ИЗ ЖИЗНИ  "Договариваться друг с другом никто не будет!"

Ведущие деятели российской музыкальной индустрии обсудили на круглом столе концертный рынок России. Не обошлось без споров и взаимных претензий.

Во вторник на территории центра Digital October состоялся круглый стол, озаглавленный "Концертный рынок в России: казнить нельзя помиловать". Мероприятие не в последнюю очередь было примечательно составом участников - Игорь Тонких (FeeLee, ГлавClub), Александр Кушнир (Кушнир Продакшн), Евгений Сафронов (Агенство Intermedia), Дмитрий Зарецкий и Андрей Саморуков (Pop Farm), Семен Гальперин (Tele-Club, Екатеринбург), Мария Семушкина (фестиваль "Усадьба Jazz"), Влад Давыдов (экс-директор Ивана Дорна) Степан Казарьян (группа On-The-Go), Михаил Евграфов (медиа-менеджер, kontramarka.ru). Модератором круглого стола являлся известный журналист Борис Барабанов.

Последний сразу же обрисовал круг основных проблем бизнеса. Первый и главный вопрос был связан с очевидным противоречием - профильные музыкальные медиа практически прекратили своё существование, в серьёзных изданиях музыке уделяется все меньше внимания, однако число "привозов" различных западных исполнителей только продолжает расти - это лето в Москве воистину можно считать рекордным по количеству фестивалей и сольных концертов больших артистов. Остальные темы для обсуждения касались объемов продаж билетов, уходу из индустрии алкогольных и сигаретных спонсоров, а также взгляда на организацию концертов вне Москвы и Санкт-Петербурга.

Евгений Сафронов заявил "В России не существует концертной деятельности", на что сидевший рядом Евграфов ответил "А чем мы тогда все здесь занимаемся?" В самом деле, концертный бизнес по-прежнему не лицензирован государством. А следовательно, не имеет никакой официальной статистики. Журналист Денис Бояринов озвучил вопрос об отношении участников круглого стола к инициативе депутата Митрофанова. Ответ - лицензирование как таковое рынку не требуется, но связанное, например, с отслеживанием недобросовестных организаторов концертов регулирование рынка необходимо. Но как его проводить - пока не ясно. "Несмотря на то, что в бизнесе все знакомы, договариваться друг с другом никто не будет!" - таков был один из комментариев.

Из докладчиков пытались вытащить какие-то конкретные цифры, и Сафронов с Евграфовым их предоставили: в стране в данный момент находится около 4500 концертных организаций, 200 билетных операторов, около 20000 концертных площадок, из которых половина - музеи, а абсолютное большинство является государственной собственностью. Получается, основные деньги бизнеса забирает себе государство, ведь большая часть затрат связана с арендой зала и рекламой концерта. Самая крупная концертная организация России - Московская государственная филармония. Соответственно, в упомянутые цифры входит и академическая музыка.

Михаил Евграфов озвучил размеры оборота индустрии: 30 миллиардов рублей в год на Москву и Питер. Однако, без особой конкретики - дескать, это было "несколько лет назад". Эту сумму составляют деньги, которые зрители отдали за покупку билетов на все события, кроме кино и спорта. Среднее число купленных билетов - 30 миллионов. Концертов в России в прошлом году было проведено примерно 150000. Другие суммы озвучены не были, однако был выдвинут тезис, что за последние 10 лет концертный рынок в России очевидно и неоспоримо растёт. Впоследствии, с этим утверждением в том или ином виде согласились все участники стола - растут гонорары артистов, растёт стоимость билетов, но современной жизни присуща "короткая финансовая память", так что билеты расходятся.

Дмитрий Зарецкий уточнил, что здешний спрос еле поспевает за предложением, вопреки известному экономическому постулату. И на деле меньше и подходящих площадок, и промоутеров - текучка в бизнесе огромная. Деньги крутятся большие, но зарабатываются маленькие - из-за немалого оборота периодически появляются желающие заработать "по-лёгкому", но сталкиваются с малой рентабельностью. В среднем, прибыльными являются 20% концертов, причем успешными реально являются всего пара крупных событий. Борис Барабанов пытался выяснить причины появления фестиваля "Субботник". Зарецкий пояснил, что в основе "Субботника" лежит концепция "фестиваля-бутика", его формат основан на вкусе организаторов, а дата проведения не была привязана к графику Arctic Monkeys.

Своеобразно выступил Александр Кушнир. Он достал двухлетней давности номер журнала Time Out, в котором был список из 20 новых русских групп, из которых хотя бы какого-то постоянного финансового успеха достигло всего несколько имён - остальные или распались, или по-прежнему играют для слишком маленькой аудитории. Также в пример был поставлен последний номер "Афиши" - в 20 лучших концертах недели нет ни одного русского имени. Кушнир посетовал на то, что сейчас сложно найти хорошую русскую группу, исполняющую песни на родном языке, а также вспомнил тернистый путь группы Мумий Тролль, которая 13 лет неблагополучно мыкалась по всей Евразии, прежде чем достигла какого-то коммерческого успеха.

Борис Барабанов парировал критику Александра, вспомнил про агрессивные пиар-рассылки его агентства и эффективность таких методов. На что Кушнир ответил: "PR - это вишенка на торте, а если торт - говно, то ему ничего не поможет". Впрочем, из своих вкусных тортов Александр смог вспомнить только Татьяну Зыкину и Братьев Грим - да и то заработать получилось только на рыжих братьях, за которых, как оказалось, в своё время взялись четыре агентства разом. Александр тут же вспомнил группу Jack Wood, к первым концертам которых в Москве он приложил руку, и пожаловался, что про их дебютный альбом "ни одна сука не написала".

Подключился Степан Казарьян, напомнивший Кушниру, что за тот приезд Александр не оплатил артистам обратную дорогу, хотя должен был - Степан занимался их концертом в "Солянке", состоявшимся тогда же. В ответ Кушнир предъявил претензию Степану, что во время концерта ни одного из двух организаторов в клубе не находилось: одного не пустили, другой не пришел сам. На этом Борис Барабанов остановил полемику и перевел русло разговора в тему перспективности и популярности англоязычных русских артистов. Степан, помимо концертов своей собственной группы On-The-Go, занимался гастролями Tesla Boy и Pompeya. И рассказал, что эти выступления приносят деньги. Может и не такие большие, как у главных игроков рынка, но именно в процентном соотношении прибыль организаторов получается даже выше.

Требуется сильно меньше средств для организации концертов, в том числе и за счёт минимального использования традиционных рекламных площадок - в качестве промо широко используются рекламные сети, а также позабытая уже раздача флаеров. "Это метод из прошлого, а всему, что было в прошлом - доверяют". Степан также уверен в том, что англоязычные группы в ближайшие годы будут набирать популярность и скоро справедливо обгонят по стоимости билетов "какие-нибудь группы с питчфорка".

По поводу англоязычных групп резко выразился Игорь Тонких, вспомнив опыт FeeLee с группой Mess Age из начала 90-х (вокалистом в ней, к слову, был Роберт Ленц). "Обезьянничанье в чистом виде - что модная шмотка, что петь по-английски". Ввиду жесткого разграничения западного рынка, Тонких призвал молодых артистов в самом начале пути определяться с тем, что им нужно и насколько это перспективно.

Особый интерес вызвал доклад Семена Гальперина из Tele-Club. Он показал презентацию, в рамках которой с юмором указал отношение прибыльности одинаковых мероприятий в Москве и Екатеринбурге - разница примерно в три раза. Также были даны несколько конкретных цифр по ряду концертов - в них отношение варьировалось от 1:7 до 1:1. Нашлось место для обсуждения и остальных регионов - для промоутеров зоной внимания являются юг центральной части страны, Поволжье, частично Сибирь и сильно частично Дальний Восток. Из крупных городов по активности публики особо был отмечен Краснодар. Основные проблемы регионов состоят в меньшем проникновении социальных сетей (больше денег тратится на традиционную рекламу, а также меньше эрудиция публики), неподготовленность старых концертных площадок, а также на удивление консервативно и скептически настроенная аудитория.

Влад Давыдов, бывший директор нашумевшего в 2012 году артиста Ивана Дорна, про планы Вани, несмотря на интерес Барабанова, почти не высказывался (кроме того, что Дорн "попробует что-то иное"). Однако рассказал, что история у артиста вовсе не self-made как про то писали все пресс-релизы, а происходила по привычным методам распространения. Просто некоторые неудачи (например, провал "Стыцамена" в известном профильном рейтинге Tophit) были компенсированы популярностью артиста в интернете, а также поручительством своеобразных "лидеров мнений" (коим, в случае Дорна, являлся ди-джей Фёдор Фомин) К слову, после основной части стола насчёт популярности в Интернете прозвучал вопрос из зала, но некоторые из участников круглого стола резко отрицали какие-то связи между числом упоминаний артистов в интернете и числом проданных билетов. Но, тем не менее, в случае с Дорном интернет сыграл немалую роль, и тут уже сыграло визуальное воплощение артиста - оно в итоге оказалось не менее важным, чем, собственно, песни.

Вопрос ухода из бизнеса крупных спонсоров-брендов, за которых, особенно сигаретных и алкогольных, буквально хватались фестивали в течение нулевых, всплыл в разговоре с Марией Семушкиной, организатором некогда брендированного фестиваля "Усадьба Джаз". Несмотря на ужесточение законодельства, сужающего круг перспективных спонсоров, последние всё-таки находятся (в случае "Усадьбы" одним из главных спонсоров является российское представительство автомобильного гиганта). Игорь Тонких выразил предположение, что скоро спонсорами концертов станут IT-компании и производители гаджетов. Просто повесить баннер и покрутить рекламу на экранах уже недостаточно - сейчас спонсорство фестиваля предполагает наличиеэкшна, непосредственного привлекающего внимание пришедшей публики. Поднялся вопрос о том, насколько спонсорство может компенсировать низкие продажи билетов, но Михаил Евграфов уверенно заявил, что продажи билетов в любом случае остаются основным источником наполнения концертного рынка

В итоге Борис Барабанов подвёл краткие тезисные итоги круглого стола, продлившегося более трёх часов.
1) Концертный рынок в России есть, и он растёт.
2) СМИ всё меньше пишет о музыке, но их компенсирует Интернет посредством социальных сетей.
3) Активность спонсоров видоизменяется, прежние виды промо в прошлом.
4) Концертная деятельность в регионах наращивает активность.
5) Билеты - основной драйвер и источник наполнения рынка.

Мероприятие организовано факультетом "Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений" Бизнес-школы RMA

10.04.2013, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)