МЕЛЬНИЦА  "Мы хотели сделать подарок для всех"

Хелависа представляет читателям Звуков новый макси-сингл группы "Мельница" и рассказывает о процессе его записи.

Звуки продолжают традицию прослушивания свежайших релизов на качественной Hi-End аппаратуре. В этот раз нас приютил московский салон "Нота-плюс", куда мы отправились вместе с вокалисткой группы "Мельница" Натальей О'Шей (Хелависой). Повод для встречи - самый что ни на есть радужный: "Мельница" начала 2013 год с выпуска специального рождественского макси-сингла "Радость Моя", а сейчас превращает его в альбом. Вы можете прослушать заглавный трек с него прямо сейчас.

Но прежде чем начать слушать пластинку без потери качества, мы решили выяснить у Хелависы, имеет ли смысл вообще выпускать в России сезонные релизы: выпуск рождественских и пасхальных синглов и альбомов - прерогатива западного рынка. Мы удобно устраиваемся в мягких креслах шоурума и начинаем разговор...

Звуки.Ru: Рождественский сингл - вещь для России абсолютно нетипичная. А вы выпустили не просто сингл, а целый мини-альбом, пять вещей. Почему? Зачем?
Хелависа: Была песня "Радость Моя", которую я хотела сделать именно как рождественскую песню. Плюс была еще парочка треков, на стихи Йейтса - я их изначально планировала для "Ангелофрении", чтобы на альбоме было не 10 треков, а 12. Но потом я решила этого не делать, потому что альбом получался очень концептуальным, и песни на стихи Йейтса туда просто не помещались: получалось умножение сущности без надобности. Я решила их придержать, думала даже выпустить расширенное издание "Ангелофрении" со всякими бонусами. А потом я подумала - да Бог с ним, с расширенным изданием! Лучше сделать такой мини-альбом. Тем более, что одну из песен на стихи Йейтса мы хотели писать вживую в студии, то еще решили записать и акустическую версию "Дорог". Подтянули еще кавер на Цоя - и сложился альбом из пяти треков.

Звуки.Ru: По сути, ты создаешь новую традицию, новую музыкальную практику...
Хелависа: Я вообще считаю, что практика макси-синглов и мини-альбомов - это хорошо. Должны быть номерные альбомы и вот такие виньетки. Приятно поставить такой диск на полочку: это отдельное издание, у него своя концепция, своя цель, своя задача. У нас мало кто делает рождественские синглы - нет такой традиции. А я хочу, чтобы такая традиция была.

Звуки.Ru: Еще парочка таких синглов - и можно будет выпускать специальный Рождественский альбом, так?
Хелависа: Думаю, что да - посмотрим, как будет сочиняться, но традицию рождественских синглов я бы хотела продолжить. Потом они, может, и сложатся в альбом, кто знает.

Звуки.Ru: А записать альбом традиционных christmas carols ты не хотела?
Хелависа: Я пела carols в Малом зале Московской филармонии, и действительно думаю о том, что с этим проектом делать дальше. Я должна понять, как лучше всего эти песни сделать. Вариантов несколько: их можно делать в барочном ключе, их можно делать как фолк-музыку, а можно сделать как эмбиент, смешанный с тяжелым роком - мелодическая и гармоническая структура это позволяют. Я думаю об этом - я вообще сейчас задумалась об англоязычном релизе.

Звуки.Ru: Кстати, когда ты задумываешь новую вещь, ты понимаешь, в какой из проектов она пойдет - в твой сольный или же в "Мельницу"?
Хелависа: Зависит от того, как я вижу ту или иную песню. Если структура песни подразумевает акустическую аранжировку, для маленького клуба - то это попадает в "Хелависник", в сольный проект. Если же я слышу масштабную вещь, в которую можно подключить всю нашу музыкальную камарилью - тогда это "Мельница". Есть, конечно, песни, которые кочуют туда-сюда, как "Королевна", но это такие культовые обязательные штуки. Хотя сейчас на Урале нам предложили сыграть программу в двух отделениях - в первом будет Хелависник, с аккордеоном и волынкой. А во втором все меняется - музыканты берут другие инструменты, и начинается акустическая "Мельница". Такая группа-трансформер, будет очень интересно.

Звуки.Ru: Ты следишь за тем, что о вас пишут или говорят? Не просто так спрашиваю - на мой взгляд, свежевыпущенная "Радость Моя", которую мы сейчас будем слушать, как-то незаслуженна обойдена журналистским вниманием...
Хелависа: Слежу, так или иначе. Более того: если я ловлю хоть один брошенный в меня помидор, я всегда его тщательно изучаю, прежде чем отправить его в борщ. И я склонна долго думать: "Вот тут человек излил свои комплексы, а что я такого сделала, чтобы он на меня их изливал?">. У меня много тараканов в голове, все они прожорливые, и все они очень любят борщ.

Звуки.Ru: "Мельница" выпустила макси-сингл, а до этого была очень поляррная по настроению "Ангелофрения". Скажи, ты уже понимаешь, каким будет следующий альбом?
Хелависа: Я понимаю, потому что я уже пишу новые песни. Знаю, но не скажу. Скажу только одно - он будет совершенно не похож на "Ангелофрению". Эту концепцию я выразила, я сделала, это получилась абсолютно цельная история, которая не требует продолжения. Более того, мы сейчас с писателем-фантастом Максимом Хорсуном пишем роман в жанре стимпанк по "Ангелофрении". Там будет десять больших глав, каждая из которых иллюстрирует трек из альбома. Макс пишет текст, а я выступаю как бета-ридер, причем, очень суровый.


Говорить c Натальей можно бесконечно, но пришло время и послушать музыку. Система, на которой мы будем слушать пластинку, впечатляет - акустическая система Zu Message, усилитель мощности Cary Audio Design CAD 805 Anniversary Edition, предусилитель Cary Audio Design SLP 98, CD-проигрыватель Lindemann 825.
Компоненты системы подобраны умышленно - нам, прежде всего, необходимо максимально четко и точно вывести нежное барочное звучание новых записей "Мельницы" и дать проявиться чистому, мощному вокалу Натальи. Уже на первом треке - "Радость Моя" - достоинства системы проявляются во всей полноте: красивейшее вступление, сыгранное на флейте, обволакивает нас и затягивает в музыкальный водоворот.
Хелависа: В аранжировке этой песни есть три ипостаси: первая - это intro, которое я хотела сделать подчеркнуто барочным, с немного шероховатой, но очень теплой флейтой. Потом начинается куплет - со струнными, а потом - мы возвращаемся опять к барочной структуре, но "покатившейся" за счет ритм-секции. Мы просто записали один дубль вперед. И получилось развитие песни - с флейтой в общей панораме, и ритмикой, за которой тянется мелодия.
Песня, действительно, "раскручивается" - мягко, но настойчиво вступает ритм-секция, деликатно звучит бас, мелодически подчеркивающий главную тему песни. Аранжировка пульсирует и панорама звучания аккуратно расширяется.
Хелависа: В старинной музыке есть такое понятие "иннегаль", которое соответствует современному понятию "свинг". И я хотела, чтобы здесь был этот свинг, этот кач, который и присущ барочной музыке. Старинная музыка - это не музыка церквей, а музыка улиц, музыка танцев, под которую люди веселятся и живут. Аутентичные постановки старинных опер ритмичны настолько, что люди выходят из зала, распевая арии какого-нибудь Монтеверди. Это - очень светлая и очень радостная, настроенческая культура.

Начинает звучать следующая песня - "Призрачные Кони",- первая из двух вещей на стихи Йейтса. Сразу же в миксе прорезаются осторожные, но настойчивые барабаны. Немедленно интересуюсь: живые они, или это луп?
Хелависа:Это луп. Использование электронного лупа значительно увеличивает панораму... О, а вот арфу на сведении я бы чуть подняла, но это уже звукорежиссер так решил...

Неожиданно в бридже в микс врывается яростная гитара, со сложной гармонической и мелодической партией - штука, достойная самого Роберта Фриппа (Robert Fripp). Здесь ты совершенно не ждешь овердрайва, а вот он!
Хелависа: Этот прогрессив-переход в середине - это моя придумка. Я иногда сама себя удивляю собственным композиторскими идеями - не знаю, как я это делаю! (смеется) По ходу аранжировки у меня сложилась вся драматургия песни, с арфовыми "ответами", с перекличкой инструментов, а потом я придумала бридж. И он идеально лег в общую аранжировку.
Звуки.Ru: А с чего ты вообще решила написать песню на стихи Йейтса?
Хелависа: А сам Йейтс писал достаточно много стихов, которые он предполагал как песни. У него даже есть сборник, который так и называется - "Стихи, предположительно для песен". Поэтому я подумала - а почему бы и нет? И переводы Григория Кружкова тоже очень музыкальны, хорошо поются и ритмически ложатся на музыку.

Начинается следующая вещь на стихи Йейтса - с точно выстроенной гитарой, с прозрачной акустической аранжировкой, опять же - чрезвычайно нежной, что подчеркивается намеренно "зауженной" панорамой. Чрезвычайно камерное и теплое звучание, на котором проявляются все прелести усилителя - звук аккуратно распределен по каналам и создает попросту домашнюю атмосферу.
Хелависа: Эту песню мы сразу решили писать вживую. Получился такой оммаж Extreme - я хотела сделать и балладу, и песню с живым движением. Мы расселись в студии, в разных углах, загородились щитами - и видя, и слыша друг друга записали все дубля за три. Наложение здесь ровно одно - флейта. Все остальное сыграно вживую, одновременно и записано цельным дублем.

Композиция "Дороги" нашему слушателю уже знакома; но главный хит с "Ангелофрении" переписан группой в акустике. Звучание - очень неожиданное с намеренно подчеркнутой гитарой и немного наивной перкуссией.
Хелависа: Это тоже записано вживую, одновременно, в той же студии, что и "Неукротимое Племя". Мне нравится такое кабацкое звучание - но мы как раз этого и хотели добиться. К моменту записи было понятно, что песня со страшной силой пошла в народ, что она прекрасно чувствует себя на радио и что ее поют с гитарой у песочницы. Поэтому мы решили сделать такую запись с определенной долей иронии - и она мне очень нравится.
Самая сложная задача была у Сережи Вишнякова - ровненько пропеть бэк-вокал. Во время записи я его всячески наставляла, была у него ментором - и придумала ему такой образ: "Представь, что ты несешь серебряный поднос с чайным сервизом. Каждая чашечка - это нота. Они все наполнены горячим чаем и тебе нужно их не расплескать". Сережа почувствовал и сделал все правильно.

Завершается альбом кавер-версией на "Дождь Для Нас". И здесь уже сразу слышится стилизация под 80-е: подключаются синтезаторы и электронные лупы. Песня звучит для "Мельницы" очень и очень нехарактерно - колонки подчеркивают общую пульсацию саунда. Хелависа немедленно начинает объяснять мне все тонкости звучания: "Вот, слушай, слушай внимательно! - в этой песне было невозможно обойтись без электронных барабанов. Цой был чувак очень модный, он любил Майкла Джексона и Depeche Mode. И я хотела сделать модный трек, а не нытье под гитарку. Эта песня - позитивная, она про любовь, у нее припев в мажоре! Это баллада, под которую 16-летние подростки будут танцевать на дискотеке. Отсюда и эти электронные барабаны, и синтезаторные стринги, и пою я в не своей обычной манере, а рублено, жестко. Я долго искала эту манеру, своего внутреннего Майкла Джексона - и нашла, как мне кажется!"
Песня развивается, симбиоз живых и электронных инструментов достигает апогея - и панорама записи также "раздвигается", так что поневоле начинаешь представлять "Дождь" как мощную балладу для раскачки публики на стадионах. Как оказалось, так оно и есть!
Хелависа: Эта вещь отлично идет на концертах, народ всячески угорает, машет зажигалками. Очень правильная баллада, с хорошим темпом. Цоя легко петь мрачно - а он-то на самом деле совершенно не мрачный, а очень стильный.
Для макси-сингла такой порядок треков оправдан: пластинка начинается песней о любви и завершается песней о любви. Круг замкнулся - все правильно.

Мы благодарим салон "Нота Плюс" за помощь в подготовке материала. Вся аппаратура, о которой мы рассказали в этой статье, доступна для прослушивания в шоу-руме салона - приходите и наслаждайтесь великолепным звуком. А Звуки, по традиции, дарят всем желающим возможность услышать новые песни Хелависы до выхода их на лонгплее и в новых аранжировках.

07.03.2013, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

МЕЛЬНИЦА - свежие публикации:

Сайт: www.melnitsa.net

МЕЛЬНИЦА

Мельница — российская фолк-рок группа. Основана 15 октября 1999 года в городе Москва.

Подробности из жизни:

Состав:

Наталья О’Шей («Хелависа») — вокал, ирландская арфа, перкуссия, акустическая гитара, стихи, музыка, аранжировки
Сергей Заславский — флейта, мелодика, жалейка, саксофон, аккордеон, варган, аранжировки (с декабря 2005г.)
Алексей Орлов — виолончель, мандолина, аранжировки (с декабря 2005г.)
Алексей Кожанов — бас-гитара, акустическая гитара, аранжировки (с декабря 2005г.)
Дмитрий Фролов — ударная установка, аранжировки (с декабря 2005г.)
Сергей Вишняков — акустическая гитара, электрогитара (с февраля 2010г.)

Александр Степанов («Грендель») — гитара, перкуссия, вокал, музыка, аранжировки (с октября по декабрь 1999г., 2001-2007гг.)
Алевтина Леонтьева — вокал, бэк-вокал, стихи (2006-2007гг.)
Мария Цодокова (Шанти) — вокал, бэк-вокал (2004г.)
Ирина Ширяева — вокал, бэк-вокал (2005г.)
Ден Скурида — гитара, перкуссия, вокал (1999-2002гг.)
Мария Скурида — скрипка, бэк-вокал…

Далее... →