ФЕСТИВАЛЬ  БЕЛЫЕ НОЧИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Репортаж из БКЗ "Октябрьский" и ночного клуба "Stardust" Восточная мудрость гласит: "Собаки лают, караван идет". Что ни говори, во время фестиваля "Белые ночи СПб" присутствующими борзописцами в...

Репортаж из БКЗ "Октябрьский" и ночного клуба "Stardust"

Восточная мудрость гласит: "Собаки лают, караван идет". Что ни говори, во время фестиваля "Белые ночи СПб" присутствующими борзописцами в адрес организаторов было высказано много нелестных слов, что, правда, не помешало последним довести начатое дело до своего логического конца.

Кстати, насчет поговорки о верблюдах и наших четвероногих друзьях... Как оказалось, во фразеологическом арсенале Владимира Киселева она наиболее популярна А вообще-то спокойствию президента фестивальной Ассоциации стоит позавидовать. На протяжении всего фестивального марафона он ни разу не потерял самообладания, хотя причин для волнения было более чем достаточно.

Что до фестиваля, то он был интересен прежде всего своей внеконкурсной программой. Как и в прошлом году стилистика приглашенных команд была самой разнообразной - от "шоколадной" попсы и ископаемого джаз-рока до коммерческого хард-н-хэви и до по прежнему остромодного хип-хопа. Из заявленные групп в Питер не прибыли только проверенные временем хардовики WARRANT и знаменитые экспериментаторы в области тяжелых ритмов FAITH NO MORE, хотя организаторы и ждали их до последнего. Все остальные приехали. На площадке "Октябрьского" выступили шесть из них - по две звезды на один концертный вечер.

Пуэрто-риканец Хосе Фелисиас (слепой от рождения) продемонстрировал виртуозную игру на гитаре, исполнив cover-version известных рок-хитов, включая знаменитую морррисоновскую "Light My Fire", которая была стилизована в традициях фламенко.

В первый вечер не обошлось без курьезов. В закулисных лабиринтах "Октябрьского" неожиданно потерялся менеджер американской группы BLOOD, SWEAT & TEARS, музыканты которой без своего босса наотрез отказались выходить на сцену. Пришлось объявлять "технологический перерыв". Зато потом американцы полностью реабилитировались в глазах публики, выступив с самой длинной программой - она продолжалась больше часа! Команда Дэвида Клейтона-Томаса, бессменного лидера группы с 1969 года, показала все самые известные свои хиты - "And When I Die", "Hi-De-Ho", " God Bless The Child" и др.

Рэп-шоу Ваниллы Айса оставило жалкое впечатление. Бедолаге с туманного Альбиона так и не удалось раскачать "жирных котов" из партера. Не помогли даже долгие "заклинания", положенные на некогда ультрамодный рефрен "Айс, айс, бэби айс", - народ в зале безмолвствовал...

Похоже, SUPERMAX получил постоянную прописку на "Белых ночах". Эта группа единственная из прошлогодних гостей, вновь приглашенная на фестиваль. Курт Хаунштейн очень задумчиво спел несколько песен, сильно замешанных на ритмах рэггей. Увы, выступление SUPERMAX оказалось непродолжительным. Фестиваль продолжал работать даже ночью, полностью оправдывая свое название. Кому было недостаточно вечерних концертных утех, мог свободно оттянуться в ночном клубе "Stardust", окопавшемся в Планетарии. Аккредитованные на фестивале пользовались правом бесплатного посещения клуба плюс к этому (чтобы, не дай Бог, кто-нибудь из журналюг не врезал дуба с голодухи) получали бесплатный талончик на порцию сосисок и чашку кофе. Для простых смертных плата за вход составляла тридцать баков. Как оказалось, это не столь большая сумма. Ночных кайфовальщиков в "Стардасте" было предостаточно. Контингент самый что ни на есть обычный - преуспевающие бизнесмены, мажорный молодняк и просто "голубые"...

Всю ночь напролет для дорогих гостей работает платная автостоянка, бар, кафе, дискотека. Ну и, конечно же, какой ночной клуб без стрип-шоу! Оно тоже было. Кстати, не подумайте плохого - Фалько там не было. Зато отметился кое-кто из фестивальных конкурсантов, выступивших в "Стардасте" с внеконкурсной программой. Был даже устроен джем.

Третий день фестиваля был ознаменован пресс-конференцией. Марк Захаров, председатель жюри, огласил список победителей песенного конкурса. Гран-при получила наша землячка Алена Иванцова, подопечная Владимира Киселева. Места с первого по третье заняли соответственно: Улия Туттен (Турция), Луиджи Мартилотти (Швейцария) и Брайн Фрэнк (Швеция). Все победители получили крупные денежные призы в СКВ.

Из разговора с Куртом Хаунштейном стало ясно, что лидер SUPERMAX лоялен к "фанере", небезразличен к русской водке и "завернут" на музыке Карибских островов. Однако его односложные с ехидцей ответы очень быстро отбили охоту у журналистов задавать ему вопросы.

Наиболее обстоятельная беседа состоялась с Гленом Хьюзом, который расказал про ад пятнадцатилетнего злоупотребления наркотиками и своем рок-н-ролльном "ренессансе" в качестве лидера группы GLENN HUGHES BAND.

Героем пресс-конференции все же стал Фалько. Своими искрометными остроумными ответами он сорвал у борзописцев целый шквал аплодисментов.

Пожалуй, самым приятным сюрпризом фестиваля стало появление во время гала-концерта канадской группы COWBOY JUNKIES. Меломаны, присутствующие в зале, смогли по достоинству оценить мягкую лиричную музыку этой команды, в меру дозированную "психоделией" гитарных запилов - чувствовалось, что симпатии музыкантов навсегда остались в "бунтующем" роке конца 60-х. Очень запомнилась вокалистка - красавица Марго - своим романтическим имиджем напомнившая бесстрашных героинь "индейских" романов Купера и Шульца.

Гала-концерт закончился триумфальным выступлением Фалько, моментально превратившем чопорный "Октябрьский" зал в супермодную дискотеку. В общем, это надо было видеть!..

ЧАСТОЕ МНЕНИЕ

Марк Захаров, председатель жюри: "Я знаю все трудности, связанные с приглашением на "Белые Ночи" зарубежных музыкантов. Конечно, учитывая тот сложный период, который переживает наша страна, устроить и провести такой фестиваль было архисложно. По количеству присутствующих "звезд", бесспорно, "Белые Ночи" на уровне ведущих международных музыкальных фестивалей".

Андрей Добров, журналист (газета "Собеседник"): "Мне кажется, пора глобальных фестивалей прошла на следующий день после Вудстока. Любой фестиваль такого размаха - это большая задница, поскольку несет с собой не только радости, но еще и много неприятностей. В чем мы в очередной раз убедились на "Белых Ночах".

Удивляет отношение организаторов к журналистам. Никто не знает, что с нами, бедолагами, делать. И после этого Киселев еще надеется, что кто-нибудь из моих коллег напишет "объективно" (в смысле - хорошо) про фестиваль. На самом деле здесь не все хорошо. И об этом говорили даже музыканты, в частности, Курт Хаунштейн, лидер SUPERMAX.

Иосиф Кобзон, член жюри: "Почему я принял предложение войти в состав жюри фестиваля? Мне было очень интересно посмотреть, что же такое у Володи Киселева получится, и сама идея проведения такого международного конкурса кажется мне удачной. Во всяком случае, ничего подобного еще не было и, конечно, радует, что в Россию стали приезжать звезды такого ранга. Я не считаю себя поклонником рок-музыки, но мне доставляет удовольствие слушать музыку в профессиональном исполнении, будь то рок или джаз, а гости фестиваля действительно профессионалы и надо отдать им должное. А вот уровень конкурсантов оставляет желать лучшего. Я даже настаивал на том, чтобы Гран-при не присуждали вообще, но остальные члены жюри были со мной не согласны".

BLOOD, CWEAT & TEARS

Американская группа BLOOD, SWEAT & TERARS ("Кровь, пот и слезы") образовалась в конце 1967 года в Нью-Йорке. Этот коллектив можно считать самым выдающимся среди групп работающих в джаз-рок-фьюжн. В первом составе BST играл знаменитый Эл Купер, который и определил творческое лицо группы. Отличительными признаками BST были мощная духовая секция и низкий хрипловатый голос Дэвида Клейтона-Томаса, который в 1969 году вместо Купера занял место лидера группы. На протяжении всей карьеры состав BST многократно менялся. В настоящее время в состав группы входят девять человек: Стив Гуттман - труба, Глен Маклелланд - клавишные, Джерри Соколов - труба, Чарли Гордон - тромбон, Ларри Дибари - гитара, Гари Фут - бас, Нейл Каполонго - ударные, Тим Рейс - саксофон и Дэвид Клейтон-Томас - вокал.

Перед отлетом американцев из России в Германию, куда группа спешила убыть на телесъемку, корреспондентц "RF" Юрию Замятину удалось встретиться с Дэвидом Клейтоном-Томасом и задать несколько коротких вопросов.

- Пожалуйста, несколько слов о себе...

- Я живу в небольшом городке в горах к северу от Нью-Йорка. У меня одиннадцатилетняя дочь, три собаки и спортивный автомобиль. Большую часть времени я провожу в собственной студии, где занимаюсь творчеством.

- По-моему, BST была первой американской группой, которая попала за "железный занавес" со своим концертным туром?

- Да, в 1970 году мы действительно были на гастролях в странах Восточного блока - Польше, Румынии, Югославии. До Советского Союза, к сожалению, не добрались. Этот тур состоялся под эгидой "Юнеско", и мы тогда были действительно самыми первыми.

- Знаете ли Вы, что в 1975 году советская фирма грамзаписи "Мелодия" выпустила сингл BST "And When I Die"?

- В самом деле!? Для меня это откровение... Это просто здорово!

- Ощущаете ли Вы себя классиком?

- Разве я похож на Чайковского?..

- Вы начинали в золотые времена рок-н-ролла и выступаете до сих пор. Чем отличается нынешнее время от тех лет?

- Пожалуй, только изменившейся технологией - обилием синтезаторов и прочей техники. Мы все склонны меняться. Однако, в нашей музыке всегда были корни от Дюка Эллингтон и Каунта Бэйси. А если честно, сегодня я не могу слушать свои старые записи, поскольку пою значительно лучше.

GLENN HUGHES

Наряду с BLOOD, SWEAT & TEARS, Глен Хьюз - самая импозантная фигура данного фестиваля. Это имя многое говорит эрудированным любителям музыки, ассоциируется со славнейшими "звездными стягами" тяжелого рока...

Глен Хьюз родился в 1952 г. В английском городке Кэннок, графство Стаффордшир. Его первая команда THE NEWS ("Новости") была создана в начале 1967., а в 1970 г. Записал дебютный альбом с группой TRAPEZE ("Трапеция") много гастролировал по Америке. С самого начала Глен показал себя и как экспрессивный бас-гитарист, и как обладатель высокого, проникновенного голоса - его вокальный стиль сформировался под впечатлением Отиса Рединга и "черной" музыки соул. В июле 1973 г. Был приглашен в DEEP PURPLE и остался с ними до весны 1976 г., внеся в стиль группы чувственную струю. Любопытно, что появившись в DP, Хьюз предложил взять на себя обязанности и басиста, и певца. Но музыканты-основатели не захотели отступать от традиционного состава-квинтета и взяли еще "освобожденного" вокалиста Дэвида Ковердейла. Впрочем, новички договорились о разделе "певческих трудов", и пронзительно-звонкий крик Глена памятен по "нарезкам" "Burn", "Stormbringer", "Come Taste The Band". Когда DEEP PURPLE не стало, Хьюз не сидел сложа руки, и уже в 1977 г. Выпустил сольный диск. Дальнейшая карьера была неровной. В 1986 г. Он записал вокальные партии на альбоме BLACK SABBATH "Seventh Star" ("Седьмая Звезда"), но стабильности сильно мешали наркотические увлечения.

Но вот к 1993 г. Пагубные пристрастия преодолены. Гленн вернулся к активной музыкальной жизни. В начале лета вышел очередной сольный опус, записанный со звездным составом рокеров. И вот 40-летний певец в Санкт-Петербурге. Перед выходом на сцену - несколько слов корреспонденту "РОК-ФУЗЗ'а" Алексею Курбановскому:

- Мистер Хьюз, Вам довелось петь в легендарных "тяжелых бандах" DEEP PURPLE, BLACK SABBATH, но известно, что одним из Ваших первых кумиров был Стиви Уандер...

- Да, это так...

- Какого стиля Вы придерживаетесь сейчас?

- Думаю, что за последние 10-15 лет я нашел собственный стиль, и теперь другие певцы копируют меня. Многие нынче хотели бы звучать как Гленн Хьюз! Мне важно заявить сейчас: я вернулся, и в лучшей форме, чем когда-либо! Ряд последних, связанных с наркотиками, лет были чистым ядом. Но теперь - я трезвый, понимаете? Это мой первый самостоятельный тур. Я вообще начинаю всю историю сначала.

Что до любимых вокалистов - все еще нахожу Стиви Уандера великим певцом, или скажем, Уилсона Пикетта. До сих пор я здорово "врубаюсь" в то, что делают черные американцы. Вообще, я все еще страстный фанат музыки. Когда перестаешь быть этаким фанатом, надо совсем завязывать. А я еще молод сердцем.

- В свою группу Вы включили ряд известных музыкантов?

- Да, это басист Джон Левен и клавишник Мик Микаэли из EUROPE, барабанщик из группы Джона Норума и два блестящих молодых гитариста из Стокгольма. Все - шведы, вы спросите, почему? Я нахожу, что уровень музыкального мастерства скандинавских исполнителей чрезвычайно высок. И они - славные, очень веселые ребята. Я теперь как бы папаша, должен приглядывать за всеми, чтобы в группе не было конфликтов. Это непривычно, но очень занимает меня.

- Выступление в Санкт-Петербурге - начало большого турне?

- Отсюда мы проследуем в Швецию, Финляндию, Норвегию, затем - Германия, Голландия, Англия... Действительно, большое турне.

- Как Вам нравятся Петербург, белые ночи, атмосфера фестиваля?

- Красота этого прекрасного города просто поразительна. Думаю, лет через 10-15, когда у вас все уляжется, найдутся средства кое-что подреставрировать... Надеюсь, ваш великолепный, романтический город будет блистать вечно.

Очень польщен, что меня пригласили на этот фестиваль, я счастлив, что нахожусь в России. Всей русской молодежи хочу сказать: пусть прошло много лет, но наконец-то я с вами. С Божьей помощью, я еще вернусь - и сюда, и в Москву.

- То есть, можно ожидать Вашего полномасштабного турне по России?

- Может быть. Я должен несколько разгрузиться - на подходе пара альбомов... Необходимо поговорить с компетентными людьми. Хочу заявить: у Гленна все только начинается. В ближайшее время со мною много чего может случиться!

- Не планируете ли выпустить в России альбом?

- Да, определенно. Например, мой блюзовый альбом, который должен появиться в ближайшие пару месяцев.

- Вы чувствуете сейчас особую склонность к блюзу?

- Пожалуй... Но записав один диск в таком ключе, другой думаю сделать совершенно иным по настроению. Хочу, чтобы мои фаны шли за мною, куда бы я не отправился.

- А какие вещи Вы намерены исполнить сейчас на сцене?

- Многие песни DEEP PURPLE, для фанов старых PURPLE. От прочих музыкантов вы слышите тут всякий рэп, но от Гленна Хьюза получите настоящий рок!

- Немного блюза?

- Разве что самую малость... Но в основном - РОК!!! Много высоких нот... СловомЮ услышите, это будет неплохо.

- Вы здесь ощущаете любовь фанов к себе?

- О, да. Да, я ощущаю это. Без этого я не мог бы делать шоу.

РЕПОРТАЖ С ЗАЯЧЬЕГО ОСТРОВА

Занудный конкурсный марафон в "Октябрьском" сильно смахивал на достопамятные фестивали советской песни - всякие "Алые Гвоздики" - или винтики? - как по костюмно-галстучному бомонду, так и по конфетно-сладкой фонограмме, лившейся со сцены под трепетное мерцание "гиперболоидов инженера Гарина". Претензию на рок-н-ролльность оправдало единственное заключительное шоу "Белая ночь у стен Петропавловки", да и то весьма относительно...

На зеленой лужайке рядом с импровизированной сценой нагло высилась огромная бутылка "Кока-Колы", сильно кренившаяся от ветра. Народу было немного (учитывая дороговизну билетов), зато шумная разношерстная компания расположилась по другую сторону канала. Трое смельчаков рискнули преодолеть водную преграду вплавь. Двоих завернула по пути милиция с катера, один доплыл, но - не тусоваться же в плавках среди иностранных гостей? - угостился пивом и поплыл обратно. Немузыкальные развлечения обеспечили и вертолеты, все кого-то доставлявшие, даже сбросившие группу парашютистов.

Музыкальную часть с полуторачасовым опозданием открыли бедовые американские подростки MONTY BROTHERS. Хотя одному 13 лет, а другому всего 12, они лихо отбомбили ряд классических ритм-энд-блюзов, включая знаменитую вещь Руфуса Томаса "Walking The Dog". Братьев сменила пошлейшая московская банда YOUNG GUNS, подобранная Ю.Айзеншписом, по собственному признанию, на свалке андеграунда. Помилуй Бог - лучше бы он их там оставил. После некоторого замешательства сцену оккупировали рэпперы. В группе СНЭП кто-то не смог приехать, и они выступили под названием ТУРБО БИ. Запомнились акробатические прыжки танцоров, сопровождавших девушек из SOLT'N'PEPPER: хит-тема "Let's Talk About Sex" в их исполнении показала, откуда дерет свои фишки МАЛЬЧИШНИК. ДОКТОР ДРИ пригласил на сцену отечественную тусовку, вовсю старавшуюся под неистовый скрэтч.

Гленн Хьюз увенчал шоу, появившись где-то в четвертом часу утра и с размахом дав "Burn'ом" по мозгам уже изрядно обалдевшей публике. Не соврал Гленн: он действительно в великолепной форме, голос гибок и звонок, как в лучшие годы! Может быть, эта музыка теперь не модна, но зато мощна и чувственна. И новые темы - "Muscle & Blood", " Right To Live" - и в особенности "перпловские" номера, как величественный органный гимн "You Keep On Moving", посвященный певцом "моему брату на небесах Томми Болину", позволили Хьюзу профессионально "убрать" всех в ту ночь. В конечном итоге он выдал подлинный РОК, сыгранный с блеском и достоинством.

Аккорды завершающего эпоса "Дым над водой" еще звенят в ушах, и на воде канала покачиваются мятые пачки "Кэмел" да пустые бутылки. Уже совсем светло. На рокеров неудержимо наваливается день...

01.09.2000, INTERNET

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: