В 8.40 в «Стадиуме» уже гремит разогрев в лице группы Бранденбург. С недавних пор здесь завелась приятная традиция – если концерт заявлен на половину девятого, то ровно в это время и начнет звучать музыка. От выступления Бранденбурга, в меру техничного, но скучного, остаётся одно важное ощущение – кажется, на этой площадке наконец наладили звук. Ни оглушительных высоких, ни гудящего баса, заглушающего все инструменты. Еще получаса проходят в сопровождении совершенно неуместного и почему-то очень громкого хаус-микса. Интересно, кому в голову приходит заводить такую музыку перед рок-концертом? Зал, еще недавно угрожающе пустой, быстро заполяется. Конечно, аншлага как на Kasabian нет и близко, но посмотреть на старика Барни собралась совсем нестыдная толпа.
Наконец хаус притихает, в порталах «Стадиума» грохочет симфоническое интро и вот он «Crystal», главный для России радио-хит New Order, крутившийся в эфире «Ультры» в год её расцвета. На экране – то самое видео с вымышленной группой Killers, в честь которой и назвались хедлайнеры завтрашнего фестиваля «Park Live». Звук не фонтан – заметно хуже, чем на Бранденбурге, но чёрт, кого это сейчас волнует? Не успевают мурашки пробежаться по коже во время столь любимого клавишного брейкдауна, как «Crystal» переходит в «Regret», и тут уже невозможно не подпевать. Британцы палят хитами на поражение.
Место Питера Хука (Peter Hook) занял Том Чэпмен (Tom Chapman), игравший вместе с Бернардом Самнером (Bernard Sumner) в группе Bad Lieutenant. Там же отметился и пятый участник нынешнего состава New Order Фил Каннингем (Phil Cunningham). Самая занятная деталь его биографии: изначально в NO он заменял клавишницу Джиллиан Джилберт (Gillian Gilbert) (дело было во время тура в поддержку диска «Get Ready»). Когда Джил вернулась в группу, Фил благополучно перешел на позицию второго гитариста, и к электронике притрагивается лишь эпизодически. Несмотря на мощный состав, на сцене у NO всё нарочито по-простому – никаких декораций, минимум света, на видео – клипы или незатейливые задники-скринсейверы. На этом фоне не то что Depeche Mode, а даже Human League или OMD живьем выглядят красочным театрализованным действом. Самнер и компания так на всю жизнь и остались в образе «манчестерских простачков».
Самнер много разговаривает с публикой – «У нас тут вышел такой вот полуальбом, сейчас сыграем песню оттуда» (это про «I’ll Stay With You», единственный из условно новых треков сегодня). «Эту вещь мы начинали еще с Joy Division, но потом наш певец к сожалению умер и мы сделали её уже с New Order» (это про “Ceremony”). Первая часть концерта – сплошной рок, который разбавляется слегка переработанной, почти брейкбитовой версией «Isolation». По сравнению с каноническим исполнением Peter Hook & The Light, эта версия затейливее и драйва в ней больше – это уже не Joy Division, а именно что New Order.
Как правило, большие и долгожданные концерты первые несколько песен смотришь глазами холодного аналитика и лишь потом вливаешься в процесс, но тут аналитическая фаза отсутствует совсем, ты с первых же нот «внутри». Это, наверное, к лучшему, потому как если New Order анализировать, косяков вылезает чересчур много – вокал Самнера то и дело «проваливается» (тут выручает зал, который готов петь хором любую вещь), гитары звучат расхлябанно, да и общий баланс то и дело разваливается. Особенных претензий нет разве что к Джиллиан. Но техникой игры New Order не славились никогда, на фоне того что можно увидеть на бутлегах, в Москве они звучат прямо-таки неплохо.
«Следующий трек мы записали вместе с The Chemical Brothers, знаете их? Нравится?» и тут же до боли знакомое синтезаторное вступление. «Here to Stay»! Вот это да! Сюрприз, прямо сюрпризище. Этой песней на прошлогоднем «Сонаре» и не пахло. Рад, очевидно, не я один – «24 Hour Party People» смотрели всё и «Like a bright line on the horizon…» хором запевает весь зал. «Кстати, а Killers вы любите?», продолжает Барни. Зал отвечает одобрительным рёвом. «Они сейчас тут!». Старенькая мелодичная «Your Silent Face» («мы так долго сюда добирались, что решили добавить еще одну песню в сетлист») - еще одна неожиданность. Здесь Барни даже меняет привычную гитару на мелодику и выдает весьма недурственное соло. В паузе Джиллиан как-то совершенно по-любительски проверяют клавиши, и через секунду-другую из порталов грохочет брейкбитовый луп. «World», еще один хит с подзабытого альбома «Republic» - ай да сетлист сегодня!
Рок заканчивается на «Krafty», а дальше – ковровая бомбардировка танцевальными хитами «Bizarre Love Triangle», «5 8 6» (прямо второй «Blue Monday»), «True Faith» (сколько же раз я видел этот клип в те времена, когда на музыкальных телеканалах еще была музыка). Тут Самнера уже и не слышно – то ли зал его перепел-перекричал, то ли вокал опять провалился, но это и неважно. Такого радостно-эйфорического концерта я не помню со времён первого приезда Ноэла Галлахера (Noel Gallagher) в «Б1». Столько хитов разом бывает только на дискотеке, да это по сути дискотека и есть. Ощущаешь себя так, будто это не клуб-тысячник, а уютный подвал, где друзья заводят любимые треки, и неважно, что сабвуфер сдох, а единственный динамик хрипит, здесь все свои и всем хорошо.
«Blue Monday» и «Temptation» в обратном порядке повторяют финал концерта Питера Хука, и здесь исполнения уже очень близки друг к другу. В чем-то Хук может и получше, но здесь поющий зал - часть представления, и публика (в массе своей молодая, но не без компаний типа "семейство с детьми") еще долго после окончания "Temptation" тянет вокальный луп. Ну и бис, конечно же, тоже превращается в мини-трибьют Joy Division. На фоне задника «Joy Division Forever» New Order поют «Atmosphere» (и снова исполнение NO выигрывает у оригинала), «Shadowplay» (посвящение Killers – завтра мы услышим эту вещь еще раз) и конечно же «Love Will Tear Us Apart».
Наверное, без последнего блока можно было и обойтись. В конце концов, лично я (и видимо не только я) люблю New Order совсем не как наследников Joy Divison, а скорее как вдохновителей The New Division, как группу, без которой современная поп-музыка вообще немыслимы, как скажем без ABBA. И если бы вместо трёх песен JD мы получили бы, скажем, «Confusion», «Vanishing Point» и «60 Miles An Hour», никто бы, мне кажется, не расстроился. Но и без того концерт вышел великолепным. А что звук не прекрасный и играют «как в пабе» - считайте это эффектом «Электроники 302». Кумиров нужно принимать такими, какие они есть.
Поколению, родившемуся в восьмидесятые, еще предстоит дождаться приезда в Россию Radiohead и Coldplay, а для нас, детей Depeche Mode, The Cure и New Order, все главные гештальты уже закрыты.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)