IVA BITTOVA  Странная пара

В Москве сыграет экзотический дуэт чешки Ивы Биттовой и американского барабанщика Хамида Дрейка.

Для Ивы Биттовой (Iva Bittova) даже музыкальное амплуа подобрать непросто. Она поёт и играет на скрипке, но то, что она делает на сцене, больше напоминает театр одного актёра – Ива постоянно переключается между разными манерами пения, одна другой необычнее, будто бы исполняет роли разных персонажей в моноспектакле. Неудивительно, что параллельно с музыкой у Ивы развивается неплохая актерская карьера в кино. В качестве отправкой точки чешка (уже давно, впрочем, перебравшаяся в США) нередко использует моравский фольклор, поёт на чешском, что вместе с весьма экспрессивной скрипкой придаёт её музыке явный восточноевропейский колорит.

Но относить Биттову к категории «world music» было бы примерно таким же упрощением, как, скажем, называть Mahavishnu Orchestra роком. На разных пластинках и в компании разных музыкантов чешка предстаёт в совершенно непохожих друг на друга образах. Она движется от фри-джазовой импровизации, используя голос исключительно как музыкальный инструмент, через разухабистый этно-рок (тут возникает явная параллель с Гаей Арутюнян) к вполне академичной «современной композиции». Её записи с группой Cikori больше всего напоминают модерновый джаз, коллаборация с Bang On A Can – экспрессивный приджазованный рок, совместные работы с японцем Сусуму Йокота (Susumu Yokota) – затейливую электронику, а недавняя пластинка для ECM – нечто среднее между академическим минимализмом и фолктроникой в духе лейбла Tomlab середины нулевых.

То, что Битова (уже, к слову, дважды выступавшая в России сольно) на этот раз приезжает сюда именно вместе с Хамидом Дрейком (Hamid Drake) ничуть не удивляет. Любителям фри-джаза американский барабанщик и перкуссионист известен благодаря работе с Петером Брётцманом (Peter Brotzmann) и Кеном Вандермарком (Ken Vandermark), а тем, кому ближе чуть более традиционные джазовые формы он знаком по сотрудничеству с Херби Хенкоком (Herbie Hancock). Где-то между этими полюсами есть еще и спейс-джаз Фароа Сандерса (Pharoah Sanders), где тоже не обошлось без ударных Дрейка. Но главная, пожалуй, особенность Хамида – любовь к африканским и карибским ритмам, а также к регги. Традиционная ударная установка у Дрейка непременно дополняется экзотическими перкуссионными объектами, да и манера игры сформировалась во многом под влиянием азиатской, карибской и африканской традиций. В прошлый раз Дрейк выступал здесь дуэтом с контрабасистом Уильямом Паркером (William Parker) и здесь тоже сложно было обойтись без термина «афроджаз». Случалось Паркеру и Дрейку играть и с Саинхо Намчылак. Короче говоря, снова этника и экзотический голос, вот только совсем иных, чем у Биттовой, кровей. И результат этого смешения должен получиться привлекательным – так же, как часто бывают необычно красивыми дети-полукровки.

Iva Bittova & Hamid Drake
Москва, Культурный Центр “ДОМ”
28 января 20:00

14.01.2014, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)