САУНДТРЕК  Целлулоид: 10 сюрпризов "Оскара" и "Золотого глобуса"

Специальный выпуск: главные неожиданности в истории музыкально-песенных категорий самых престижных кинопремий планеты.

Самая чудаковатая и наименее предсказуемая из профессиональных гильдий Киноакадемии США в очередной раз подтвердила свою, гм, противоречивую репутацию. Выбирая между Jay Z и Бейонсе (Beyoncé), между Ланой Дель Рей (Lana Del Rey) и Тейлор Свифт (Taylor Swift), между Полом Маккартни (Paul McCartney) и Coldplay, академики пошли своим путем – и номинировали на “Оскар” за лучшую оригинальную песню не только трио фаворитов и награжденного за сатанинский самопиар Фаррелла (Pharrell), но и ничем не выдающуюся песню из фильма, который, если верить традиционным авторитетным источникам, не видел вообще никто.

Это не преувеличение: номинированная на “Оскар” песня “Alone Yet Not Alone” украшает одноименную картину, не упоминающуюся ни на “Метакритике”, ни на Rotten Tomatoes, ни, что совсем уж дико, на Box Office Mojo. Мои особенно дотошные коллеги успели выяснить, что критериям Академии фильм соответствует благодаря выходу в ограниченный прокат в сентябре 2013 года, что демонстрировался он исключительно на "христианском рынке" (что бы это ни значило) и что выпустившая его компания описывает свою продукцию как "почитающие Бога, основанные на вере фильмы для семейного просмотра". Что называется, fair enough – но есть один нюанс: одним из авторов песни “Alone Yet Not Alone” является при этом Брюс Бротон (Bruce Broughton), бывший член Совета управляющих Киноакадемии и, чтобы мало не показалось, экс-президент той самой гильдии, что на днях поставила его через запятую с U2 и титаном Бродвея Робертом Лопесом (Robert Lopez).

Все это, как бы помягче выразиться, стыд и позор, но, к счастью, неприятные сюрпризы Академия исправно компенсирует приятными: вот и в этом году, наряду с блатным Бротоном, первых оскаровских номинаций удостоились Arcade Fire и Оуэн Паллетт (Owen Pallett), отмеченные за саундтрек к футуристической мелодраме “Она”. Не говоря уже о том, что на всякий “Оскар” найдется свой “Золотой глобус”: существенно менее престижный, но и не такой предсказуемый и, как следствие, радующий иногда сюрпризами вроде того, что приключился неделю назад в категории “Лучшая оригинальная музыка”. С него, пожалуй, и стоит начать обратный отсчет десяти главных связанных с музыкантами неожиданностей двух главных кинопремий Голливуда.

№10
Премия: “Золотой глобус”
Год: 2014
Категория: “Лучшая музыка”
Победитель: Алекс Иберт (Alex Ebert), “Не угаснет надежда”
Фотогеничный фронтмен лос-анджелесских инди-групп Ima Robot и Edward Sharpe and the Magnetic Zeros посматривал в сторону голливудских холмов с юных лет – бросив колледж, он написал несколько сценариев и снял короткометражный фильм. Но только много лет спустя, уже добившись солидных успехов на музыкальном поприще, Иберт получил пропуск в соседний цех: первый же сочиненный им саундтрек, к безмолвной драме о Роберте Редфорде (Robert Redford) в открытом океане, удостоился в позапрошлое воскресенье “Золотого глобуса” – одолев при этом тяжеловесов вроде Джона Уильямса (John Williams) и Ганса Циммера (Hans Zimmer).

№9
Премия: “Оскар”
Год: 1985
Категория: “Лучший песенный саундтрек”
Победитель: Принс (Prince), “Пурпурный дождь”
Не дико, но достаточно неожиданная победа Принса (голливудскому дебютанту и номинанту “Золотой малины” противостояли Крис Кристофферсон (Kris Kristofferson) с “Маппетами на Манхэттене”) ознаменовала прощание Академии с категорией, которую ей вспоминают из года в год. Песенные саундтреки остаются без внимания “Оскаров” уже почти тридцать лет – учитывая то, какой бардак творится в последнее время в песенной категории, это упущение кажется особенно обидным.

№8
Премия: “Оскар”
Год: 2012
Категория: “Лучшая песня”
Победитель: Брет МакКензи (Bret McKenzie), “Маппеты”
Плакатный в своей скандальности год (голливудские композиторы и поэты-песенники с их самым мудреным в Академии сводом правил расстарались так, что за “Оскар” сражались песня из “Маппетов” и песня “Рио”) привел к долгожданному изменению регламента: количество номинантов в песенной категории объявили фиксированным. Но не до того, как лауреатом “Оскара” стал МакКензи, ½ новозеландского комедийного дуэта Flight of the Conchords.

№7
Премия: “Золотой глобус”
Год: 1980
Категория: “Лучшая музыка”
Победители: Кармайн Коппола (Carmine Coppola), Фрэнсис Форд Коппола (Francis Ford Coppola), “Апокалипсис сегодня”
Многие восторгались универсальностью Клинта Иствуда (Clint Eastwood), на закате карьеры вздумавшего не только снимать и продюсировать свои фильмы (в которых он к тому же иногда играет), но и писать к ним музыку. Единицы знают, что среди многочисленных наград Фрэнсиса Форда Копполы есть “Золотой глобус” за лучший оригинальный саундтрек – выигранный в борьбе с титанами калибра Манчини, Голдсмита и Шифрина, да еще и без соседней номинации на “Оскар”.

№6
Премии: “Оскар” и “Золотой глобус”
Год: 1988
Категория: “Лучшая музыка”
Победители: Рюити Сакамото (Ryuichi Sakamoto), Дэвид Бирн (David Byrne), Цун Су (Cong Su), “Последний император”
Эта победа не была неожиданной в контексте призового сезона (на счету “Последнего императора” – четыре “Глобуса” и все девять “Оскаров”, на которые его номинировали), но бесспорно кажется таковой в ретроспективе. Награждать дебютантов, да еще и таких оригиналов, как Сакамото с Бирном, да еще и располагая альтернативами в лице Джона Уильямса и Эннио Морриконе (Ennio Morricone) – совсем не в традициях консервативной Академии.

№5
Премия: “Оскар” и “Золотой глобус”
Год: 2011
Категория: “Лучшая музыка”
Победитель: Трент Резнор (Trent Reznor) и Аттикус Росс (Atticus Ross), “Социальная сеть”
Без малого четверть века спустя победный дубль, удавшийся фронтмену Talking Heads, повторил рулевой Nine Inch Nails, причем достижение Резнора куда внушительнее – мало того что их с Россом дарк-эмбиент явно выбивался из ряда предыдущих победителей, так еще и в конкурентах у тандема ходил титулованный француз Депла с музыкой к побеждавшей везде и всюду исторической драме “Король говорит!”.

№4
Премия: “Оскар”
Год: 2003
Категория: “Лучшая песня”
Победитель: Эминем (Eminem) со товарищи, “8 миля”
На этот “Оскар” претендовали U2 и Пол Саймон (Paul Simon), песня из названного лучшим фильмом “Чикаго” и песня из награжденной за лучшую музыку “Фриды” – подобные (редчайшие для песенной категории) расклады принято описывать словами “выбирай – не хочу”. Академия, однако, выбрала Эминема с единственной в шорт-листе по-настоящему великой песней – и хотя рэпер на церемонию демонстративно не явился, менее исторической его победа от этого не стала.

№3
Премия: “Оскар”
Год: 1987
Категория: “Лучшая музыка”
Победитель: Херби Хэнкок (Herbie Hancock), “Полночный джаз”
Печально известная свой придирчивостью композиторская гильдия (однажды дисквалифицировавшая Джонни Гринвуда (Jonny Greenwood) с грандиозной музыкой к “Нефти” из-за сиюминутного пересечения саундтрека с его сольным альбомом) была такой не всегда: Хэнкоку его “Оскар” принесли обновленные аранжировки чужих джазовых стандартов. Особенно на это решение Академии обиделся считавшийся фаворитом Эннио Морриконе, заявивший в одном из интервью, что его музыку к “Миссии” “ограбили”.

№2
Премия: “Оскар”
Год: 2006
Категория: “Лучшая песня”
Победитель: Three 6 Mafia, “Суета и движение”
Удивляться еще одной победе хип-хопа всего через три года после “Оскара” Эминему, вероятно, не стоило, и все-таки триумф Three 6 Mafia застал большинство голливудских синоптиков врасплох – шансы бодрого кантри Долли Партон (Dolly Parton) из “Трансамерики” и песни из награжденного как лучший фильм “Столкновения” расценивались значительно выше. Особенно этот сюрприз запомнился благодаря ведущему церемонии Джону Стюарту (Jon Stewart), которого явно впечатлили и выступление группы, и ее бурная реакция на победу, и факт, на который он обратил внимание зрителей: “Для тех, кто следит за счетом: Мартин Скорсезе – 0, Three 6 Mafia – 1”.

№1
Премия: “Оскар”
Год: 2008
Категория: “Лучшая песня”
Победитель: Глен Хансард (Glen Hansard) и Маркета Ирглова (Markéta Irglová), “Однажды”
Ведущему Джону Стюарту вообще повезло с церемониями, где категория “Лучшая песня” внезапно оказывалась одной из главных. Хансард и Ирглова, Парень и Девушка из пятикопеечного – и изумительного – инди-мюзикла “Однажды” (впоследствии адаптированного на Бродвее и собравшего богатый урожай “Тони”), одолели трио песен восьмикратного лауреата “Оскара” Алана Менкена (Alan Menken), украсив один из сильнейших списков победителей в оскаровской истории. Покорившая Академию песня “Falling Slowly” была при этом впервые издана аж за два года до церемонии, а уже награжденная “Оскаром” Ирглова по приглашению Стюарта вернулась на сцену после рекламного тайм-аута, чтобы закончить свою речь. Что и требовалось доказать: историю делают не правила, а исключения.

20.01.2014, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: