Российский фестивальный сезон, основная масса которого традиционно проходит в Москве, обрамляется двумя питерскими форумами под патронажем центра Курёхина. Фестивальное лето открывается СКИФом, а уход на зимние каникулы случается после ноябрьской "Электромеханики". В традиционном майском гиде Звуков - о наиболее интересных артистах из программы СКИФа 2013 и их параллельной активности в столице.
Михаэль Ротер (Michael Rother)
В двух словах: Отец краут-рока и безальтернативный главный герой СКИФа-2013.
Чем интересен: Ротер начинал карьеру гитаристом в группе Kraftwerk, когда те еще не были роботами, а играли праведный краут-рок с живыми ударными и флейтой. После основал Neu! и Harmonia, сотрудничал с Cluster и Брайаном Ино (Brian Eno). Фигуры, лучше Ротера олицетворяющей краут-рок, сегодня просто не найти. Тут, как и в случае с пост-панком, сам жанр достаточно многообразен, а вот его обновленческая ветвь сводится именно к продолжению идей Neu! и Harmonia. Сейчас его наперебой сэмплируют и включают в подкасты «треков, оказавших влияние». К счастью, Ротер, в отличие от Йена Кёртиса (Ian Curtis), дожил до статуса культовой персоны в добром здравии, и даже не брезгует старым материалом на концертах.
Будет ли в Москве: Нет.
Camera
В двух словах: Прямые последователи, а также протеже Ротера, которые к тому же будут выступать и в роли его аккомпанирующего состава.
Чем интересны: Играют немцы, разумеется, краут-рок – порой такой же воздушный и моторный как Neu!, порой – тягучий и депрессивный, попахивающий пост-панком. То, что Camera – всамделишные краут-рокеры, а не примазавшиеся хипстеры, подтверждается еще и тем, что их первый и пока единственный альбом издан лейблом Bureau B, близким к двум другим столпам краут-рока – Дитеру Мёбиусу (Dieter Moebius) и Хансу-Йоакиму Роделиусу (Hans-Joachim Roedelius).
Будет ли в Москве: Нет.
2:54
В двух словах Изысканный альтер-рок с женским лицом, слегка затянутый шугейзерной дымкой.
Чем интересны: Редкий пример группы, приезжающей сюда «на взлете», после очень удачного дебютного альбома. Сёстры Коллет и Ханна Тарлоу (Colette Thurlow, Hannah Thurlow) черпают вдохновение в альтернативном роке конца прошлого десятилетия - назвались они в честь любимого момента из песни Melvins, а звучат как смесь ранних Garbage и Curve. Сходство с последними усиливается тем, что вокал Коллет и тембром, и манерами отчаянно напоминает Тони Хэллидей (Toni Halliday), а записывать альбом сёстрам помогал продюсер Алан Молдер (Alan Moulder), также работавший с Curve.
Будут ли в Москве: да, к тому же бесплатно («Авант-фест в парке Музеон», 18 мая)
Kap Bambino
В двух словах: Термоядерный гибрид Ting Tings и Justice.
Чем интересны: Для панков-модников Kap Bambino – настоящие ветераны, группа образовалась 12 лет назад и успела благополучно пережить взлёт и падение электроклэша, нью-рейва и прочих модные веяний. Формула их музыки - простой, местами крикливо-злой, местами привязчиво-мелодичный девичий панк, положенный на громоподобные электро-ритмы и хор синтезаторов, визглявых как пила-болгарка.
Сегодня Kap Bambino подписаны на парижский лейбл Because Music и очень неплохо чувствуют себя в компании тех же Justice, Mr Oizo, Boys Noize, Metronomy и прочей ультрамодной публики.
Будут ли в Москве: нет.
Volcano The Bear
В двух словах: Обязательная для каждого курехинского фестиваля группа с доминирующим тэгом «авангард».
Чем интересны: Если бы британцы использовали чуть другой набор инструментов, их непременно окрестили бы фри-джазом. С тем что есть (гитары, ударные, кларнет и саксофон, электроника, плёночные петли и причудливый набор немузыкальных, но звучащих объектов) получается нечто в диапазоне от абсурдистского арт-рока и фрик-фолка до musique concrete, нойза и индастриала. Большую часть своих многочисленных записей VTB издают на лейбле Beta-lactam Ring Records в компании Nurse With Wound, Эдварда Ка-Спела (Edward Ka-Spel), Current 93 и Nadja, но одну из их недавних работ внезапно издал лейбл Rune Grammofon, норвежское подразделение джазового гиганта ECM.
Будут ли в Москве: Да (Авант-клуб на Винзаводе, 17 мая)
High Wolf
В двух словах: Яркий представитель европейского кассетного лоуфай-подполья.
Чем интересен: Музыку парижанина Максим Примо (Maxime Primault) периодически именуют «психодроном» и отчасти в этом правы, по крайней мере, если «психо» понимать как «психоделический». Длинные, слегка плывущие коллажи, составленные из бесконечно повторяющихся пленочных петель – африканская перкуссия, атональный перезвон колокольчиков и искаженные гитара и клавиши откуда-то из времен «электропрохладительного кислотного теста» сливаются в псходелическую кашу звуков на манер The Orb.
Будет ли в Москве: Да (Авант-клуб на Винзаводе, 17 мая)
Trust
В двух словах: Парень и девушка в косухах играют упаднический электропоп.
Чем интересны: Канадцы Роберт Альфонс (Robert Alfons) и Майя Постепски (Maya Postepski), известная также по группе Austra удивительным образом сочетают хипстерскую манерность с готическим флёром, для нынешних хипстеров вроде бы совсем нехарактерным. С одной стороны – вычурный, иногда откровенно писклявый вокал и внимание к внешним спецэффектам, за которые Trust нередко сравнивают с Crystal Castles. С другой – заигрывание с мачо-эстетикой, суровые мелодии под Sisters of Mercy и аранжировки с пульсирующим басом, то и дело норовящие скатиться из нейтрального электропопа в слегка осовремененный EBM.
Будет ли в Москве: Да (Солянка, 17 мая)
Siinai
В двух словах: Бессловесный духоподъемный спейс-рок из Финляндии.
Чем интересны: Финское трио прославилось год назад, записав совместный альбом с канадским певцом Спенсером Крагом (Spencer Krug), он же Moonface. Вместе они звучали как медленный и тягучий пост-панк с интонациями молодого Дэвида Боуи (David Bowie), при этом голос Крага несколько оттенял аранжировки финнов. Сами по себе Siinai звучат ничуть не менее интересно – с одной стороны они любят краут-рок и спейс-электронику в духе Zombi, с другой тяготеют к пост-роковым крещендо. В сухом остатке выходят масштабные и довольно оптимистичные гимны в духе того, чем в последнее время увлеклись Mogwai.
Будут ли в Москве: Нет
Les Rhinoceros
В двух словах: Авангардный фьюжн от юных питомцев Джона Зорна (Zohn Zorn).
Чем интересны: Les Rhinoceros к понятию «джаз» относятся предельно вольно. Гитара в их музыке занимает явно более важное место, чем духовые (на сцене трио обходится вообще без них, хотя в записи саксофоном не брезгует), да и стилистическая палитра чересчур широка. «Носорогов» клонит то в клезмер, то в гипнотические петли с дабовым басом на манер Sun Araw или австралийцев The Necks, то в скоростные, почти металлические запилы. Но главное – не форма, а то, что эти совсем еще молодые парни отлично понимают, что такое дух свободной импровизации, а также обладают причудливым, каким-то монтипайтоновским чувством юмора. То, что именно с ними Джон Зорн связывает будущее лейбла Tzadik – совсем неудивительно.
Будут ли в Москве: Да (China-Town-Cafe, 16 мая, в компании Lizzard G и Отзвуки Му)
Molly Nilson
В двух словах: Шведская принцесса аутсайдерского DIY-попа.
Чем интересна: Молли сочиняет грустноватые, но по-шведски мелодичные поп-песни и исполняет их приятным низким голосом под нехитрый аккомпанемент синтезаторов-самоиграек. Всё это Молли записывает в спальне на кассеты и собственноручно издаёт ограниченными тиражами. Получается нечто среднее между Марией Минервой (Maria Minerva), Chinawoman и Джоном Маусом (John Maus), с которым Молли уже успела спеть дуэтом. Короче говоря, честный доморощенный лоуфай-поп, лучшее лекарство от передазировки мегаломанским поп-мейнстримом.
Будет ли в Москве: Нет
Chelsea Wolfe
В двух словах: Апокалиптический фолк-рок из страны поп-панка и диско.
Чем интересна: Жительницу Лос-Анджелеса Челси Вулф, конечно, не стоит записывать в последователи Current 93, но трагизма её песнях хватит на десятерых. Если бы Cat Power или PJ Harvey задумали записать дум-металлический альбом, звучало бы это примерно как пластинки Челси – тягуче, расфокусировано и как-то удушливо. Если вам еще не надоели мемы про безысходность, зайдите посмотреть на эту барышню – какие-нибудь Mogwai на её фоне выглядят бодрой танцевальной музыкой.
Будет ли в Москве: Да ("16 тонн", 19 мая, в компании Naevus)
1964 – Битлы "завосковели". Великолепная четверка стала первой поп-группой, чьи восковые копии появились в лондонском музее мадам Тюссо. Впоследствии битлы сфотографировались с собственными двойниками на обложке альбома "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" (1967) »»
1987 – В семье итальянцев Джозефа и Синтии Джерманотта родилась будущая королева эпатажа, любительница латексных костюмов, высоких каблуков и дикой хореографии - Lady Gaga »»
1996 – Тугодум Фил Коллинз решился начать сольную карьеру и вышел из состава Genesis. Фил пытался выйти из состава группы еще в начале 90-х, но задержался, чтобы записать альбом "We Can’t Dance" (1991) поучаствовать в прощальном турне (1993) »»
Михаил Леонидович АНЧАРОВ (1923)
Robert ASHLEY (1930)
Johnny BURNETTE (1934)
Barry MILES (1947)
John EVANS (1948)
Reba MCENTIRE (1954)
Dave KEUNING (1976)