив прекратить делегирование домена и обязать ответчиков выплатить 1 500 000 рублей пострадавшей стороне.

Эта история, на самом деле, куда глубже, чем может показаться. Tracksflow был организован теми же людьми, что в своё время создали Fidel.ru - одну из первых платформ легальной цифровой дистрибуции музыки в России. В 2012 году Fidel.ru закрылся, поскольку так и не смог толком монетизировать свои активы, несмотря на контракты с крупными лейблами и значительные инвестиции от портала RBC.

Как говорит создатель Tracksflow Борис Голиков, за время существования Fidel.ru члены его команды "...много поняли относительно желаний пользователей и правообладателей. И здесь совершенно противоположенные желания и, вообще, видение. Стало очевидно, что по модели предлагаемой правообладателями, дальше двигаться невозможно, это тупик".
Проблема заключалась в том, что объёмы лицензионных выплат правообладателям значительно превосходила объём финансовых поступлений. И тогда появился Tracksflow, - "для поиска путей примирения правообладателей, пользователей и дистрибуторов".

Примирения не вышло, поскольку окно доступа ко всей музыке и метаданным интернета новый сервис открыл, а с правообладателями договариваться не стал. В планах Бориса было "предложить правообладателям, артистам и лейблам прозрачные понятные условия работы", однако на первых этапах единственное, что предлагалось делать правообладателям, - это заявить свои права в качестве артиста и управлять своей страницей самостоятельно. Лейблы этот вариант не устроил. Последовал иск в суд.

Суд, прошедший в отсутствие ответчика, принял беспрецедентное решение: не просто признал деятельность Tracksflow незаконной, но ещё и постановил прекратить делегирование домена tracksflow.com его администратору - Борису Голикову. На основании какого закона это сделано, не ясно: опубликована только резолютивная часть решения суда. Мотивировочная, видимо, последует позже. Для Голикова решение суда, равно как и сообщение о том. что ему предстоит выплатить полтора миллиона рублей компенсации за треки певицы МакSим, явилось сюрпризом: он сообщил мне, что не был в курсе процесса и не получал никаких претензий. После получения документов Борис планирует подать апелляцию.

Необходимо отметить, что Tracksflow, по сути дела, не является хостером контрафактной музыкальной продукции: это - типичный музыкальный поисковик, индексирующий аудиозаписи, размещённые на других ресурсах. Tracksflow.com зарегистрирован американской компанией Name.com, так что каким образом планируется осуществлять обеспечение вынесенного против этого сервиса вердикта, остаётся неясным. На данный момент сайт продолжает функционировать.

НФМИ также не собирается почивать на лаврах этой победы: генеральный директор НФМИ Леонид Агронов видит в победе истца предзнаменование позитивных изменений и обещает контент-индустрии новые иски. "Это дело продемонстрировало, что выиграть у “пирата”, особенно с таким результатом, в нашей стране можно, но лишь путем напряжения больших ресурсов. И это заставляет задуматься о том, что, несмотря на появление мощного “козыря”, которым является победа СБА “Мьюзик Паблишинг”, у компаний меньшего размера и просто исполнителей шансов добиться справедливости против интернет-пиратов все еще практически нет",- утверждает Леонид.

Так получилось, что по роду деятельности я хорошо знакома с обоими фигурантами дела Tracksflow - и представителем истца, и ответчиком. Поэтому, узнав об исходе судебного разбирательства, я решила задать обоим джентльменам несколько вопросов и выяснить: как получилось, что бывшие партнеры разошлись по разные стороны баррикад, и есть ли у новых контент-игроков на российском рынке иная перспектива, кроме судебной. А чтобы вам было удобнее ознакомиться с обеими точками зрения,- часть вопросов задавалась параллельно.


Звуки.Ru: Леонид, твой вчерашний пресс-релиз меня, мягко говоря, удивил. Ведь Борис Голиков - едва ли не самый старый твой партнер среди агрегаторов контента. Это одна из первых сделок, заключенных тобой, некогда гендиректором Sony, с контент-провайдером Fidel?
Леонид Агронов, НФМИ: Прошлые заслуги (и немалые!) не могут служить оправданием для существования пиратского сервиса. Впрочем, именно благодаря давней истории взаимоотношений с Борисом пытались договориться о легализации его нового проекта долгое время, прежде чем идти в суд. Другим пиратским сайтам такого шанса, конечно, давать никто не будет. Как видишь - за более чем год с Борисом никакого прогресса не было достигнуто. И, как результат, - решение суда.

Звуки.Ru: А о чем вы договаривались, если не секрет?
Леонид: Детали переговоров могут озвучить только Борис и музыкальные компании, это только их право. Но, как минимум, сайту было предложено легализовать фонотеку посредством заключения договоров с исполнителями, авторами и правообладателями.

Звуки.Ru: Как ты сам, по-человечески, видишь эту ситуацию?
Леонид: По-человечески, именно демонстративный уход в пиратку выглядит как удар в спину: мол, никто за музыку не платит (например, ВК), почему я должен? Конечно, можно понять, что легальный сервис в окружении многочисленных и, естественно, успешных - потому что пиратских - сервисов не мог развиваться столь же мощно, как пираты. А денег-то Борису хотелось сейчас, и он решил не ждать, когда рынок легализуется. И как это можно расценить? Как плевок на любые законы и срыв куша сегодня. Я это расцениваю как наплевание на любые прошлые отношения

Звуки.Ru: А со стороны лейблов была предпринята какая-то попытка облегчить выход на рынок легальным игрокам?
Леонид: Никакая попытка никаких лейблов или отдельных музыкантов не может сделать легального игрока конкурентноспособным в пиратской среде. Любой пиратский сайт ВСЕГДА прибыльнее хотя бы потому, что он присваивает авторское вознаграждение себе. Это, кстати, и является основой их сверхдоходности. Ну, и справедливости ради: музыкальные компании, особенно иностранные, для России применяли ставки и цены зачастую в два раза ниже, чем за границей. это была специальная 50% скидка для России

Звуки.Ru: И тем не менее, цена оказалась непривлекательной для пользователей. Давай теперь перейдем к иску, который стал поводом для этого разговора. По сути, Tracksflow позиционирует себя как вертикальный поиск, который подтаскивает под запрос пользователя проиндексированный контент, аналогично тому, как это делают, к примеру, Яндекс-Острова. Вы видите этот ресурс иначе?
Леонид: Про цену для пользователей: пример iTunes в России (где цены также ниже, чем на Западе) подтверждает, что цены для людей приемлемы. проблема не в том, что пользователи не хотят платить, а что пиратские ресурсы не хотят делиться.

Звуки.Ru: Но что-то очень серьезное должно было произойти, чтобы легальная компания перешла "в стан врага". Или она не перешла, а просто вам удобно ее таковой видеть?
Леонид: Ну, ты сама подумай, что может быть серьезнее и соблазнительнее, чем дополнительная прибыль? Особенно в условиях, когда интернет пиратство было безопасным нелегальным бизнесом до последнего времени? Берешь даром, зарабатываешь (например на рекламе), деньги все себе. И никаких последствий - только дольче вита!

Звуки.Ru: Мне кажется, ты упрощаешь ситуацию. Если есть перспективы построить легальный рынок и зарабатывать долго, не имея никакой головной боли, разве это не привлекательнее? Тем более, что доходы Tracksflow, прямо скажем, не сопоставимы с доходами iTunes - он продает не треки, а рекламу. Треки ведь ему не принадлежат и не им размещаются.
Леонид: В основе любых сложных вещей и ситуаций лежат простые принципы. Законы. А в случае с бизнесом - это деньги. Бизнес был бы плох, если бы не хотел зарабатывать больше. И примером тому служат многочисленные попытки бизнеса уйти от налогов. Только теперь это опасно - могут наложить штрафы, а за музыку наказания не следовало. Сильнее мотива не изобрести. А что касается строительства бизнеса вдолгую, то у нас в стране пример пиратского ВКонтакта отбивает желание это делать даже у приличных людей.

Звуки.Ru: Я просто как-то недоумеваю, что за все эти годы не нашлось ни одного случая, чтобы лейблы либо совместно проинвестировали в легальный интегратор, предложив здоровую альтернативу ВК и торрентам. Не считать же такой попыткой Digital Access! И, казалось бы, Fidel был отличным кандидатом...
Леонид: Cонечка, НИКАКОЙ легальный бизнес не может конкурировать с пиратом, никакой официальный дистрибутор "мерседесов" не может конкурировать с дистрибутором краденых "мерседесов".

Звуки.Ru: То есть политика лейблов не меняется - наказывать, а не строить?
Леонид: Политика музыки - устранять пиратство, чтобы расчистить рынок для легальных игроков.

Звуки.Ru: Но откуда им взяться, легальным игрокам? Совсем пустым пространство не останется в любом случае. Партизанское движение только еще глубже уйдет под землю.
Леонид: Они возьмутся и они есть. Но им тяжело. Если российский бизнес не выдержит, то на его место придет иностранный. Ведь на их родных территориях интернет уже сильно расчищен и сегодня, пока наши успехи еще малы, они уже набирают силу и копят ресурсы. Россия - в перспективе - один из 10 крупнейших музыкальных рынков мира и сюда уже пришли и продолжают приходить иностранные игроки. И поэтому так важно, что бы как можно быстрее было подправлено законодательство и что бы российские игроки могли начать активно развиваться, чтобы, пользуясь своим происхождением, своим знанием России, менталитета, особенностей бизнеса, отвоевать себе львиную долю рынка. А в будущем, чем черт не шутит, и начать экспансию за границу

Звуки.Ru: Мы с тобой видим какие-то разные картины. ты говоришь о перспективах - а я вижу разочарованных людей, которые перепрофилируют или сворачивают бизнес.
Леонид: Здесь важно выбрать фокус: враги легальных бизнесов - не правообладатели, а пираты. Это они создают неконкурентную, воровскую среду, это они, прикрываясь "свободой творчества" присваивают себе все прибыли, включая авторское вознаграждения, это они инвестируют в лоббирование своего бизнеса. Враг официального дистрибутора "мерседесов" не производитель, а торговец ворованными машинами.

Звуки.Ru: Ок, мне все это очень грустно и я все же надеюсь, что вы договоритесь. Жаль, если люди, которые много сделали для развития рынка, в итоге разойдутся по разные стороны баррикад.
Леонид: Мне тоже очень жаль, но Боря не был выбран специально. И с ВК судимся, и с Рамблером, и еще с кучей сайтов. Он - не принципиальная цель, он - не избранный. Он, к сожалению, стал в один длинный серый ряд пиратов. И хуже того - убеждал весь рынок делать то же самое :(

Звуки.Ru: То есть нам следует ожидать еще длинной цепочки исков и закрытий?
Леонид: Между тобой и ними - принципиальная разница: ты уважаешь права авторов и артистов, а именно: только автор имеет право распоряжаться своим творчеством. А уж бесплатно он это будет делать или нет - вопрос переговоров, верно? Это - твоя позиция, и она принципиальная, благородная и справедливая. А Боря так не считает. Поэтому, говоря про цепочку исков и закрытий, - музбизнес принципиально открыт для легализации этих сервисов. Это значит, что можно уже сейчас начинать процесс переговоров с музыкой, не надо ждать исков и судов. Поскольку они последуют, я надеюсь, только в отношении принципиальных, идеологических воров.

Звуки.Ru: Но мы же на рынке не одни. Для меня каждый такой иск - схлопывающееся окно возможностей. Сектор мог расти и развиваться, а он не развивается, только обрастает скандалами. Я все же пожелаю вам договориться в итоге. Мне на легальном контент-рынке нужен такой умный и активный конкурент, как Борис Голиков.

Звуки.Ru: Вчерашнее событие резко меняет мое представление о целом секторе контент-рынка. Знаменитый борец за авторские права, автор слогана "Качай легально - это нормально", обвинен в пиратстве - причем, обвинен теми же людьми, которые долгое время приводили его в пример как образец легального бизнеса. Боря, как это с тобой произошло?
Борис Голиков, Tracksflow: На самом деле, одной из причин (не основной) создания Tracksflow.com было желание показать правообладателям реальную стоимость мр3-файлов, а точнее, её отсутствие, этой самой стоимости. Ты же помнишь, что эти ребята всегда хотят деньги вперёд. Так вот из чего складывается размер желаемой суммы для меня всегда было загадкой. Вот мы и хотели показать: "Ребят да вы что! Это же везде есть бесплатно, открыто, бери не хочу!" И не только в России, везде! Мы работаем, в том числе, по открытому API ex.fm (американская компания). Кстати, мы работаем по такому же принципу, но там их в пиратстве никто не обвиняет. Но это отдельно обсудим. Кроме того, если бы правообладатели действительно хотели бы очистить рынок от "нелегальных" треков, то технологии Tracksflow были бы для них отличным инструментом.

Звуки.Ru: Давай сделаем несколько шагов назад и вернемся к 2006 году, когда мы оба параллельно начинали бизнес по контент-агрегации. Ты сделал поистине мощный стартап: Fidel.Ru был красиво запущен и удачно продан. Что у тебя на тот момент было с добавочной стоимостью? какими соображениями ты руководствовался?
Борис Голиков: Ты помнишь, этот рынок только начинал формироваться! Честно, я надеялся, что мы вместе с правообладателями научимся извлекать прибыль. Было много надежд, масса идей и, вообще, глаза горели! Я очень долго и терпеливо пытался донести какие то совершенно очевидные вещи, но так и не нашли мы понимания. У нас слишком разные цели.

Звуки.Ru: Но на тот момент ты казался едва ли не единственным игроком на рынке, который способен грамотно просчитать и отстроить ценообразование в секторе. Ты ведь, кажется, пришел в контент из банкинга?
Борис Голиков: Можно и так сказать. Я работал над ценообразованием на продукты нефтехимического производства. Это биржевые продукты.

Звуки.Ru: А музыка, по твоей мысли, может продаваться как биржевой продукт?
Борис Голиков: Конечно! Мы и хотели двигаться в этом направлении в TF, предоставить артистам прямой доступ к аудитории и предоставить разные инструменты монетизации.

Звуки.Ru: Как ты на тот момент формулировал свое предложение к отрасли?
Борис Голиков: Я, конечно, идеалист. С учетом существования ВКонтакта, да и других соцсетей и разных сервисов со свободным доступом ко всей музыкой на планете, никаким музыкальным сервисам развиваться просто нереально. Нет для этого никакого обоснования. Поэтому я предложил всем правообладателям предоставить наиболее простой и удобный доступ к своему каталогу для всех желающих. (Смешно, конечно, согласен). Тем самым, просто заменить все файлы в интернете на легальные. Сделать это технически совсем не сложно. Достаточно предложить XML своего каталога всем кто использует музыку в своих сервисах, в ответ получать отчетность. Не нужно передавать файлы, ведь все они уже есть в сети и попадают туда гораздо быстрее, чем если делать это через существующие системы импорта. Соответственно, себестоимость такой интеграции минимальна. А рынок, в том и числе и правообладатели, мог бы получить контроль над распространением файлов. И далее придумывать схемы монетизации. Запретить распространение чего либо в сети невозможно, а получить контроль и далее зарабатывать вполне.

Звуки.Ru: Но в итоге лейблы предложили всем, кто агрегирует легальный контент, систему "гарантированных платежей" - сгораемых авансов по нескольку сотен тысяч долларов в год...
Борис Голиков: Именно. Что, мягко говоря, не работает и не может работать.

Звуки.Ru: Но лейблы на трех-четырех игроках в итоге сделали себе годовые планы продаж. То есть в любом случае остались не в накладе и продемонстрировали внушительную динамику роста.
Борис Голиков: Наверно. Я вообще не понимаю их логику. Например, отличная история с Sony Music и не подписания договора с Яндексом.

Звуки.Ru: Сколько на тот момент стоил альбом и трек в системе Fidel? И во сколько они обходились тебе?
Борис Голиков: Цены устанавливает правообладатель, опять же по какому принципу не ясно. Fidel зарабатывал около 15%. По тем временам это была космическая цена, помню точно. Что-то около 150 рублей за альбом и около 30 рублей за трек.

Звуки.Ru: Но ведь был еще формат подписки?
Борис Голиков: Да, он появился позже. На него было возложено много надежд. Но когда ты работаешь с правообладателем, у тебя возникают серьёзные проблемы с каталогом.

Звуки.Ru: Что все-таки стало основной причиной закрытия Fidel - проблемы с правообладателями, или с пользователями, которые отказывались покупать контент?
Борис Голиков: Это одна и та же проблема.

Звуки.Ru: То есть поведение пользователей ты напрямую связываешь с политикой лейблов?
Борис Голиков: О, черт! Оказывается эти ... подали два одинаковых иска от "Гала рекордз" и паблишинга. Нужно срочно ехать получать доступ к докам...

Звуки.Ru: А вы пытались договориться?
Борис Голиков: Нет.

Звуки.Ru: Почему? Ты ведь позиционируешь Tracksflow как агрегатор ссылок, разве не логично, если эти ссылки будут вести на легальные источники?
Борис Голиков: Ты же понимаешь, без денег им договариваться неинтересно, а за деньги я не могу себе позволить. Этот разговор был в начале прошлого года. Да, именно так, все источники проигрывания указываются в плеере.

Звуки.Ru: То есть сейчас аналогичный иск, например, может получить любая поисковая система?
Борис Голиков: Яндекс, например можно закрыть за распространение порнографии. Реально, порнуха! Я не шучу, дети, не нажимайте - это может вам навредить! Получается что если Яндекс найдет мне в Картинках порнографию и покажет в результатах выдачи, то можно его засудить за порнографию? ОК. На примере Максим - все треки играют с pleer.com, это тот самый ПростоПлеер. Проверяем сами: http://tracksflow.com/artist/Максим/.

Звуки.Ru: И что ты дальше будешь делать?
Борис Голиков: Получаю доступ к документам, подаю апелляцию...

Звуки.Ru: А дальше? Будешь пытаться развивать этот бизнес? Или сделаешь другой?
Борис Голиков: Честно, не знаю. Сейчас я работаю как наёмный сотрудник, над интересными проектами из другой области (не связанной с музыкой, правами и т.д.). И честно сказать, на данном этапе мне это очень нравится.

Звуки.Ru: Я твою историю увидела как историю разочарования. А что, по твоей мысли, могло бы изменить ситуацию на рынке?
Борис Голиков: Это чистой воды разочарование, хоть и были достигнутые некие результаты. Я думаю, что рано или поздно, понимания что рынок изменился, придёт и правообладателям. Когда это произойдёт, не решусь прогнозировать. Знаю только одно, запретить распространения информации в интернете невозможно.

Звуки.Ru: Ты по-прежнему считаешь, что находишься в правовом секторе? То есть так: ты по-прежнему считаешь себя легальным игроком?
Борис Голиков: Безусловно. На нашем сайте есть все необходимые инструменты для блокирования контента. Любой может отправить заявку на официальный аккаунт: сюда.

Звуки.Ru: Что ты испытал, узнав о своем проигрыше в суде?
Борис Голиков: Удивление. Но я уверен, что решение было принято исключительно из за отсутствия защиты с моей стороны. Но апелляция всё расставит на свои места.

Звуки.Ru: Хорошо. Я тебе этого от души пожелаю. И еще пожелаю, чтобы между вами было вновь достигнуто взаимопонимание.

13.02.2014, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: