ФЕСТИВАЛЬ  Русское музыкальное единство

Брат-2 Живьем. Это был удивительный концерт. В нем все шло отдельно музыка, музыкально-идеологическая стрельба по зрителям и их реакция на происходящее. Концерт открыл Виктор Сухоруков, из невнятной речи которого стало ясно, что он помнит, как перед мавзолеем Ленина его принимали в пионеры, а теперь он стоит перед нами, чему сильно рад.

Первоначально вместо этого фестиваля планировали делать фестиваль ╚реальная музыка╩, куда собирались звать не только традиционно любимых компанией Real Records и ╚Нашим радио╩ поп-рок-музыкантов, но и самую обычную попсу, которую выпускает подведомственный ╚Реалу╩ лейбл Iceberg Music. Затем акценты сместились - было решено устроить вместо него музыкально-киношный фестиваль √ благо идея, что называется, лежала на поверхности. Решение было принято настолько молниеносно, что некоторых артистов (например, Вячеслава Бутусова) даже не успели предупредить о том, что они приглашены участвовать в фестивале. Затем загорелось телевидение, и организаторы были в еще большей панике √ боялись, что билеты не будут раскуплены. Как выяснилось, зря.
╚Брат-2╩ собрал полный зал. При входе давила на воображение красно-черная эмблема фильма, напоминавшего нацистский штандарт. Заждавшиеся зрители вызывали артистов на сцену энергичным топанием, от которого все происходящее напоминало арию Пинка из фильма Wall, поставленного по одноименному альбому ВИА ╚ПИНК ФЛОЙД╩. Как выяснилось потом, это была не единственная похожесть.
- Сухоруков будет палить из пулемета по залу, -говорит на инструктаже для охраны представитель Real Records, - ответный огонь не открывать. Охранники и милиционеры реагируют без тени улыбки.
Это был удивительный концерт. В нем все шло отдельно √ музыка, музыкально-идеологическая стрельба по зрителям и их реакция на происходящее. Концерт открыл Виктор Сухоруков, из невнятной речи которого стало ясно, что он помнит, как перед мавзолеем Ленина его принимали в пионеры, а теперь он стоит перед нами, чему сильно рад. Затем на сцену выскочили ╚Танцы минус╩. Надо сказать, что звукорежиссеры шоу поступали согласно давно и надолго принятой в России практике √ отстраивать звук на первой вещи, которую исполняет группа. Но групп было много, и поэтому почти у всех артистов вышел провал по звуку на первых композициях в их сетах. ╚Танцам╩ испортили песню ╚Иду╩.
Удивительное рядом. Несмотря на все усилия техники, большинство музыкантов отыграли хорошо √ сменивший ╚Танцев╩ украинский ╚Ламанш╩ порадовал страстным и энергичным ╚технопопом под ╚Нирвану╩ (определение стоявшего рядом со мной тинейджера-музыколюба), Найк Борзов научился брать своим голосом стадионы, ╚Смысловые Галлюцинации╩ просто выступили просто замечательно. И даже несмотря на то, что артисты по большей части не устраивали на фестивале премьер, музыкальная его часть (почти на 100 процентов благодаря музыкантам) была исполнена блестяще. Но, к сожалению, кроме муз, говорили еще и пулеметы.
Первым пулеметом стал Виктор Сухоруков. Было бы весьма неплохо, если бы он ограничился своими невнятно-ностальгическими сентенциями - так нет же. Раз за разом выходя к публике, он развлекал ее примечательными рассказами о путешествиях в неблагополучные районы, которые звучали примерно так: ╚Ну я ему, говорю, отдай куртку, твою мать! А он мне √ рашен? Рашен, говорю. А он мне чего-то говорит, а я по английски ни хера не понимаю╩. К чести публики, надо сказать, что особого одобрения эти речи у нее не вызвали.
Вторым пулеметом стал Сергей Бодров. Появившись на публике всего один раз, он смог вынести святых, процитировав Александра Невского, сказавшего воинам: ╚Ребята, не в силе Бог, а в правде╩ . Кому как не закончившему исторический факультет МГУ Бодрову знать, что слова ╚ребята╩ при Невском не существовало, а сам канонизированный князь был искусным дипломатом даже со своими врагами, которым иногда, так скажем, привирал.
Третьим пулеметом стал поющий Александр Дьяченко, который певцом в состоянии не быть. По причине отсутствия вокальных и данных. ╚Душераздирающее зрелище╩, как говорил Осел Иа-Иа.
Хэдлайнерами фестиваля был детский хор п/у Славкина, великолепно исполнивший бутусовскую ╚Гуд-бай, Америку╩. Огромные экраны предательски высвечивали испуганные лица детишек, которым приходилось выводить текст по рев восторженной толпы. Это было пожалуй, лучшее выступление на фестивале. Проводили детей со сцены под дружное скандирование: ╚Молодцы! Молодцы!╩ . Спасибо зрителям, они нашли правильные слова, вместо того, чтобы реветь.
Закрывали концерт ╚Би-2╩ √ группа, без которой не было бы ни саундтрека, ни концерта. Набившие себе мозоли на многочисленных фестивалях, в которых они выступили за этот год, на ╚своем родном╩ фестивале выступили крепко. Концерт окончился совместным с Вaдоимом Самойловым исполнением песни ╚Полковник╩.
Выходя с ╚Максидрома╩, чувствовал себя распропагандированным. Покидая Тушинский аэродром √ слегка хмельным и влюбленным во всех на свете. Выходя с ╚музыкально-кинематографического шоу╩ - чувство стыда. Мне несколько раз со сцены сказали: ╚мы покажем этой Америке╩. Этой Америке, которая учила нас любить хорошую музыку и провозила ее к нам всеми способами в коммунистическое лихолетье? Мне актер Сухоруков, перед тем как рвануть с места в своей тачке, крикнул: ╚Русские не сдаются!╩ - смеялся надо мной, что ли? Мне предложили почувствовать себя частью толпы, которая на вопрос ╚Are you gangsters╩ дружно скандирует уже заученное ╚No, we are Russians!╩. Как это все сочетается с показушным ребенком, читающим со сцены ╚Я узнал, что у меня есть огромная семья╩ и Славкиным, произнесшим трогательную речь о том, что он хочет, чтобы участники его хора никогда не знали войны?
Я, наверное, зануда, пафосный дурак. Зато не патриот. И немного понимаю по-английски.

11.09.2000, Алексей ВОЛОДИН (ЗВУКИ РУ)