THE SMASHING PUMPKINS  Билли'з Бэнд

Герои альтер-рока девяностых Smashing Pumpkins нынче предпочитают психоделию и хард-н-хеви, однако впечатление от московского концерта это никак не испортило.

«Стадиум» в этот раз выглядит дружественным. Народу много, но без давки, предконцертный плейлист – сплошь золотые альтернативные хиты начала девяностых вроде Ride и Lush. В зале явно преобладает поколение тех, кому слегка за тридцать - дети программы «120 минут» на MTV. Разговоры так или иначе крутятся вокруг воспоминаний о концерте в «Горбушке» 15 летней давности – были там явно не все, но легенда тщательно поддерживается.

Начинается всё совершенно без пафоса – музыканты выходят на сцену, довольно долго копаются в инструментах, и вдруг бац – и в порталах уже звучит «Tonight, Tonight», а зал скачет в экстазе. Стартовый дуплет продолжает «Cherub Rock», и если вы планировали отложить слэм на потом, этот план уже провален. Подобный дуализм «мелодичный хит – злое рубилово» задаст тон всему, что будет здесь происходить в ближайшие пару часов.

Первое, на что обращаешь внимание – расово-гендерный принцип комплектования команды (девушка на басу, азиат на гитаре) Билли Корган (Billy Corgan) блюдёт свято. В остальном от старых Smashing Pumpkins не осталось ничего, кроме, собственно, Коргана. До 2013-го в составе группы не доиграл даже барабанщик Джимми Чемберлин (Jimmy Chamberlin), поддержавший было реюнион.

Звучание тоже изменилось, нынешние Pumpkins – не столько альтернативный рок, сколько классический хард-н-хеви, практически все гитарные партии аранжированы в каком-то ретро-металлическом ключе – много затейливых соло (супротив альтернативного скрежета девяностых). То Black Sabbath вспомнятся, то многочисленные металлисты в лосинах из восьмидесятых. Поддерживая ретроградский образ, Джеф Шрёдер (Jeff Schroeder) то и дело берется за причудливую треугольную гитару. Всё это в исполнении героев аскетичного альтер-рока девяностых как минимум непривычно. Звук при этом эффектный, масштабный, даже акустика «Стадиума» его не слишком портит.

Из плотного и мрачного гитарного вступления вдруг вырисовывается кавер на «Space Oddity» Дэвида Боуи (David Bowie) – по-коргановски рваный и нервный. Кто-то пытается подпевать, но ритм у этой версии совсем другой, да и сложная аранжировка с обилием гитарных запилов к хоровому пению не располагает. Чего не скажешь о «Disarm». Мелодичные хиты группа исполняет довольно близко к оригиналам, разве что в ударной секции чуть больше рока. «Disarm» - это, конечно, концентрированный восторг, в ней вся красота и изысканность музыки Smashing Pumpkins. Примерно ради этого здесь и собралась такая толпа.

В зале чаще обычного звучит словосочетание «прог-рок» - его как бы и ждут, и боятся. Его черёд настаёт примерно через полчаса после начала концерта. Билли меняет гитару на мелотрон и группа выдает длинное вступление, поначалу напоминающее Sigur Ros, а затем – Pink Floyd. Много клавиш, чуть менее плотный, но еще более затейливый звук. Дошло дело и до номеров с альбома «Oceania». Надо сказать, что «океанический» блок оказывается совсем неплох – настроение эта «психоделическая симфония» ломает напрочь, но в рамках длинного концерта слушается как откровение. Из прог-рока Корган сотоварищи успевают съехать в размазанный шестидесятнический «психо-поп», затем выдать гитарный шквал, достойный группы 65daysofstatiс и, конечно же, покрасоваться в роли классических рок-героев откуда-то из семидесятых. Чего-чего, а хардовых инструменталов в этой реинкарнации Smashing Pumpkins в избытке. Пик семидесятничества наступает на вмонтированном в этот блок «Gossamer» - не 33 минуты, как бывало, но всё равно хорошо.

В середине этого блока Билли даже решается на пятиминутный (и единственный по ходу концерта) сеанс общения с публикой. В ходе которого выяснилось что москвичи новый альбом знают плохо, но зато его любит Александр Овечкин. С тех пор как Корган облысел, визуально он почти не меняется (ну разве что стал заметно более «мужиковат»). Ударник и гитарист держатся скромно, а басистка Николь Фиорентино (Nicole Fiorentino) в этой мрачноватой компании (а в особенности и на фоне её предшественницы Дарси Рецки (d’Arcy Wretzky)) выглядит несколько чужеродным элементом – многовато хихикает и выглядит как-то не в меру нарядно. Но дело своё знает – не только хорошо играет, но и много поёт громких бэк-вокалов, в общем, роль ей отведена заметная.

За «океаническим» идёт, безо всяких вопросов, самый ударный блок концерта – связка бронебойных хитов. Начинается всё с красивой до одури «Thirty Three» с хоровым пением. «Ava Adore», пусть и обросла множеством металлических запилов, по-прежнему звучит очень зло и альтернативно, да и электронный бит её очень красит. «Bullet With Butterfly Wings», пик злости и слэма, напрямую связывает этот концерт с тем, горбушкинским (даже те, кто там не был, наверняка смотрели телерепортаж, где эта песня шла фоном). А спустя еще пару песен, «тыквы» выдают еще один мощнейший триплет – «Today» (слэм на мелодичном треке!), «Zero» и «Stand Inside Your Love», полузабытый, но хороший сингл с «Машины». Вот они, классические Smashing Pumpkins, нержавеющие старые герои из программы «120 минут».

Еще один пик рок-ретроградства внезапно случается на «United States», закрывающей основной блок. Барабанщик выдает длинное tribal-вступление, достойное группы Juno Reactor, затем накал нарастает, плотину прорывает где-то на слове «revolution», а вскоре после этого музыканты уходят в длинный гитарный джем. На бис вместо звучавшей в Питере «1979» нам достается еще пара треков («Celestials» и «Porcelina»), но ныть уже некогда, куда приятнее впитывать в себя последнюю дозу этого действа. Десять минут пролетают как одна и вот уже под нойзовый фон Билли жмёт руки зрителям, а барабанщик кидает в зал палочки.

Да, к новой реинкарнации Smashing Pumpkins много вопросов – и к составу, и к их внезапному увлечению ретроградским хард-роком, да и к сетлисту (где хотя бы что-нибудь с «Gish», где «Mayonnaise»?). Но энергетики у музыкантов хоть отбавляй, играют они не только драйвово, но и интересно, а «Oceania» как минимум во много раз лучше, чем «Zeitgeist». Да и на простом, чисто эмоциональном уровне концерт получился отличный.

07.08.2013, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

THE SMASHING PUMPKINS - свежие публикации: