Геоpгий ГУРЬЯНОВ  Ударные судьбы

Вспомним Георгия Гурьянова - музыканта, участника "Кино", художника.

Умер Георгий Гурьянов, легендарный Густав, барабанщик "Кино", художник, музыкант, тусовщик... Человек, который определил жизнь как минимум двух поколений - кто-то до сих пор сходит с ума от песен "Кино", а кто-то - восхищается художественными работами. Начиная с 80-х до конца жизни Гурьянову удалось невозможное: он всегда был на пике популярности, занимался самыми актуальными видами искусства - отсовременной живописи и инсталляций до рок-н-ролла - но при этом для широких масс его имя всегда оставалось в тени. "Серый кардинал" нового искусства, человек, безупречно чувствовавший малейшие культурные изменения - таким был Георгий Гурьянов.

Фанат Led Zeppelin, он пришел в музыкальную школу, чтобы научиться играть хоть на каком-то музыкальном инструменте. Гурьянову досталась балалайка, на которой он исправно научился играть, но потом понял, что так "Stairway To Heaven" не сыграешь. Началась дружба с питерскими рокерами и художниками - с одной стороны его зовет в "АУ" Андрей "Свин" Панов, с другой - он создает с Тимуром Новиковым группу "Новые художники". А в 1982 году все в той же мождной ленинградской тусовке происходит историческое знакомство Гурьянова с Цоем. Они сразу сошлись друг с другом - общая любовь к модной музыке, к стильному искусству, к европейским фильмам сделали свое дело. Густав становится бессменным барабанщиком "Кино"

Стиль и образованность, неуловимое чутье на музыкальную моду - эта характерная черта Густава сделала чуть не половину успеха "Кино". Именно он вместе с Цоем до дыр заслушивал записи "новых романтиков": от них Гурьянов стащит в кино манеру играть за барабанами стоя. В то время, как иные барабанщики ленинградского рок-клуба обвешивались десятками томов, альтов, сплэшей и ковбелов, Гурьянов скупо оставлял малый барабан с хай-хэтом, а то и ограничивался электронными барабанами (позднее - драм-компьютером). И тонкая фигура Густава, стоящая за спиной у Цоя была тем самым шокирующим визуальным эффектом, который обезоруживал фанатов "Кино": ух ты, гляди, барабанщик стоя играет, прям как у Duran Duran!

После гибели Цоя Густав из музыки не уйдет: чутье Гурьянова не подводит. Он начинает активно слушать техно и прочую электронную музыку. Первые московские рейвы на ВДНХ - "Гагарин Party" или "Mobile Party" в Крылатском - их организовал именно Гурьянов, а легенды об этих диких сборищах передают изустно чуть ли не интенсивней, чем воспоминания о концертах "Кино".

Он остается человеком искусства - открывает для себя Лондон и Мадрид. В последний город Густав влюбляется всей душой, начинает учить испанский и большую часть времени старается жить именно в Мадриде. Он по-прежнему продолжает заниматься искусством, организует выставки, сам создает художественные произведения - инсталляции и картины. Работы Густава начинают покупать не только частные коллекционеры, но и именитые галереи - его работы входят даже в собрание Русского музея. В 1993 году музей даже проводит первую персональную выставку Гурьянова.

Густав пробует себя и на ТВ - он начинает делать в Питере первое независимое телевидение. Все с тем же Новиковым, плюс Влад Мамышев-Монро и Юрис Лесник, неутомимые новые художники делают "Пиратское телевидение". Густав забирает себе спортивную тематику и ведет программу "Спартакус". В итоге получается абсолютное сумасшествие - вполне в духе "новых художников". Даже по сегодняшним меркам "Пиратское ТВ" смотрится как совершенная дичь, а представьте, что творилось со зрителями, привыкшими к официальному советскому ТВ!

Но, несмотря на то, что ГУстав отошел от музыки, еще раз за барабаны он все-таки сядет. К 50-летию Цоя было решено снова собрать в студии "Кино" для еще одной совместной записи. Из черновиков Цоя на свет была извлечена песня "Атаман", и трое участников группы записали к ней собственные партии. Запись трека стала одновременно и последним клипом "Кино". Однако трагизма в этой съемке хватает: Юрий Каспарян, Игорь Тихомиров и Георгий Гурьянов чрезвычайно сосредоточены, практически не общаются друг с другом и просто играют свои партии: простые, немудреные, но четкие, как и в прошлые времена.

После этого Гурьянов окончательно исчез с радаров. Лишь в начале лета 2012 года старый друг Алексей Вишня огорошил всех в своем блоге известием о том, что у Густава рак, причем неоперабельный. На лечение музыканта поклонники стали перечислять деньги, однако вскоре появился комментарий о том, что близкие Гурьянова, да и он сам в сторонней финансовой помощи не нуждаются... Следующим известием (опять-таки в блоге Вишни) стало известие о смерти музыканта и художника.

Густав ушел так же, как и жил: не прося ни у кого помощи, гордо и независимо. Удивительный человек - во всей рок-тусовке (как ленинградской, так и московской) никто никогда не сказал о Гурьянове ни единого плохого слова, Густав умудрился оказаться вне сплетен, слухов и домыслов. Он просто делал то, что любил - и оставил нам несколько часов замечательной музыки и десятки художественных работ. Он творил историю искусства конца прошлого века, а теперь и сам стал неотъемлемой ее частью. И, наверное, именно сейчас он и нашел свой идеальный Мадрид - где солнце, тепло, яркие краски и есть, о чем поговорить, но более всего - есть о чем помолчать.

Помолчим и мы.

21.07.2013, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

Геоpгий ГУРЬЯНОВ