Илья РИХТЕР  10 лет Рихтер ФМ: The Four Seasons, ч.1

К десятилетию вещания "Рихтер ФМ" на "Серебряном дожде" мы начинаем публиковать серию тематических миксов Ильи Рихтера и разговариваем с ним об истории необычного проекта.

Эфиры "Рихтер FM" на "Серебряном дожде" - явление для московского FM-диапазона как минимум необычное. Повсюду вокруг – короткие плейлисты, жесткие правила ротации и чётко очерченный коммерческий формат, заточенный под водителей, слушающих радио 20 минут в день. Здесь - подчёркнуто неторопливо текущий эфир и вроде бы совсем "нерадийная" музыка: неоклассика, индитроника и трип-хоп, соседствуют с романсами Вертинского и неизданными записями никому не известных отечественных музыкантов. Тем не менее, идея показывает себя весьма жизнеспособной. Эта "радиостанция внутри радиостанции" (как в своё время был "телеканалом в телеканале" ВИД, выходивший в эфир по пятницам во времена Горбачёва) не так давно отметила десятилетие – столько и радиостанции-то живут не часто, а уж об экспериментальных авторских проектах и говорить нечего.

Юбилей своего радиопроекта единственный куратор Рихтер-ФМ, Илья Рихтер отмечает расширением зоны охвата. В декабре стартовали ежемесячные клубные мероприятия "Richter FM live" в баре "3205", где сам Илья и его единомышленники воскресными вечерами заводят музыку, которая звучит в формате клуба примерно так же необычно, как треки из плейлиста Ритхер ФМ на радио. Кроме этого, Илья записал целую серию тематических миксов "Four Seasons", которые мы будем публиковать на Звуках вместе с фрагментами истории проекта, рассказанной от первого лица. В самом деле, глядя на сделанное Рихтером, немедленно задаешься простым вопросом "как вам это удалось".

The Four Seasons - Prologue [Spring So Far To Come] by Ilya Richter on Mixcloud

Пролог. Как всё начиналось.

Звуки: Как ты вообще пришёл на радио? У тебя ведь были другие проекты до Рихтер ФМ?
Илья Рихтер: Мой первый радио проект был на "Радио-101", которую сейчас уже мало кто помнит. Это было в 1999-2000 годах, и пришел я в эфир окольными путями, через рекламную службу. Программа на "Радио 101" называлась "Underground" и это была попытка поймать что-то, витающее в воздухе, какой-то "zeitgeist" и описать его в словах буквально на полминуты, завязав это с моими внутренними ощущениями или с какой-то литературой. Всё остальное было музыкой – минута текста, потом полчаса музыки, еще минута текста, еще полчаса музыки и в конце – текстовое "outro".

Звуки: Насколько это отличалось от твоих будущих ночных эфиров в смысле музыки? Что там вообще звучало?
Илья: Это были какие-то догадки о том, что стоит исследовать – там могли звучать и The The и Сезария Эвора (Cesaria Evora) и Laika, и какие-то неэфирные вещи, которые можно было себе позволить только в спецпрограмме. Это были какие-то импрессионистские попытки описать состояние и настроение.

Звуки: А потом ты переехал на "Серебряный дождь"?
Илья: Потом, в 2003-м появилась "Архитектура забвения" на "Серебряном ", она выходила по понедельникам, и музыка там осталась в качестве иллюстрации, но соотношение музыки и слов изменилось, их стало примерно 50 на 50. Это была какая-то сценарная история – мы берем малопонятную тему с какими-то тайными смыслами и начинаем её с психоделической подачей исследовать. Это были, например, катастрофы ХХ века, голем, фобии, великие самоубийцы – всё это я пытался проиллюстрировать какими-то треками. И спустя буквально полгода после этого программы такого формата вдруг начали появляться на ТВ. "Архитектура" закончилась в августе, а в октябре появился "Рихтер ФМ", где баланс окончательно сместился в пользу музыки, а литература стала иллюстративным элементом, барочными украшательствами – стихи серебряного века и тому подобное. "Рихтер ФМ" это уже не спецпрограмма, а именно эфир. Это ночная история, ощущение человека, который как минимум временем суток отгородил себя от информационного потока, который окружает его в течение дня. Нырок в другое пространство. Для меня было принципиально именно дать людям пространство, в которое они могли нырнуть… ну и да, вести двойную жизнь.

Звуки: Насколько сложно было уговорить "Дождь" на такой проект? Тебе ведь фактически отдали огромное количество эфирного времени.
Илья: Как ни странно, уговаривать на это "Дождь" долго не пришлось, им куда сложнее было решиться на "Архитектуру". Дима Савицкий развивает внутри "Дождя" совершенно разные проекты, и у него есть какая-то экспериментальная жилка, какое-то чутьё на тему того, как что-то, еще нигде до этого не реализованное, может оказаться интересным. Тогда я просто написал ему подробное письмо, а потом принёс много треков, чтобы эту идею проиллюстрировать.

Richer FM live (Илья Рихтер, Rasskazov / Studitsky)
Клуб "3205"
26 января, 20:00

23.01.2014, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)