ФЕСТИВАЛЬ  Tallinn Music Week: финал

Репортаж с заключительного дня фестиваля Tallinn Music Week 2014.

Начало фестиваля - в отчете Звуков

Последний день фестиваля, как и полагается, был перенасыщен событиями. Стоило один раз составить список конференций для посещения и отметить в лайпапе желаемых исполнителей, как через несколько минут все менялось. После серии завершающих дискуссионных панелей состоялась самая ожидаемая часть программы конференции Check My Demo – обсуждение демо-записей участников фестиваля и не только. В течение трех дней каждый мог оставить демо в специальной коробочке на ресепшне TMW.

В Центре украинской культуры состоялась концертная программа для делегатов и журналистов с участием групп Svjata Vatra и TaRuta. Центр украинской культуры находится в старинном здании с примыкающей к нему средневековой униатской церковью. Сцену оборудовали во внутреннем дворике дома. На крыше играл тромбонист Руслан Трочинский, он же вокалист группы Svjata Vatra. Ввиду недавних событий не обошлось без агитационных речей. Посол Украины в Эстонии Виктор Крыжановский поделился переживанием насчет сложившихся политических событий, что, впрочем, ни в коей мере не омрачило атмосферу. К тому же, следом вышел Трочинский с группой и, обратившись к публике на украинском, начал пританцовывать под фолк, размахивая миниатюрной косой. Это действие очень взбодрило делегатов, некоторые даже стали приплясывать, подражая Трочинскому. Затем для делегатов провели небольшую экскурсию по центру и показали церковь - небольшое помещение с древними иконами, деревянными скамьями и подвижным полом, управляемым механизмом, которые был изобретен несколько столетий назад.

В клубе Von Krahl вечер начался с выступления группы Sus Dungо, прибывшей из Латвии. На сцену вышли сразу семь барышень, вооруженных, помимо традиционных гитары, баса и барабанов, арфой, флейтой и аккордеоном. В программе они были обозначены как "феи латвийского инди-попа" - вполне справедливо. Дамы выдали очаровательный сет из мягких полуакустических песен на латышском и английском. Немалую роль в этом сыграл сценический образ девушек: цветочные венки на головах, полуэтнические-полухипстерские наряды и томный вид существ не от мира сего.

Продолжением музыкальной программы стал концерт австрийцев Velojet на сцене уже полюбившегося Звукам Kino Soprus. По меркам фестиваля, группу можно уже отнести к разряду ветеранов - Velojet образовались почти 10 лет назад, выпустили несколько альбомов и объездили многие европейские музыкальные фестивали. На TMW группа приехала со своим последним альбомом - "Panorama". Музыкальный материал вполне соответствовал размеру площадки, группа смотрелась вполне органично на большой сцене кинотеатра, собрав полный зал, и не разочаровала слушателей, сыграв получасовую программу из мелодичного психоделического инди-рока.

Сразу же после Velojet мы отправились в соседний Kodu Bar на выступление Жени Любич. В небольшом клубе, по размерам и атмосфере напомнившем почивший Проект ОГИ, похоже, собралась вся российская диаспора Таллина - бармены оперативно перешли на русский язык, а в зале были замечены почти все прибывшие на фестиваль московские и петербургские журналисты.

В это же время на сцене театра NO99 началась программа фолк-музыки, в которой приняли участие преимущественно артисты запланированного на лето фестиваля Viljandi folk music festival. В большом и малом зале ансамбли и совсем небольшие коллективы - дуэты и музыканты-одиночки - устраивали настоящее шоу, удивляя зрителей своей индивидуальностью и столь разным подходом к музыке и ее исполнению. Мари Калкун, автор и исполнитель песен, вдохновленных эстонской поэзией и народными песнями, в этом году выступила без своей группы Runorun и в полном объеме продемонстрировала магические свойства своей музыки. Мари исполнила несколько песен под каннель (эстонский щипковый инструмент - прим. ред.), в паузах рассказывая о своих снах и природе южной Эстонии. Завершая последнюю композицию, Калкун спустилась со сцены в зрительный зал и пропевала последние строчки, проходя между зрителей.

Чуть позже Мари нашла несколько минут, чтобы рассказать Звукам об истоках эстонской фолк-музыки.

Звуки: Есть ощущение, что фолк – главное направление в музыке Эстонии. К тому же, около трети участников фестиваля – фолк-исполнители.
Мари Калкун: Таллин - совсем небольшой город. Хоть и кажется, что здесь много фолк- музыкантов, на самом деле, это довольно тесное сообщество. Одни и те же люди играют в разных группах, и от этого создается впечатление, что нас много. Однако Эстония славится огромным архивом записей фольклора. Многие из них были сделаны уже в начале XX века. Сейчас на волне интереса к фолк-музыке эти записи очень актуальны.

Звуки: С чем связан ваш интерес к родному языку?
Мари: Я пою на эстонском, на диалекте южной Эстонии вару (varou – прим. Звуки), а также на диалекте, распространенном в области Вирумаа, где я родилась (историческая область на северо-востоке страны - прим. Звуков). Желание петь на родном языке связано с тем, что язык – это ценность, которую необходимо сохранять. У каждого языка есть свои особенности, свой характер, при этом язык может оставаться непонятым, но он ценен сам по себе. В Эстонии проживает около миллиона человек. Носителей языка не так много. К тому же, песни на эстонском легко исполнять.

Звуки: У вас есть песня "Morning in Siberia". Вы бывали в Сибири?
Мари: Нет, но очень бы хотела побывать. "Morning in Siberia" – это название поэмы эстонской поэтессы Каролины Пихельгас (Carolina Pihelgas). Это история ливонской женщины, которую пленили и увезли в Сибирь. Мы сейчас очень мало знаем о ливонской культуре. Однако некоторые источники сохранились. Каролина написала эту поэму по мотивам текста старинной ливонской песни.

После небольшой беседы с Мари мы отправились в соседний зал, слушать девушку с созвучным именем Маарья Нуут (Maarja Nuut). Нуут исполняет песни на эстонском в скрипичном сопровождении, записывая фрагменты с помощью лупера и создавая, таким образом, многослойное звучание. На фестивале Маарья играла на двух скрипках, одну из которых сделал ее молодой человек. Протяжные скрипичные мелодии с постепенным развитием и многоголосьем чем-то напоминают мантры, и не удивительно, что в зале присмирели даже самые разговорчивые зрители.

Следующим на сцену вышел Silver Sepp, известный своей способностью сделать уникальный инструмент из подручных средств. Перед исполнением каждой песни Силвер рассказывал историю инструмента, на котором собирается играть. Один из наиболее любопытных экземпляров – пучок связанных канализационных труб, с помощью которых Силвер воспроизводит звучание бас-гитары.

В финале музыканты-одиночки уступили сцену группам. Настоящий фурор устроили Curly Strings – струнный квартет с говорящим названием. Вокалистка и гитарист не уступают друг другу в пышности шевелюры. Группа исполнила собственные песни на эстонском, а также каверы, в том числе хит Джеймса Брауна "I Feel Good" в фолк-версии.

03.04.2014, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: