Майк НАУМЕНКО  Документальное кино: Майк и другие

На недавно прошедшем в Санкт-Петербурге концерте в честь 45-летия Майка Науменко было много интересных людей, знавших Майка лично и представлявших самые различные культурные сферы. Мне удалось...

На недавно прошедшем в Санкт-Петербурге концерте в честь 45-летия Майка Науменко было много интересных людей, знавших Майка лично и представлявших самые различные культурные сферы. Мне удалось поговорить с Юлием Харитоновым, работавшим на студии документальных фильмов в конце 80-х √ начале 90-х годов и участвовавшим в создании фильма ╚Клон╩ о 10-летии Ленинградского рок-клуба и фильма ╚Права╩, посвященного байкерам (правда, тогда еще их называли рокерами). Но самой главной его работой стал фильм ╚Буги-вуги каждый день╩.

Ю. Х.: Я толком даже не помню, как мы с Майком познакомились, было это году в 80-м. Я тоже играл рок-н-ролл в группе, которая потом стала называться ╚Хроникой╩. Потом я работал на студии документальных фильмов редактором, а затем двинул в сценаристы. Мы долго вынашивали идею этого фильма, рассматривали различные варианты. К сожалению, не все получилось, как хотели.
Мы написали хороший большой сценарий, но окончательно от него осталась только треть. Не вошло несколько сюжетных линий, поскольку худсовет поставил условие сделать привязочку к реальной жизни, мол, надо упомянуть про общественную ситуацию и т. п. Отсюда возникла эта бредовая идея вклинить бедного героя в демонстрацию. Кстати, это была последняя ноябрьская демонстрация, так что фильм стал своеобразным документом эпохи. Но это было очень смешно!

З. Р.: К сожалению, я не видела самого фильма. Каков его сюжет, если вкратце?

Ю. Х.: Майк был подвержен идеям буддистского характера, думал о множественности миров. Вот и в фильме он играл нескольких людей: звезду рок-н-ролла, шпиона, ╚маленького╩ человека, героя-любовника. В принципе, каждый человек играет в жизни какие-то роли. Просто мы эти роли попытались довести до абсурда: если любовник √ так по полной программе, с цветами, ресторанами, прекрасными дамами! Если шпион, то - кейс, черные очки, встречи в отеле, подозрительные взгляды и т. д. Мы пытались показать, что в человеке есть много образов, и в каждом из них он существует, попытались таким образом раскрыть характер. Честно говоря, я даже не знаю дальнейшую судьбу фильма, тогда все принадлежало государству. Вроде бы, он существует на кассетах.
Потом мы хотели делать еще один фильм с Майком. Он мне звонил, мы договорились встретиться, но┘ Как говорится, ╚вот так номер √ взял и помер!╩ Жаль!

З. Р.: А не хочется сделать фильм о пока еще здравствующих музыкантах?

Ю. Х.: Документальное кино очень специфично. Конечно, хотелось бы, есть масса всяких идей. Но время прошло, и жанр музыкального фильма, не клипа, выработан. Если вспомнить фильм ╚АББА╩, то дальше этого трудно продвинуться. Получается кино, где музыкант исполняет какую-то роль, либо какая-то хроника с некими игровыми номерами. То есть все равно это ╚АББА╩ с различными вариациями!
Ведь как пишется сценарий? Садятся несколько человек и думают, как бы сделать так, чтобы было на что-то похоже и не похоже одновременно. И желательно, чтобы это было с проблесками гениальности, дабы остаться в вечности. Если сидеть долго, то какая-то идейка рано или поздно в голову приходит.

З. Р.: То есть идея музыкального документального кино умерла. Или все-таки можно найти какие-то ходы, которые еще не использовались?

Ю. Х.: Конечно, сейчас эпоха скорее видео, чем документального кино, и те, кто ушел на телевидение, были правы. Но тем для фильма можно найти сколько угодно! Все зависит о человека √ носителя идеи. Про любое кино можно сказать, умерло оно или нет. Пока, слава Богу, оно живет, и музыкальное в том числе. Просто сложно сразу выдать готовую идею, понять, чего в этом ╚супе╩ должно хватать, чтобы это было ╚вкусно╩.

16.05.2000, А-лена (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.mikenaumenko.ru

Майк НАУМЕНКО

Дата рождения:

18 апреля 1955