IRON MAIDEN  Люди и куклы

Iron Maiden, привезшие в Москву программу 25-летней выдержки, несколько потерялись в большом зале Олимпийского.

В нынешнем туре на разогреве у легендарных британцев выступают группы разного калибра. Иногда разогревающие группы и сами являются легендами металла. Это Amorphis (20 июля в Хельсинки), Anthrax (24 июля в Бухаресте, 26-го в Стамбуле и 31-го в Загребе), Megadeth (сентябрьские концерты в США), Slayer (сентябрьские концерты в Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айресе и Асунсьоне, октябрьский концерт в Сантьяго). России в этом плане повезло меньше. В Санкт-Петербурге и Москве на разогреве была шведская группа Sabaton – далеко не самое главное явление на европейской пауэр-металлической сцене, особенно на фоне коллег из HammerFall, Rhapsody of Fire, Stratovarius и т.п.

Sabaton – это пятёрка музыкантов, играющая песни о войнах и сражениях (иногда такую музыку обозначают словосочетанием war metal). В активе группы есть, например, песня «Poltava» (о Полтавской битве) и песня «Panzerkampf» (о сражении под Прохоровкой). При этом текст последней звучит так, словно его написали русские патриоты. В переводе на русский он выходит примерно таким (последние четыре строчки): «О, мать Россия, республик союз, / Волей сплочённый могучий народ, / О, мать Россия, республик союз, / Красная армия снова к победе идёт». Но взять штурмом СК «Олимпийский» шведам не удалось – в этом огромном зале их музыка потеряла форму. Вдали от сцены группа звучала как состав из «Дискотеки 80-х», но в жанре металл: музыка превращалась в прыгающий грохот. Именно так прозвучала «Ghost Division» – песня о 7-й танковой дивизии вермахта. Музыканты то и дело бегали по сцене, прыгали и приседали, словно персонажи компьютерной игры. Издалека они были похожи на маленькие фигурки персонажей, а камуфляжные штаны роднили их с героями культовой игры Contra. В какой-то момент случилось ЧП: у группы отключился звук, и музыка из огромно-бесформенной превратилась в маленькую-насекомую. Музыканты продолжили играть как ни в чём не бывало, но слышно было только весёлого барабанщика. Впрочем, надо отдать шведам должное за то, что они не опустили руки. А музыка вскоре вернулась.

Наиболее отчётливо в этом сете прозвучала «Attero Dominatus» – песня о взятии Берлина, в которой упоминаются Жуков и Сталин. Но если рассматривать пауэр-метал на военную тематику, то для разогрева Iron Maiden больше подошли бы немцы Human Fortress с музыкой времён альбома «Defenders of the Crown» (2003). Это мелодичный, хорошо сбалансированный металл о рыцарских сражениях.

После выступления Sabaton была пауза. На этой схеме видно, что две части танцевального партера находятся под неудобным углом к сцене (в реальности это неудобство более очевидно). Некоторые зрители из партера, расстроенные таким положением дел, перелезали через заграждения партера и, соревнуясь в ловкости с охраной, пытались прорваться в фан-зону. Получался эдакий бег с препятствиями. Забор фан-зоны был довольно высок, но это не останавливало лихачей. Преодолев все препятствия, они старались побыстрее затеряться в толпе фан-зоны.

Вскоре в зале зазвучала песня «Doctor Doctor», выпущенная в 1974 году британской группой UFO, одной из родоначальниц британского хард-рока (кавер-версию упомянутой песни можно найти на сингле Iron Maiden «Lord of the Flies»). Затем, с песни «Moonchild», началось выступление главной группы этого вечера. На сцене появились хорошо знакомые музыканты: Брюс Дикинсон (Bruce Dickinson, вокал), Стив Харрис (Steve Harris, бас-гитара), Дэйв Мюррей (Dave Murray, гитара), Адриан Смит (Adrian Smith, гитара), Яник Герс (Janick Gers, гитара) и Нико Макбрэйн (Nicko McBrain, барабаны). Ретро-тур Maiden England World Tour, в рамках которого Iron Maiden приехали в Россию, отсылает к концертному видеоальбому «Maiden England», изданному в 1989 году на VHS. Ретро-тур – это путешествие в мир Iron Maiden образца 80-х. Это декорации, отсылающие к старым обложкам. Вот над сценой появляется огромное полотно, на котором сражаются красный дьявол и символ Iron Maiden монстр Эдди (см. обложку сингла 1982 года «Run to the Hills»). А вот и другие яркие полотна: одно с Эдди в роли британского солдата (см. обложку сингла 1983 года «The Trooper»), другое – с Эдди в роли озлобленного боевого лётчика (см. обложку сингла 1984 года «Aces High»). Всё происходящее на сцене буквально пропитано ностальгией по 80-м, но огромный зал «Олимпийского» делает своё чёрное дело: звук посредственный, музыкантов видно плохо. Парадоксально, но чем масштабнее и популярнее группа, тем меньше она становится. Она загоняет себя в огромные залы, где плохая акустика, а музыканты-лилипуты теряются среди декораций. В итоге не совсем понятно, что такое Iron Maiden сегодня. Я помню, как менее известная итальянская группа Sadist играла в небольшом (по сравнению с «Олимпийским») зале клуба «Точка»: никаких декораций и спецэффектов, просто музыка в подходящем помещении, ничего лишнего. Они просто играли и без особых усилий звучали круче, чем Iron Maiden.

Сцена с постоянно меняющимися декорациями издалека похожа на волшебную шкатулку. Во время исполнения песни «Iron Maiden» из этой «шкатулки» вылезет большая кукла – персонаж с обложки альбома «Seventh Son of a Seventh Son» (1988). У этого наполовину сгнившего Эдди с голыми рёбрами будут светиться глаза, а привидение, сидящее у него на ладони, будет пугающе подрагивать. Во время исполнения «Fear of the Dark» сцена погрузилась в темноту, но на музыкантов направили лучи прожекторов и каждый из них оказался в кругу света. Их тени, заключённые в кругах света, превратились в часть декораций. Во время исполнения «The Number of the Beast» в правом углу сцены появилась мрачная рогатая кукла. Пока звучала песня, кукла смотрела в зал и медленно крутила и покачивала головой, словно недоумевая: почему такая слабая поддержка на некоторых трибунах.

А вот Дикинсон в свои 54 года неутомим и очень много двигается по сцене. 56-летний Герс то закидывает ногу высоко на декорации, словно делая растяжку, то размахивает гитарой, как пращой, держа её одной рукой за ремень. Он играет на гитаре, зажав её между ног, он крутит её на ремне вокруг торса, словно спортивный обруч. Когда на сцену выходит большая кукла в виде Эдди-солдата с окровавленной саблей, Герс пробегает несколько раз у неё между ног. Потом он поднимает гитару над головой, позволяя кукле несколько раз ударить по струнам. Два больших экрана, висящих по бокам от сцены, позволяют разглядеть, как Герс пританцовывает во время удачно исполненной «Afraid to Shoot Strangers». Эти же экраны позволяют детально разглядеть музыкантов. Можно отметить, что Смит предпочитает гитары фирмы Jackson, а Герс не слишком следит за своими инструментами, они у него обшарпанные. Также видим забавную деталь: на бас-бочке у Макбрэйна сидит белая плюшевая игрушка, похожая на медвежонка (новый символ группы на замену Эдди?).

Закончился этот концерт классической песней «Running Free» с первого альбома группы. В её сочинении принимал участие один из первых вокалистов Iron Maiden Пол Ди'Анно (Paul Di'Anno), который выступит в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре этого года совместно с Блэйзом Бэйли (Blaze Bayley), ещё одним экс-вокалистом Iron Maiden. Ди'Анно на своих сольных выступлениях также исполняет «Running Free», так что осенью музыка Iron Maiden вернётся в Россию, но в более камерном и хрипло-грубом варианте.

23.07.2013, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

Группа IRON MAIDEN

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт...

Подробности из жизни:

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт.
С первого альбома и по конец 80-х группа существенно улучшила качество продюсирования своих записей и уровень игры. И то и другое произошло благодаря серии кадровых перестановок. В частности, к моменту начала работы над вторым альбомом группы "Killers" (1981) продюсером группы стал опытный Марин Берч (Martin Birch), ветеран сессий записи альбомов Deep Purple и Black Sabbath, а лидер-гитаристом группы стал виртуоз Адриан Смит (Adrian Smith). Во время работы над третьим диском "The Number Of The Beast" (1982)…

Далее... →