МУМИЙ ТРОЛЛЬ  Там, где растрепали свою молодость

"S.O.S. Матросу" - самый цельный альбом группы с актуальным звуком, ностальгией по прошлому и много чем ещё.

Пока я думал, что написать в связи с выходом нового альбома группы Мумий Тролль, внезапно осознал, что точно помню каждый момент первого ознакомления с каждым из их альбомов. Вот старшая сестра приносит коричневую кассету с "Морской" - Лагутенко совершенно не покидает телеэкраны, он в тот момент на взлёте и пике моды, а молодые девушки такое обычно не пропускают. Вышедшую через полгода белую кассету "Икра" покупаю уже я на сэкономленные на школьных обедах деньги - громкое вступление "Доли риска" с многозначными строчками про "шарахнут током, трахнут звуком" мою сестру натурально отпугивает, на меня же действует гипнотически и влюбляет в группу окончательно и бесповоротно.

Вот я слушаю в отцовской машине компакт-диск "Точно Ртуть Алоэ", за которым я заставил родителей поехать в магазин чуть ли не в 9 утра. Вот умиляюсь, слушая "Меамуры", в предвкушении предстоящей романтики взрослой жизни. Вот "Такие девчонки" и вообще лирика "Похитителей книг" аккуратно совпадают с первой большой влюблённостью. Вот в конце первого курса университета сносят башню "Слияния и поглощения", и группа перестаёт на несколько лет давать концерты в Москве именно тогда, когда я наконец-то имею возможность на них ходить. Вот реактивной стрелой проносится "Амба", как саундтрек к пику развеселой и нетрезвой молодости, которую замыкает длинная "Восьмёрка". Группа Мумий Тролль сосуществовала со мной почти всю осознанную жизнь, предсказуемо став одной из любимых и главных групп - поэтому к прослушиванию альбома "S.O.S. Матросу" я приступил в числе первых (сидя на рабочем месте в офисе - и этот момент я тоже запомню), а с моральной подготовкой к написанию этих строк тянул сколько мог.

На самом деле, тянул с выходом и Лагутенко - между "8" и "Матросом" было затишье, за которое поклонники по новому откровенно истосковались, ведь за пять лет до того за тот же временной промежуток группа выпустила аж три номерных пластинки и мини-альбом. С другой стороны, двойник "8" опустошил все творческие запасы и подвёл своеобразную черту под дюжиной лет всероссийской популярности. Тур в поддержку альбома шёл полтора года, и разговоры о следующем альбоме начинались уже тогда.

Группа, конечно, не исчезла - "Тролли" активно гастролировали, выпустили сборник ауттейков "Редкие земли", почему-то теперь считающийся номерным, записали полноценный англоязычный альбом "Vladivostok", Лагутенко издал по альбому сайд-проектов с Aeronautica, Горностаем и КЕТА, написал несколько книг, и, в общем-то, всегда был на виду. Но достопочтенный Мумий Тролль именно как главная мейнстримовая рок-группа России молчала - к стандартным концертным сетлистам с неизбежными "Дельфинами", "Владивостоком 3000" и "Медведицей" новинок не добавлялось.

История с кругосветным туром на паруснике "Седов" тоже была неоднозначной - на словах всё звучало романтично и красиво, на деле же группа постоянно покидала корабль ради гастролей, да и вообще не факт, что записывалась именно там. Возможно, это была очередная отсрочка перед неизбежным релизом - слишком были большие указаны сроки записи, уж за полтора года, дескать, точно можно написать альбом.

И альбом был написан, причем игравшиеся несколько раз на концертах резкая плясовая "Кажется" и расслабленно-растянутый "Ноябрь" итоговый сет-лист пластинки покинули. Возможно, мы ещё услышим ауттейки в студийной записи (как то было с "Фантастикой" или "Лучами", ждавшими своей очереди несколько лет), но новый альбом Мумий Тролля, плод двухлетних творческих потуг в студиях по всему миру, случился без них.

Пластинка получилась очень личной - настолько, насколько это возможно. Получилось некое путешествие по волнам памяти Лагутенко. Морская тематика, неоднократно имевшая место в творчестве Троллей (заглавная "S.O.S. матросу", вызывающая ассоциации по тексту с песней "Девочка"); космические путешествия, знакомые по песням МТ периода восьмидесятых ("Космический десант"), рефлексия по прежним временам ("Четвертый троллейбус" и "Странные игры")... Плюс впечатляющее звучание альбома с повторяющимися отсылками к позднему нью-вэйву, обилием синтезаторов и их специфике - в этом единственное заявленное сходство с пресловутым "русским роком", в восьмидесятых черпавшим вдохновение оттуда же. Тем не менее, это очень современная запись - учитывая, как внимательно Илья Игоревич следит за актуальными тенденциями, это и неудивительно. Плюс, этому наверняка поспособствовал DZA (Александр Холенко), новый участник группы, отвечающий за то, что в буклетах пластинок называют FX.

Увы, звучание пластинки остаётся её единственным неоспоримым и очевидным плюсом - в остальном у поклонников возникают довольно однообразные претензии к представленному материалу. Самые популярные - в его со схожести со "Слиянием и поглощением", самым непопулярным альбомом Троллей не в последнюю очередь из-за звука - с недовольством этим мы, конечно, не согласимся. Также в вину ставят отсутствие убойных хитов - про вторую "Медведицу" никто и не заикается, но даже таких, которые превратятся в шикарные концертные номера уровня "О, Рай!", тут и правда нет. Да и вообще впервые есть претензии к сонграйтингу: у Лагутенко в стихосложении часто стали проскакивать рифмы в духе "увижу-ближе" или "попроще-роще", вместе с не первой свежести "ла-ла-лаями" и "ай-яй-яем". Хотя и здесь есть свои удачи - будто не вошедшая в "Меамуры" трогательная "Федорино Горе" и совсем не характерная для группы "Малёк".

"S.O.S. матросу" - запись очень органичная, с душой и характером. В плане целостности и драматургической выверенности - это самый сильный из релизов группы. Другое дело, что по остальным параметрам в топах поклонников диск вряд ли станет ещё одной "Морской". Но в этих 10 песнях, несмотря ни на что, сохранилась свойственная предыдущим альбомам гипнотичность, заразительность, да и вообще слышно, что это не какой-то из сайд-проектов, а именно, что группа Мумий Тролль.

В одном из недавних интервью Лагутенко сказал, что "S.O.S. матросу" записана для своеобразной самоидентификации. В этом, наверное, и есть захватывающий слушателя глобальный альбомный мотив - в диске одновременно сошлось всё то, что интересовало и тревожило автора в молодости и в данный момент, поэтому к этому диску он никак не может быть безразличен, такой альбом не может быть сделан для проформы. Это, пожалуй, и заставляет крутить пластинку вновь и вновь несмотря ни на что. И, к чему были эти личные откровения в начале - когда автор, с музыкой которого ты ассоциируешь своё прошлое, пытается разобраться с прошлым собственным - это, как минимум, нужно понять. А прощать тут не за что - альбом всё равно получился достойный.

"S.O.S. матросу" выйдет 25 августа

21.08.2013, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

МУМИЙ ТРОЛЛЬ - свежие публикации:

Сайт: www.mumiytroll.com

МУМИЙ ТРОЛЛЬ

Although some may take this as an exaggeration, it always seemed to me that there was something more complex about Mummy Troll and Ilya Lagutenko than what appeared on the surface of his songs. It's...

Дата образования:

16 октября 1983

Подробности из жизни:

Although some may take this as an exaggeration, it always seemed to me that there was something more complex about Mummy Troll and Ilya Lagutenko than what appeared on the surface of his songs. It's not that he has a particularly exciting biography, however, nor does the group really stray far beyond the standards of Russian pop. But if you listen closely to the lyrics, you realize there has to be some sort of reason, or at least justification for either their esoteric showiness, or imaginative eccentricity (depending on your point of view). You just don't know where to look for that justification. When I found out that by the time he reached the status he knows today, Lagutenko had already obtained a diploma in African and Eastern Studies from the Far East State Universtiy in Vladivostok, and had lived in China for a while (which I'm sure did wonders to his lexicon and his concept of vocabulary), I was able to place an origin to some of the wildest imagery in his songs. Not that…

Далее... →