У музыкантов, играющих немейнстримовую электронику, сегодня не так много путей к умам и сердцам масс. Первый и самый очевидный – киноиндустрия. Но она в последнее время предпочитают персонажей поизвестнее – саундтреки к голливудским фильмам записывают Chemical Brothers, Orbital и Underworld, которым и без того не приходится жаловаться на недостаток внимания. Второй – реклама, и тут сразу вспоминаются истории о тогда еще совсем юном Aphex Twin, чей трек был лицензирован в ролик Пирелли за «чёртову уйму денег» или Ульрихе Шнауссе (Ulrich Schnauss), чья музыка звучала в рекламе General Motors. Тот ролик даже попал в самый дорогой рекламный слот мира – перерыв супербоула, финала американской футбольной лиги. Но и такие истории единичны, к тому же хоть какое-нибудь расширение аудитории к гонорарам прилагается совсем не обязательно. Третий и наиболее логичный путь – видеоигры. В нем сходятся все факторы – и востребованность именно электроники, и социальная общность (гики пишут для гиков). В играх находится место и для Амона Тобина (Amon Tobin), и для музыкантов, чьих имен вы не встретите в лайнапах больших фестивалей или музыкальных обзоров lifestyle-изданий.
О том, что чех Томаш Дворжак (Tomáš Dvořák) – классический гик, можно заключить, едва взглянув на его фотографию. В кругах любителей «умной электроники» этот симпатяга-ботаник известен под именем Floex. В этой ипостаси Томаш записывает самобытный гибрид трескучего IDM и хрупкой неоклассики с кларнетом и фортепиано. Для чуть более широкого круга Томаш – автор музыки к игре «Machinarium», очаровательного квеста про маленьких роботов, ставшего одним из главных хитов независимой гейм-индустрии. Причем, в отличие от тех же Chemical Brothers или Orbital, чьи саундтреки отличаются от их обычных записей весьма существенно, Томаш и тут остаётся собой, разве что бит чуточку смягчает. Успех «Машинариума» достиг таких масштабов, что по игре (и, разумеется, на музыку Дворжака) собираются ставить балет.
Игровая индустрия и грамотное самопозиционирование вознесли Томаша в статус не просто гика-электронщика, но серьезного композитора. Он получает национальные премии, играет в классических залах, в общем, не без основания метит куда-то в категорию Нильса Фрама (Nils Frahm) или Йохана Йохансона (Johann Johannson). Недавно Дворжака подписал немецкий лейбл Denovali, почитающий именно формат «на стыке классики, джаза и электроники» (тамошние клиенты Bersarin Quartett, Hidden Orchestra и Mount Fuji Doomjazz Corporation не так давно выступали в Москве). Как и подобает человеку, считающему себя не просто электронщиком, а музыкантом более широких интересов, на сцене Томаш не отсиживается за лаптопом. Лайв-шоу Floex это самый настоящий концерт, на гастроли с ним ездят барабанщик, кларнетист и вокалистка, да и сам Дворжак живыми инструментами совсем не пренебрегает. Напоследок стоит добавить, что Томаш – не из тех артистов, что дают в год по 50 концертов, кочуя с фестиваля на фестиваль, так что его появление в Москве – редкая удача.
Floex
Москва, клуб Gogol'
14 июня
1964 – Битлы "завосковели". Великолепная четверка стала первой поп-группой, чьи восковые копии появились в лондонском музее мадам Тюссо. Впоследствии битлы сфотографировались с собственными двойниками на обложке альбома "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" (1967) »»
1987 – В семье итальянцев Джозефа и Синтии Джерманотта родилась будущая королева эпатажа, любительница латексных костюмов, высоких каблуков и дикой хореографии - Lady Gaga »»
1996 – Тугодум Фил Коллинз решился начать сольную карьеру и вышел из состава Genesis. Фил пытался выйти из состава группы еще в начале 90-х, но задержался, чтобы записать альбом "We Can’t Dance" (1991) поучаствовать в прощальном турне (1993) »»
Михаил Леонидович АНЧАРОВ (1923)
Robert ASHLEY (1930)
Johnny BURNETTE (1934)
Barry MILES (1947)
John EVANS (1948)
Reba MCENTIRE (1954)
Dave KEUNING (1976)