ИЗ ЖИЗНИ  Всему на свете есть цена

Министерство культуры предложило тарифы, по которым правообладателям надо будет платить за радио, включённое в общественном месте.

Правительство намерено утвердить тарифы на музыку, которая звучит в общественных местах. Платить по ним придется каждому, кто прилюдно включит фонограмму, не имея на нее авторских прав, - сообщает "Российская газета" (точнее, блог её автора Владислава Куликова). Как выясняется, ведомство министра культуры Владимира Мединского подготовило проект с тарифами за публичное использование фонограмм.

Тариф, как говорится, накрывает всех: в проекте прямо говорится, что публичным использованием является включение записей "в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи". Если исполняется или воспроизводится мелодия, авторских прав на которую ни у кого из присутствующих нет, то теперь придётся платить:

"Плательщиками авторского вознаграждения за публичное исполнение/публичный показ произведений являются физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) или юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, а также иные субъекты гражданского права (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование), организующие публичное исполнение/публичный показ произведения в живом исполнении или с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение исполнения/публичного показа."

Получателем же платежей является правообладатель либо же его представитель. Какой представитель? В документе говорится:

"Представителем правообладателя по вопросам выдачи разрешений на право использования произведений способом публичного исполнения/публичного показа, начисления и сбора авторского вознаграждения в соответствии с действующим законодательством может являться организация, управляющая правами авторов на коллективной основе, действующая в пределах, полученных от правообладателей полномочий, имеющая право предъявлять иски в защиту прав и охраняемых законом интересов предъявляемых ею лиц."

То есть это всё те же РАО и прочие организации, хорошо известные тем, что собирают авторские отчисления гораздо успешнее, нежели их распределяют среди правообладателей, и не гнушаются тем, чтобы собирать роялти в пользу западных артистов с организаторов гастролей самих артистов.

Здесь можно найти текст самого проекта, написанного Минкультом, и изучить ставки (см. раздел "II. Ставки авторского вознаграждения").

В конце заметки Владислава Куликова указывается, что, по мнению многих экспертов, нынешние принципы защиты авторских прав "по большому счёту разработаны не самими авторами, а теми, кто наживается на художниках... бизнесменами от искусства. Эти люди, в отличие от многих поэтом, умеют соблюсти свой интерес. Но на произведение искусства они смотрят, как на обычный товар, вроде, скажем, картошки, брюк, станков для бритья и всего прочего".

Это, безусловно, правда. Проблема, однако, в том, что, судя по всему, и немалая часть потребителей музыкальной продукции относится к ней точно так же: где бы ни возник спор о копирайте и оплате труда артистов, обязательно заявится n-ное количество комментаторов, которые будут возмущённо спрашивать, с чего это артистам надо много раз платить за один раз выполненный труд.

Так что в этом смысле "бизнесмены от искусства", требующие, чтобы им платили все, всегда и за всё, и "потребители", требующие права не платить ни за что, никогда и никому (искусство принадлежит народу!), друг друга стоят.

А вот самим артистам всё больше приходится туго... Да только кто их спрашивать-то будет?

29.07.2013, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: