ZODIAC  "Мы стояли на мелодичной основе - и стоять будем."

Два Яниса Лусенса, отец и сын, формируют картину электронной сцены Латвии. Основатель Zodiac рассказывает, как превратить студенческий эксперимент в легенду.

Осень-2013. На часах 23.30, на проводе Рига. Почему Рига? Потому, что там Янис. Если быть точным, то их двое и они оба Лусенсы.
Старший - из того самого "Зодиака", который промелькнул как комета на электронном небосклоне четверть века назад, младший - сын и последователь, который считает, что всё, что талантливо и звучит современно, рискует стать модным.
Группа "Зодиак" практически идеально подошла космическому духу 80-х. Но кометы возвращаются - вот в чём дело…
Трубку взял Янис младший, но,чтобы передать старшему.

Звуки.ru: - Господин Лусенс, начнем с начала. Как быстро четвёрка "Зодиака" нашла друг друга в 1979 году? Желающих примкнуть к группе было много?
Янис Лусенс: Когда за основу взят студенческий эксперимент с синтезаторами, трудно говорить о группе, как таковой. Все записи мы делали вдвоём, с ударником Андрисом Рейнисом и звукорежиссёром Александром Грива. Остальные ребята делали "вид" группы – добавляли в композиции по нескольку звуков, плюс Зане напела пару вокализов. Костяком группы были мы трое.

Звуки.ru: Это было время, когда все пробовали себя в электронике, а инструменты нельзя было просто пойти и купить, даже для почти европейской Прибалтики. Артемьев начинал играть на несовершенном АНС, Зацепин сам собирал свой первый синтезатор на коленках, а остальные довольствовались "органолами". Среди ваших поклонников ходит легенда, что начало Вашего творчества совпало с открытием в Латвии фабрики по производству современных электромузыкальных инструментов. Это так?
Янис: Скорее, это совпадение: в принципе, мы делали неплохие самодельные синтезаторы, типа "MiniMoog". А кроме того, у нас был отличный изобретатель, который ещё работает и по сей день, он один из конструкторов всемирно известных микрофонов серии "Blue", это его линия. Мы накопили деньги, чтобы купить или снимать у них синтезаторы "ARP OMNI" и "ARP ODISSEY", но это всё было, как у нас называется, "у других мы взяли". Этого хватило для того, чтобы сидеть и делать звуки. Для аналогового звука больше и не надо.

Звуки.ru: Примерно в это же время на мировую сцену вышли такие столпы электронного саунда, как Жарр (Jean-Michelle Jarre), Вангелис (Vangelis), Клаус Шульце (Klaus Schulze, Майк Олдфилд (Michael Oldfield), Джоджио Мородёр (Giorgio Moroder), Tangerine dream , KraftWerk, – список можно продолжить. Чей винил дошёл до Вас вам первым, и как?
Янис: Верно, мне нравился "KraftWerk", отчасти - Жан-Мищель Жарр, я сидел и с удовольствием слушал Олдфилда, и очень не много группу Space - мне даже говорили, что мы похожи. Но, возможно, это от похожести стиля, хотя, честно сказать, Жарр и "Tangerine dream" мне милей.

Звуки.ru: Вы оставались группой не дающей концертов, не пишущей для кино, полностью закрытой... Такая таинственность сыграла какую-то роль в вашей неожиданно вспыхнувшей популярности?
Янис: Я думаю, популярность пришла к нам благодаря тому, что мы с самого начала делали инструментальную музыку,- по стилю близкую к "фирменной" западной, с необычным для бывшего Союза дизайном пластинки. Что, по моему убеждению, и сыграло действительно заметную роль, и, как мы надеялись, повернуло советского слушателя в другом направлении: люди стали забывать старую музыку и потянулись к другой.

Звуки.ru: А кто были ваши основные конкуренты на внутреннем рынке и на европейском в то время?
Янис: Не знаю, как говорить о какой-то конкуренции, ведь мы не выступали, как гастролирующая группа. Просто было продано около двадцати миллионов пластинок. Это зависело не от нас, а, скорее, от людей, желающих приобрести диск, и от фирмы "Мелодия, выпустившей новый для советских людей винил в необычной оболочке, с новой, доселе не звучавшей в Союзе, музыкой. И всё пошло,- я думаю, что так и было.

Звуки.ru: Но, наверное, ваш менеджмент, или по-старому, штаб (фирма "Мелодия", которая даже приписала вам альбом, который вы не писали) предпринял определённые шаги, чтобы раскрутить группу?
Янис: Весь наш маркетинг и промоушн, если можно так сказать, по тем временам состоял из одного человека - звукорежиссёра, а заодно и продюсера группы, Александра Гривы. Он имел полное влияние на этот процесс. Именно он поехал в Москву с, извините, Рижским бальзамом, и буквально "выбил", сумел убедить "Мелодию" и партийных функционеров в абсолютной безопасности музыки, которую мы играли. Он вывел в свет два наши первые альбома. Так что большая часть нашего успеха, конечно, на его счету. Но если проигнорировать этот факт, думаю, просто наша пластинка стала первой в СССР, которая выглядела и звучала не по-советски. Друг другу кто-то сказал о нас - и с этого пошёл расти снежный ком. А дальше вы знаете…

Звуки.ru: Популярность пьес, ставших шлягерами, перешагнула советские границы, сделав "Zodiac" грандом европейской эстрады. И вдруг он исчезает из музыкального пространства... Так сошлись звезды?
Янис: Я не знаю, как они сходятся. Причина в том, что не было возможности играть живьём такую музыку. Можно было работать только в студии, где мы и записывали то, что называлось "Зодиаком", но со временем музыкантам это стало неинтересно. Мы уже насытили собой ту пустоту, которая была до нас в этом жанре. Наш последний альбом совпал с дебютным альбомом группы Daft Punk, и нас даже как-то сравнивали. К тому же, Грива как звукорежиссёр, стал предпочитать тогда работать у Паулса, предпочтя его творчество и его популярность нашему затянувшемуся затворничеству в студии. Мы были только на какое-то время…

Звуки.ru: Годы спустя Вы предприняли попытку возродить "Зодиак" - уже в концертном формате. Ваше "второе пришествие" продиктовано ощущением, что электронная музыка интересна сегодняшней публике? Следует ли расценивать данный вашей группой на ВВЦ не как рядовой концерт, а как ступень к возвращению?
Янис: Я думаю – да, надеюсь, что это так, и спасибо прекрасной московской публике, которая нас очень хорошо принимала.

Звуки.ru: Кто вошел в состав "Зодиак 21-го века"? Может быть, начнёте с Лусенса-младшего?
Янис: Та машина, которую я создал в 79-80 году, продолжает в современной версии делать то, что я начал в 80-х. Мой сын теперь занимается всеми аранжировками. Мы сидим, ищем звуки, делая старые вещи современными, чтобы пришедшие на наш концерт оказывались людьми не только поколения, слышавшего ещё "тот Зодиак", но и радовались нам с позиций 21-го века. На концерт у "Королёвской Семёрки" на нас пришли в основном молодые люди, хотя были и поклонники из 80-х. Нам, группе, не дававшей концертов, пришлось сразу начинать с "шоу".

Звуки.ru: А знаете, тенденции последнего времени складываются, мне кажется, не в пользу музыки "небесных сфер". Она, по-видимому, очутилась в тени творчества её классиков. Некоторые электронщики вдруг потянулись в симфонический звук. На Ваш взгляд, ситуация свидетельствует о затянувшемся кризисе, или об окончательном истощении самой идеи машинной музыки?
Янис: Действительно… Если поверить моему опыту, то в электронно-музыкальном пространстве мы и сейчас находимся перед пустым местом. Свидетельством тому хотя бы уже упомянутая мной французская группа "Dаft Punк", чей первый успех совпал с уходом кометы "Зодиак", и всё ещё не закончился с нашим возвращением на сцену.
Надо работать, надо просто хорошего продюсера, который видит будущее в этом, и сумеет проект хорошо продать, и радовать людей. То, что я посмотрел у Жарра: он всё делает живенько, но он балуется старыми вещами и это не очень в нём привлекает. Я думаю, ему нужна молодая кровь. Я очень рад, что у меня есть сын, который занимается тем же делом, и если бы я продолжал заниматься этим один, то это было бы тоже "нафталином",- во всяком случае, было бы не так современно, как это звучит сейчас.
Это очень важно: у меня есть опыт "мелодии". А он делает прекрасные современные аранжировки. И ещё у нас в составе появились новые, современно - мыслящие молодые музыканты, вместе с которыми, как оказалось, мы можем сделать "Зодиак" новым.

Звуки.ru: Простите, Янис, я согласен с Вами, но не в отношении Жарра. На мой взгляд, он придерживается музыкальной моды и использует в своих выступлениях большой арсенал новинок. К тому же, мультимедийная составляющая его концертов - одна из лучших: мало кто может предложить публике то же самое. Вы так не думаете?
Янис: Да, это так, но он богатый человек, он может разрешить себе играть на всех этих инструментах,- порой довольно причудливых, вроде "лазерной арфы" или терменвокса, использовать проекции и мэппинг, что очень дорого. Но для нас это пока сложно.

Звуки.ru: Сказались ли на написании ваших сегодняшних тем новые технологии?
<Янис: О, конечно! Я использую и аналоговый звук, и работаю на инструментах фирмы "Clavier", мне очень нравятся эти аппараты. А сейчас я приобрёл цифровик "Radikal technologies accelerator" - забавный такой синтезатор с суперзвуком. Он не так популярен, в силу сложности обращения с ним, но мы недавно его получили и сейчас будем с ним разбираться, работая над новым альбомом. Но я продолжаю работать и с "ветеранами". У меня есть, к примеру, и старый "Hammond" -1965 года, и старый "Roudete" -1968 года, тоже замечательные инструменты, и как коллаж я их иногда использую на новом проекте.

Звуки.ru: Простите, а на "Synthi-100", любимом инструменте многих групп, Вам работать не приходилось?
Янис: Нет, нет. Хоть, быть может, и к сожалению. Нельзя охватить всего даже из небогатого выбора начала восьмидесятых. Этот аппарат стоял, кажется, в Москве, а мы жили и работали в Риге. Слышали, конечно, что есть такой…

Звуки.ru: Да, разумеется. О некоторой депрессии в электронной музыке: интернет забит "самоделками", но творческого уровня "Зодиака", или других первооткрывателей, признаться, не наблюдается. По-вашему, общедоступность компьютерных музыкальных технологий резко понизила планку ответственности перед творчеством, или я ошибаюсь?
Янис: Отнюдь, это действительно так. Она, как я её называю,- "музыка-дизель"! Каждый её может делать и крутить, и сделать себе сэмплы и паттерны. "Зодиак" принципиально не против, но мы выступаем "живьём",- по крайней мере, теперь. У нас есть гитара, бас-гитара и электронная скрипка, живые ударные. Конечно, можно сидеть у компьютера и баловаться, но всё-таки я считаю, что "локомотивом" является как раз концертное выступление с хорошими музыкантами.

Звуки.ru: И Вы всё ещё утверждаете, что у "Зодиака" и "Space" мало общего? Говоря о "Зодиаке", нельзя умолчать о "Space". В коллекции Маруани есть ваши диски, а в его концертах так же используются живая музыка, гитара, ударные, да и сама работа над звуком весьма похожа. Две сумасшедшие легенды конца XX века на равных конкурировали только друг с другом. Разве Вы не считаете весомым влияние ваших творчеств друг на друга?
Янис: Может быть. Вы меня убедили в чём-то, только ведь у каждой из групп был свой характерный рисунок, который, я надеюсь, и остался.

Звуки.ru: Вам не кажется, что постсоветском пространстве наступило посткультурное время?
Янис: Пожалуй. Хотя нельзя говорить о полной утрате нашего творческого потенциала. Другое дело, что в нашем жанре мало новых талантливых имён, и это беспокоит всерьёз.

Звуки.ru: А как Вам, Янис, сегодняшняя латвийская и в целом прибалтийская электроника? Можете назвать несколько интересных имён?
Янис: У нас есть такая хорошая группа Instrumenti, - в основном, вокал, однако, они делают очень интересные аранжировки. Молодые перспективные ребята, их трое и у них есть будущее. Они тоже уже выступали перед русскою публикой. В последний раз в Москву мы приезжали вместе.
Но, как композитор, я стараюсь меньше слушать, и кроме них из Прибалтики вряд ли Вам назову кого-то ещё.

Звуки.ru: В Прибалтике есть только одна безусловная звезда - это "Зодиак", или, как говорят на "Эхе Москвы", всё остальное - видимость?
Янис: Ну что Вы, одна из многих: есть ещё Паулс, Лайма Вайкуле, Анне Вески, Свен Грюнберг – талант высшей пробы, их не так много, но они есть.

Звуки.ru: Лет десять назад российская группа ППК пробилась ненадолго на британский музыкальный рынок, всего лишь сделав ремиксы на две композиции, одна из которых - визитная карточка вашей группы "Зодиак". Как относится маэстро Лусенс к такого рода заимствованиям? Это полноценное творчество, или паразитирование на чужих музыкальных мыслях?
Янис: Нет, я думаю, что это очень позитивно, и любой композитор был бы рад, чтобы его мелодии играли - от "ППК" до "Струнного Квартета", даже бесплатно. Это означало бы, что в этой мелодии или даже в маленьком мотиве есть какой-то код, не только модный крик, но что он интересен, он как-то живёт ещё. Самый большой комплимент композитору - чтобы его музыка жила и в других жанрах. Почему нет? - они становятся проводниками для твоей музыки, и к "ППК" у меня претензий в этом плане не будет.

Звуки.ru: Вы, кстати, подразделяете электронику на космическую и земную, или музыка "Зодиака" далеко не вся посвящена внеземному? Чему (или кому адресованы) Ваши произведения сегодня?
Янис: Трудно ответить на этот вопрос. Не знаю, - многому, но, наверное, больше, всё-таки, тому, что люблю. Какой-то звуковой "имидж" у меня в голове есть, - я этим занимаюсь. У других в подтексте может быть что-то "урбанное" или "депрессивное", у каждого ведь своё,- а я люблю природу, гулять, быть один. "Урбанизация" - это не для меня. С ней можно работать, но я как-то подальше от этого всего держусь.

Звуки.ru: Десять лет назад словно бы повеяло чем-то прежним - гармония "Зодиака" нашла свой обратный путь и сделалась частью вкуса уже нового поколения музыкантов и публики. В какой степени можно считать Ваш совместный с Гудрайсом альбом-2004 года, "Цвета", продолжением того, что было сделано "Зодиаком"? Или назад пути оказались отрезаны, и это был независимый от прошлого эксперимент?
Янис: На самом деле, на этот независимый, как Вы его назвали, эксперимент, потрачено мной было не так много времени. В первой оригинальной версии он был с камерным оркестром: смычковые, скрипки, и всё такое… Но в основе всё равно оставалась группа – это был и остается синтез.

Звуки.ru: Быть автором известных мелодий и их переложений в одном лице, на мой взгляд, редко кому удавалось. Со дня основания Вы фигурировали как композитор, аранжировщик и руководитель группы - единый в трёх лицах. А кому, кроме Вас, "Зодиак" обязан своим необыкновенным звучанием?
Янис: Звучание… Мы были тогда достаточно молоды, чтобы об этом не думать, были интересны друг другу, всё делали вместе. Но, безусловно, в те годы и композитором и аранжировщиком "Зодиака" был я. Сейчас, как я уже говорил, сын мне помогает. Практически ему принадлежат аранжировки старых и новых вещей сегодняшней группы.

Звуки.ru: Музыку, как и человека, встречают по одёжке, - по ней же и провожают, Вы не согласны?
Янис: Хотите, чтобы я согласился? Но, нет; должен заметить, что визитка "Зодиака" - не одни компьютерные наработки и не только аранжировки, но, что гораздо важней, мелодии и тематика. Без мелодии, конечно, есть музыка, но это не "Зодиак" и не наша жизнь. Мы стояли на мелодичной основе, и стоять будем.

Звуки.ru: Не так давно Вы организовали свой театр "Ars Nova". Можете поподробнее рассказать об этом проекте?
Янис: Отчего же: четыре года театр работал, не имея своего помещения, зато сейчас наш продюсер, Анда Задовская, сумела договориться о предоставлении нам помещения в центре Риги. Это старый бывший кинотеатр "Daile", которому в обед 13-го ноября сто лет, в нём сейчас идет ремонт. Именно он станет нашей постоянной площадкой для музыкальных проектов, своего рода театр. Это уютный уголок Старой Риги на 400 мест, с хорошей акустикой, светом, трансформируемыми залом и сценой. Таких в Риге мало,- во всяком случае, их намного меньше, чем людей, желающих что-то ставить, и это плохо. Аппаратура, электронное фортепиано - всё это там тоже есть.

Звуки.ru: Ваши оперы, рок-оратории и мюзиклы не очень хорошо известны за пределами Латвии и ни разу, если я не ошибаюсь, не привозились в Россию. Вы не жалеете, что тратите ценное время на жанры, к восприятию которых слушатель СНГ, по меркам Европы, мало подготовлен?
Янис: С чего бы начать?.. Были рок-оперы, которые проходили сто пятьдесят раз, были те, которые проходили только сорок раз. Понимаете, у нас рынок очень маленький, людей мало, люди уезжают из Латвии, и это становится проблематичным. Самый, наверное, большой успех - моя "Птичья опера", которую я дал посмотреть коллегам в Москве. Может быть, это видео кого-то заинтересует? Она проходила у нас в Большом Оперном Театре с большим успехом четырнадцать лет, и пожалуй, моя самая удачная работа в оперном жанре.

Звуки.ru: На детском "Евровидении" в Ереване в январе 2012-го была исполнена Ваша песня "Лунный Пёс". Это был Ваш не первый опыт в современной поп-музыке, но взяться за невостребованный нынче жанр детской песни было уж слишком экспериментом... Или Вы просто выполнили заказ?
Янис: Пожалуй, та песня удалась. Другая моя песня детского жанра впервые победила в 2008-м в подобном домашнем конкурсе, в Латвии, но когда я её повёз в Швецию, она там не вышла в четвертьфинал. Обидно очень, но это тонкая вещь.

Звуки.ru: Среди немалой части музыкантов принято уповать на внезапное вдохновение, как на главную движущую силу новых идей. Вы же считаете таким генератором постоянный труд. Бывает ли, что и Вас "поражает молния"?
Янис: Умоляю Вас, это же, как на рыбалке: сидишь, клюёт-не клюёт. Ты просто одеваешься, садишься в машину, взял удочки и поехал. Но если всерьёз говорить о гениях мира, Бахе и Моцарте, к примеру,- я думаю, что и эти авторы работали каждый день, без вариантов, и потом только время может определить, кто гениален, кто нет. Я считаю, что не надо быть Моцартом, а надо работать, как Моцарт и Микеланджело, отсекая от массы всё лишнее, и тогда останется что-то хорошее.
Как написать оперу за год при помощи лишь вдохновения, когда ты должен в день по шесть часов только инструментовку делать?

Звуки.ru: Не буду спорить, за кажущейся лёгкостью всегда стоит труд. Взять того же Артемьева, двадцать лет писавшего, по его словам, рок-оперу "Преступление и наказание". Там есть озарения, но, в целом, это была "ломовая работа", как он сказал.
Янис: Вот-вот: существует романтизированное видение нашей профессии, но это для дилетантов.

Звуки.ru: Каков он Янис Лусенс вне музыки? Хобби, увлечения, любимые места отдыха, если на него находится время?
Янис: У меня хутор в десяти километрах от Риги, где я езжу на велосипеде на рыбалку, просто отдыхаю.

Звуки.ru: В Юрмале не построили себе ничего?
Янис: Юрмала меня не интересует. Там слишком много людей, а мне нужна абсолютная тишина.

23.11.2013, Игорь КИСЕЛЕВ (ЗВУКИ РУ)

ZODIAC - свежие публикации:

  • Интервью - "Публика сейчас другая, приходят послушать концерт, а не потусоваться", 29.01.2014
    Янис Лусенс-младший о новой инкарнации группы Зодиак, Daft Punk и о том, как ему работается с Янисом Лусенсом-старшим »»
  • Интервью - "Синтезатор был... как Ленин", 05.11.2006
    У вернувшейся к жизни группы Zodiac нет мощной истории или дискографии, каковой обладают иные коллективы, известно о них немного. Зато у них есть убедительный статус легенды советской электроники. Так что Звуки.Ru с радостью воспользовались возможностью поговорить с основателем группы Янисом Лусенсом »»
  • Репортаж - Past Perfect, 28.10.2006
    Удивительную ночь довелось пережить неленивым любителям электронной музыки. С разницей в час в клубе "Тень" отыграли ностальгический сет недавно возобновившие концертную деятельность легенды советской электроники Zodiac, а в необозримом пространстве БЦ "Нагатинский" сорвали всем крышу заслуженные, но и поныне актуальные Underworld »»

ZODIAC

Дата образования:

1 января 1981