Sam ROSENTHAL  "С системой копирайта всё в порядке"

"Звуки" поговорили с Сэмом Розенталем, основателем лейбла Projekt Records и лидером группы Black Tape For a Blue Girl, о том, что изменилось за последние 30 лет и что натворил интернет.

Музыкант и продюсер Сэм Розенталь (Sam Rosenthal) - фигура культовая, хоть и из тех, что "широко известны в узких кругах". Его лейбл Projekt Records, как и группа Black Tape for a Blue Girl более всего знамениты у поклонников "готических" музыкальных стилей - в ростере Projekt присутствуют (или присутствовали в прошлом) несколько десятков исполнителей готик-рока, этериала, дарквейва и др. В этом году Projekt Records исполняется 30 лет и по этому поводу Звуки поговорили с его основателем о переменах и "исторических аберрациях", о копирайте и даже о продаже ботинок и покупке острова.

Звуки.ру: Лейблу Project Records в этом году исполнится 30 лет. Помимо "фактора Интернета", что изменилось за эти три десятилетия в музыкальном бизнесе?

Сэм Розенталь: Стоимость звукозаписи и изготовления носителей снизилась за последние тридцать лет поразительным образом. Я ещё помню, когда партия в 1000 CD обходилась примерно в 10 тысяч долларов. Сейчас - это около 1500 долларов. Компьютеры здорово удешевили многодорожечную запись и сведение. И это радует. За всё это время мы перешли от кассет и виниловых пластинок к CD и скачиваниям из Сети. Вот ещё одно поразительное изменение.

Звуки.ру: Помимо пиратства, как, по твоему мнению, появление интернета сказалось на музыкантах?

Сэм Розенталь: Музыканты теперь вынуждены быть маркетинговыми машинами. Мы вынуждены тратить время на пять разных социальных сетей, общаясь со своими слушателями. Это отбирает драгоценное время от написания музыки. С другой стороны, тем самым всё-таки формируется прямая связь между артистом и слушателем. Так что у интернета есть свои положительные и свои отрицательные стороны.

Звуки.ру: Много лет назад ты активно поддерживал MP3 и идею скачивания музыки из Сети? Ты по-прежнему сторонник этого? Помогает ли интернет тебе в работе, или от него больше ущерба?

Сэм Розенталь: Скажем так, я сторонник MP3+легальных скачиваний. Да, я по-прежнему "за". Люди должны иметь возможность получать музыку в любом формате, какой сочтут удобным. Чего я не поддерживаю, так это чтобы люди получали музыку бесплатно и считали, что так и надо. Это наносит серьёзный ущерб моей работе и жизни многих моих друзей.

Звуки.ру: Как ты считаешь, сделал ли интернет возможной какую-либо действительно новую бизнес-модель в музыке? И возможны ли вообще эти новые модели?

Сэм Розенталь: Я думаю, это всё ещё только формируется. По-моему, интернет уничтожил старую модель, и теперь появились различные варианты будущего. Но понять, что в итоге получится, мне сложновато. Кто останется? Что мы будем делать ради выживания? Спросите меня снова через пять лет, может быть, у меня будет ответ получше (смеётся).

Звуки.ру: Сегодня у нас есть Myspace, SoundCloud, Bandcamp и множество других ресурсов подобного рода, которые позволяют музыкантам выкладывать в Сеть свои демо-записи; используешь ли ты их для поиска новых проектов и групп?

Сэм Розенталь: Нет, я там демозаписи не ищу. Я вообще, честно говоря, не ищу чьих-либо демок. Об интересных группах я узнаю от знакомых. Ну, а если группа пришлёт мне ссылку на свои страницы в Soundcloud или Bandcamp, я, конечно, послушаю.

Звуки.ру: Что ты думаешь о современной системе копирайта? Надо ли её как-то исправлять и улучшать, и если да, то как это можно сделать?

Сэм Розенталь: С системой копирайта всё в порядке! Проблема - в соблюдении закона и в том, что люди находят обходные пути и лазейки. DMCA писался не для сложившейся в итоге ситуации, где "всё задаром". Это было наивно. Я думал, люди никогда не станут СПЕЦИАЛЬНО выкладывать пиратские записи, чтобы заработать денег. Как я ошибался!

Звуки.ру: Ты упоминал, что многие из тех "бесчестных дельцов", которые получают большую часть денег за пиратскую музыку, живут в России. Можешь уточнить, о ком речь?

Сэм Розенталь: Когда начинаешь исследовать оборотную сторону всей этой сети нелегальных файлохранилищ, нити от многих из них тянутся к одной и той же паре людей в России.

Звуки.ру: Два года назад в Digital Music News проскочила заметка об уходе в отставку директора SoundExchange Джона Симсона (John Simson) и его прощальном письме соратникам, в котором говорится, в частности:
"Меня очень беспокоит явное неуважение, которое многие стали демонстрировать в отношении тех, кто стремится к артистическим свершениям. Одно из недавних исследований показало, что удивительное число американцев верят, что артисту следует иметь вторую работу, чтобы содержать себя - как будто их работа в области искусства и не должна оплачиваться! Нам следует заняться просветительской работой и истребить на корню эти деструктивные воззрения."
Как ты считаешь, возможно ли действительно приучить людей к мысли, что музыкантов следует поддерживать материально в условиях, когда они (поклонники) по-прежнему имеют возможность получить любую музыку когда и где угодно и задаром?

Сэм Розенталь: Скажем так: мы должны ПОПЫТАТЬСЯ приучить людей к мысли, что их деятельность оказывает воздействие на всю экосистему. Изменится ли от этого что-нибудь? Не знаю. Так много людей считают, что музыка должна быть бесплатной. И в то же самое время, они платят немалые суммы за свои "железки" (смартфоны) и WiFi. Таким образом, они с удовольствием поддерживают одну часть уравнения (техническую отрасль), но никак не другую (творческую сторону). Проблема в том, что людям нравится именно так. Потому что в итоге получается, что они постепенно убивают всё то, что по их уверениям они так любят.

Звуки.ру: Френсис Форд Коппола в своём интервью в 2011 году сказал:

"У артистов никогда не было денег. У артистов были покровители - либо главы государств, или герцог Веймарский, или, там, церковь, Папа. Или у них была ещё одна работа... Сама эта идея, что Metallica или какой-нибудь рок-н-ролльный вокалист разбогатели за счёт музыки, - совершенно не факт, что в будущем что-то подобное повторится. Потому что, по мере того, как мы входим в новую эпоху, быть может, искусство и впрямь должно быть бесплатным. Может, студенты правы, и у них взаправу должна существовать возможность скачивать музыку и фильмы. Меня за эти слова, конечно, пристрелят, но всё-таки: а кто сказал, что искусство должно стоить денег? И, соответственно, кто сказал, что у артистов должны водиться деньги?"
Что ты думаешь о взглядах Копполы? Тоже считаешь, что музыкант должен иметь вторую работу, чтобы содержать себя, в то время как музыка пусть остаётся хобби?

Сэм Розенталь: Копполе легко говорить: он разбогател, потому что кто-то ещё платил ему за его творческую работу. Думаете, он бы обрадовался такому высказыванию? - "Сама эта идея, что Коппола или какой-нибудь ещё режиссёр разбогател, - совершенно не факт, что в будущем что-то подобное повторится". Ха! У музыкантов всегда была "настоящая работа", за счёт которой они себя содержали. Но были времена, когда у музыкантов сохранялась надежда на то, чтобы сделать музыку основным родом деятельности. А сейчас это практически невозможно.

Звуки.ру: Складывается впечатление, что именно технологии звукозаписи и вещания сделали возможным заработок на звукозаписи (именно с продажи записей, а не нот и не за счёт концертных выступлений). Более того: по сути, это в двадцатом веке стало возможным, что популярные музыканты превращались из детей рабочих в миллионеров, знаменитостей, даже героев целых поколений, - тебе никогда не казалось, что это своего рода "историческая аберрация"? Сэм Розенталь: А разве не всё на свете - это своего рода "историческая аберрация"? Какая часть музыкальной отрасли оставалась неизменной более 50 лет? Какая часть истории оставалась прежней? Начиная с промышленной революции, скорость преобразований стремительно растёт.
Факт, что до начала ХХ века звукозаписывающей отрасли не существовало. Так что это всё эволюция.... Так же как раньше были водевили, немое кино, звуковое кино. Скажете, Чарли Чаплин (Charlie Chaplin) - это историческая аберрация? Да, может быть. Никто не был столь же знаменит, как он. Означает ли это, что другие не должны снимать фильмы и, быть может, добиваться известности? Нет, конечно нет.
Так что идею о том, что музыканты, зарабатывающие музыкой - это аберрация, я встречаю без улыбки и без согласных кивков. Сто лет назад музыканты могли зарабатывать. И ещё за сто лет до того тоже...

Звуки.ру: В ходе недавней сессии вопросов и ответов на ресурсе Reddit Трент Резнор (Trent Reznor) заявил, что уметь играть на музыкальном инструменте больше не является "обязательным условием для того, чтобы делать музыку, вызывающую отклик у людей" (хотя сам Резнор играет более чем на дюжине инструментов). Ты согласен с этим?

Сэм Розенталь: Это первым сказал Брайан Ино (Brian Eno) в 1972 году, когда говорил о том, что значит быть "немузыкантом". Не думаю, что Трент тут высказал что-то потрясающе новое. Чтобы сделать интересную музыку, не обязательно играть на музыкальном инструменте или знать, как надо играть. Тут главное уметь делать что-то интересное со звуком.

Звуки.ру: Ник Холмс (Nick Holmes), солист Paradise Lost в 2007 году сказал, что живые выступления - обязательное условие для успеха группы:
"Для долговечности группы, я думаю, важнее всего заработать статус "концертной" команды. Конечно, бывают исключения, но вне зависимости от того, насколько хороши ваши композиции, в сегодняшних условиях если вы не играете вживую, музыку можно бросать".
Каково твое мнение на этот счёт?

Сэм Розенталь: Ну, тогда мне, наверное, музыку можно бросать (смеётся). По сути, это рекламного характера заявление. Играть концерты - это отличный способ продвигать себя, с позиции маркетинга. Но если никто не придёт на концерт, ваши песни никто и не услышит. И это не значит, что вы сможете заработать достаточно денег, чтобы позволить себе выступать вживую. Так что всё это не обязательно правда.

Звуки.ру: Что ты думаешь о сегодняшних "домашних" DIY-музыкантах? Сейчас на рынке множество дешёвого оборудования, которое обеспечивает более-менее сносный звук, и количество музыкантов-любителей, кажется, растёт как на дрожжах. Как ты считаешь, каковы будут последствия?

Сэм Розенталь: На свете всегда были и будут хорошие и ужасные музыканты, вне зависимости от технологий. Думаю, сегодня просто музыкантов стало больше, чем когда-либо в истории вообще - в этом вся разница.

Звуки.ру: Разные люди неоднократно предпринимали попытки вывести "идеальную формулу" успешной композиции, чтобы оценивать техническими методами перспективы той или иной композиции - станет она хитом или провалится. А ты пытался "измерить музыку математикой"?

Сэм Розенталь: Никогда даже не думал об этом.

Звуки.ру: Возможно, это прозвучит грубо, но - будь на свете поменьше музыкантов (или людей, считающих себя таковыми), не выглядела бы общая картина в музыкальной отрасли несколько здоровее?

Сэм Розенталь: Может быть, может быть. Людей, которые делают музыку, сейчас очень много, они заполняют всё предоставленное пространство. Однако кто будет решать, кому остаться, а кому - уйти?

Звуки.ру: Ты упоминал, что музыкальная группа теперь должна работать в качестве полноценной "маркетинговой машины". Маркетинг и творчество - довольно-таки разные вещи, и здесь в России (в том числе, в андерграунде) найдётся немало примеров, когда, мягко говоря, невдохновляющие группы-эпигоны раскручивались благодаря агрессивному самопродвижению, в то время как по-настоящему талантливые (в музыкальном отношении) группы прозябали в неизвестности и в итоге разваливались. Считаешь ли ты это, скажем так, правильным?

Сэм Розенталь: Сегодня в музыкальной отрасли очень многое можно назвать неправильным, и вот это тоже следует занести в список. Проблема в том, что многие талантливые артисты просто НЕ УМЕЮТ заниматься саморекламой. И остаются неизвестными. И это лишний раз подтверждает мою правоту: в группе должен быть человек, который будет работать в качестве "маркетинговой машины" просто для того, чтобы о команде услышали. Потому что сегодня тем, кто не склонен к агрессии и чувствует себя комфортно только когда сидит дома и возится со звуком, будет очень нелегко привлечь к себе внимание.

Звуки.ру: А помнишь своё самое первое впечатление от музыки? Самое первое музыкальное произведение из своего детства?

Сэм Розенталь: Мои родители не слишком интересовались музыкальными записями... так что трудно сказать. Точно знаю, что у нас в детстве был альбом "Улицы Сезам". Но первый альбом, который я могу вспомнить, это The Mason Williams Phonograph Record. Там было несколько дурацких/саркастичных/остроумных песен, ну и хит "Classical Gas". У моих родителей в доме стоял один из тех электроорганов из 1970. Помнится, я с его помощью издавал ужасающий шум. Уверен, это их сводило с ума. Мой сын играет на гитаре и у него преподаватель-академист. Так что его музыка, куда более, эм-м, презентабельна! (смеётся).

Звуки.ру: Какой совет ты бы дал сегодняшним начинающим группам? - Помимо "усердно трудиться" и иметь "маркетолога" в своих рядах?

Сэм Розенталь: Ох, это очень сложный вопрос. Думаю, наилучший план таков: устраивайте аншлаги как можно раньше; зарабатывайте как можно больше денег; уходите на покой и покупайте остров. Ой, нет, погодите... Это значит, что в музыкальной отрасли ещё есть деньги? Ха! Ну, что ж, в таком случае, делайте то, что хотите делать, и не слушайте ничьих советов!

21.05.2013, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

Sam ROSENTHAL - свежие публикации: