Александр МЕЗЕНЦЕВ  "Мне не жалко сил, чтобы найти какую-то команду и дать ей шанс проявить себя."

Звуки поговорили с промоутером Александром Мезенцевым об организации фестивалей, положении российских молодых музыкантов и том, что делать с интересной музыкой в нашей стране.

Александр Мезенцев - продюсер ежегодного фестиваля "Беломор-Буги", на котором за 19 лет уже побывало более 350 групп из 63 городов России, а также США, Германии, Финляндии, Норвегии и Армении. Сам он начинал как рок-музыкант и успел более 10 лет проработать музыкальным журналистом в прессе и на радиостанциях (архангелогородцы хорошо помнят знаменитые подборки Саши для "Нашего радио").
Александр - не только крупнейший областной промоутер, но и директор архангельского прогрессив-трио Blind Vandal. В послужном списке группы - 3 альбома, 1 сборник, сотни клубов и десятки фестивалей в России, Норвегии, Голландии, США, Германии, Польше, Швеции - в настоящее время Саша готовит очередную вылазку по Европам. И все это Мезенцев совмещает с должностью владельца и директора клуба "Колесо", где ежегодно проходит около 300 концертов.

В этом году "Беломор-Буги" будет отмечать 20-летие, и это означает, что как раз сейчас у команды Мезенцева - горячая пора: идет букинг, формируется бюджет фестиваля, подписываются контракты с площадкой.
Мы поговорили с Александром об организации музыкальных фестивалей, положении российских молодых музыкантов и том, что делать с интересной музыкой в нашей стране. Как это часто случается в моих разговорах с Александром, я интересуюсь, почему фестиваль, который по праву можно считать гордостью и значимым событием региона, никогда не прибегал к поддержке краевых властей, последовательно стараясь обходиться собственными средствами.


Александр Мезенцев: Что власть мне может дать? Грубо говоря, 50 тысяч рублей. Пивовары и сигаретчики дадут мне гораздо больше. Но власти будут против. В свете сегодняшних событий, думаю, не будет вообще никаких компромиссов. Я не смогу претендовать на городской культурный центр: в его стенах никто не позволит рекламировать пиво или сигареты. Искать поддержки от, условно, целлюлозно-бумажных комбинатов или лесозаводов – вообще невозможно.
Звуки.Ru: А им же имидж нужен. Они не работают на население.
Александр: Они могут поддержать, допустим, хоккейную команду. Но рок-фестиваль… Им тоже ничего не нужно. Это может, скорее, по дружбе произойти. И в этом будут элементы и фанатизма, и культпросвета.
Звуки.Ru: А ты не пробовал с теме же промышленниками по западной схеме работать, чтобы они выкупали часть билетов? Им же всё-таки нужна лояльность рабочих.
Александр: Не знаю, может, в Швеции или Финляндии это возможно, но в Архангельске вряд ли.
Звуки.Ru: В Сургуте выкупают.
Александр: В Сургуте другие деньги.
Звуки.Ru: У вас деньги госпредприятий тоже есть. И потом, все же бьются за то, чтобы люди в области оставались и не уезжали.
Александр: Да, но это, скорее, в интересах политиков, администрации области, а не конкретных предприятий. 98 процентов наших предприятий принадлежат питерским или московским холдингам. Все наши ЦБК им принадлежат, Северное морское пароходство, Архангельский траловый флот – все акционеры отнюдь не местные. Всё давно выкуплено московским и питерским бизнесами. Тут такая же ситуация, как со всякими МТС-ами и Мегафонами: местные представители ничего не решают, нужно приезжать в Москву и здесь встречаться.
Звуки.Ru: Но эти встречи должны происходить на фоне поддержки местных представителей, с их письмами и рекомендациями.
Александр: Да, но, к сожалению, они не делают этого. А ехать, минуя местных руководителей, и биться в, условно, Мегафоне смысла немного. В итоге получается, что проще найти деньги по другим каналам. Я отчитываюсь перед этими людьми до последнего цента, они знают, куда что идёт и как всё работает.

Звуки.Ru: Ты делаешь респектабельное, крупное событие, и делаешь его без малого 20 лет. Неужели за это время никто не поинтересовался, как можно стать частью этой истории?
Александр: По моему ощущению, у нас вообще происходит угасание интереса к рок-культуре - связано это и с угасанием жанра в целом, и с угасанием культуры массовых мероприятий неформального характера. Все подобные мероприятия ассоциируются, в основном, с протестными движениями, их инстинктивно стремятся либо зарегулировать, либо прикрыть. Так что я стараюсь работать только с проверенными людьми.

Звуки.Ru: Бюджет всё равно в пару миллионов обходится? Артисты дорогие, дорога, опять же.
Александр: Чуть поменьше, но в последнее время уже близко к этому. Всё сжирает дорога. Мы живём в таком месте, которое я называю "жопин конец". Дальше ехать некуда. На паровозе ехать сутки, а на самолёте всех не привезёшь всё-таки. Если хочешь представить большую географию, то это, в лучшем случае, плацкарт. И всё равно это выливается в серьезные расходы. За 19 предыдущих фестивалей мы охватили 63 города, плюс США, Финляндия, Норвегия, Армения.

Звуки.Ru: Но сейчас, может быть, станет чуть легче. Во-первых, губернаторов начнут опять выбирать. Раньше им было важнее, как они выглядят перед Москвой, а сейчас мнение электората вновь приобретает вес. Им будет необходимо что-то делать, чтобы показать свою современность и близость к народу. Во-вторых, все хотят туризм поднимать в той или иной мере.
Александр: Об этом без конца идут разговоры. Те же Соловки числятся в юрисдикции Архангельской области, но их активно разрабатывает Карелия. Из Кеми ходят пароходы, а наши все пассажирские распродали, а лететь на самолёте дорого.

Звуки.Ru: Удивляет, что ты до сих пор не сделал фолк-фестиваль в Малых Карелах. Это же безумно красивое место, и своя фолк-тусовка там есть.
Александр: Я хотел сделать, был даже заказ от директора музея. Я списался со всеми командами, связался. А потом они взяли и соскочили. Сказали: "Мы не готовы, давайте на следующий год". Потом директора куда-то перевели, а с новым руководством мы пока не договорились. Они хотят денег, но боятся нашествия вандалов на территорию.
Звуки.Ru: Ну, это вряд ли. Тем более, перед территорией заповедника есть очень большая площадка.
Александр: Площадка там большая, но мы хотели всё устроить на склоне холма, со сценой на воде. Я уже списался с фолк-роковыми командами вроде Отава Ё и Тролль Гнёт Ель. Но так и не случилось. И чем дальше, тем меньше у меня желания связываться с властями и администрациями. Потому что сейчас у меня уже есть мой собственный брэнд, и отдавать его за пять копеек нет никакого желания.
Звуки.Ru: Ты опасаешься, что тебе навесят какую-нибудь "единуюроссию", что ли? Если выдвигаются какие-то условия, которые тебе не соответствуют, всегда можно откатить назад. Сейчас ситуация в корне меняется от того, что вновь вернутся выборы. Причём, у них есть понимание, что основу всего протестного движения составляет как раз молодёжь, и ее надо куда-то пристраивать и как-то развлекать, чтобы она не лезла на баррикады.
Александр: Это сработает в больших городах-миллионниках. У нас есть университетский город, 320-330 тысяч,- уезжают многие, правда. Есть медицинский ВУЗ, и сейчас объединили технический с Поморским государственным в Северный Арктический Федеральный Университет.
Звуки.Ru: Можно сделать что-нибудь меж двух областей, с Карелией, например. Хотя у них свои амбиции и из-за них бывает сложно вести переговоры. С Петрозаводском у тебя за это время получилось дружбу наладить?
Александр: За всё это время у меня было на фестивале 6 или 7 команд из Карелии. Я знаю людей, которые этим занимаются. Знаком с организатором "Воздуха", но он полез в политику и его быстро поставили на место, отчего пострадал и сам фестиваль. У нас миллион выпускников Архангельского Музыкального училища, которые едут прямиком в Петрозаводскую консерваторию, и на этом уровне происходит хороший обмен: часто приглашают академических музыкантов. Но транспортное сообщение между городами очень неудобное!

Звуки.Ru: Ты 10 лет работал на "Русском радио" и "Нашем радио". Почему ушёл?
Александр: Закрыли архангельский эфир "Нашего радио", оставив примитивную ретрансляцию московского эфира. Я так понимаю, это было связано с банальной экономией средств. Я на "Нашем радио" получал копейки - только на телефон положить. Работал за идею, продвигал не только рок-фестивали в краю, но и команды, которые к нам приезжали.

Звуки.Ru: То есть средств рекламы фестиваля ты лишился?
Александр: Не лишился, я могу сделать то же самое, но уже за деньги. Но ты же понимаешь разницу - что такое ролик и что такое эфирное время и авторская программа, где ты можешь поставить пару треков команды и ещё рассказать о ней что-то.
Ведь не каждый полезет в сеть или будет читать газету. А тут "Наше радио" звучит во многих городских автобусах. О программе писали, обращали внимание, это было и приятно, и очень полезно. Появилась гордость от того, что кто-то в Архангельске может открыть для себя челябинскую группу. И потом она приезжала к нам на фестиваль, а потом с концертом. И это не московская команда, которая всеми уже любима и заполнила собой все эфиры: вытащить команду из глубинки – другое дело. Челябинск, Пермь, Екатеринбург – везде есть интересные коллективы, нужно лишь дать им шанс. Но никто им этот шанс давать не спешит. Все ждут, когда они бросят всё у себя и примчатся в Москву стучаться в продюсерские центры и на радиостанции, присылать пластинки, которые никто не будет слушать и которые окажутся в мусорном ведре.

Звуки.Ru: Расскажи, как у тебя работает эта механика? Вот ты нашёл группу, она согласилась на участие в фестивале. Что происходит дальше?
Александр: Прежде всего, я выясняю, может ли группа приехать сама, не выдирая деньги из скудного фестивального бюджета. Я по настроению письма понимаю, способны ли музыканты добраться сами. Потом, соизмеряя затраты, я понимаю, нужно ли вкладывать деньги именно в эту группу или лучше перебросить их на другую, гораздо более ценную. Таким образом расставляются приоритеты. Из-за них порой отказываешься от какой-то типовой музыки в пользу какого-то неожиданного открытия. В Перми я увидел группу Галия из Улан-Удэ. Они очень хотели приехать, но расстояния у нас сумасшедшие. Я сразу сказал, что помогу деньгами, но полностью оплатить дорогу не смогу. Но даже при таких условиях они не смогли найти у себя поддержки, пришлось искать им замену. На прошедшем фестивале почти все группы получили от меня финансовую поддержку. Я сам часто езжу по стране по всевозможным фестивалям и могу сказать, что на "Беломор-Буги" - просто европейский уровень по сравнению со многими. Но тут нужно спрашивать не меня, а самих музыкантов. Трехразовое питание, не считая завтрака в комфортабельных гостиницах, транспорт по городу, участие в оплате дороги. Приглашаются ведущие столичные журналисты для того, чтобы мероприятие освещалось и об этих группах написали. Единственное, чего нет - я не заявляю о хэдлайнерах. Их нет на фестивале, есть специальные гости. Это гораздо более аккуратная формулировка. Кто может быть хэдлайнером, по моему разумению? AC/DC, Motorhead и ZZ Top, все остальные – специальные гости. Даже известные питерские и московские команды не могут считаться хэдлайнерами, за исключением, разве что, Аквариума и Машины Времени. Но уж точно никак не новоявленные группы, которые считают, что если они куда-то там попали, то они звёзды, и теперь всё должно быть заточено под них. У меня все команды равны: все живут в одной гостинице, все едят и пьют одно и то же. Время выхода на сцену, конечно, у всех разное, продолжительность выступления. Но остальные условия одинаковые, и это, мне кажется, немаловажно.

Звуки.Ru: В стилистике фестиваля ты взял ориентацию на достаточно изобретательный и тяжёлый гитарный рок. При этом в стране, в основном, играют усреднённый вариант Iron Maiden а чем дальше от столицы, тем чаще в игре всех команд слышится группа Ария. У тебя групп такого формата на фестивале почти не слышно. Почему ты дистанцируешься от maiden-style? Это связано с тем, что остальное свободное от фестиваля время ты просвещаешь группе Blind Vandal?
Александр: Ну это не совсем точное определение. В линейке фестиваля последних лет наблюдается очень серьёзное жанровое разнообразие. Если случается перевес в какую-то одну сторону, то лишь по той причине, что не всегда получается под определённый фестиваль подобрать стилистически разные группы. При всей любви к гитарному року, я делаю фестиваль не только для себя, но и для слушателя, поэтому здесь важно разнообразие.

Звуки.Ru: Я, скорее, говорю о формировании конъюнктуры как таковой. Понятно, что это эволюционный процесс, который формировался годами. И за это время у тебя выработалось собственное ощущение конъюнктуры - ведь рано или поздно оно возникает у всех. Есть у тебя какие-то определённые критерии, по которым ты определяешь, что группа стопроцентно твоя?
Александр: Конечно, есть, но это невозможно до конца сформулировать. Это как любовь. Ты не можешь сказать, почему тебе нравится тот или иной человек. Можно разложить всё на детали: глаза, фигура… Музыка – то же таинство. Есть такая группа Медвежья Икра. Казалось бы, что здесь нового? Но у них есть шарм, есть магия. Это невозможно разложить на составляющие, как формулу. И потом, фестиваль – это букет, икебана. Ты собираешь его так, чтобы все краски были представлены. Хочется показать публике состояние сегодняшней сцены в разных жанрах. Попалась, к примеру, арт-роковая группа, есть фолк, есть что-то тяжелое. И всё это выставляется, как на стол: здесь горячее, здесь крепкое, здесь сытное.

Звуки.Ru: У меня есть подозрение, что если попросить тебя в чистом поле фестиваль организовать, ты организуешь, и всё пройдёт успешно. Но почему этого не происходит повсеместно? В той же Норвегии или Финляндии фестивальное движение очень развито, там нормальное явление, когда в каждом городе есть по фестивалю. Что препятствует развитию подобной ситуации в России?
Александр: Мы об этом не раз говорили. Во-первых, начнём с того, что всё нуждается в финансировании. Мне повезло: много лет это было сплошной авантюрой, в которой я участвовал как фанатик, и только потом совершенно случайно появились люди, которым понравилось то, что я делал. Людям стало понятно, куда и как расходуются деньги. Их никто не ворует, я не купил на них машину или дачу. Я всё вкладываю в фестиваль и отчитываюсь до последнего цента.
А если по пунктам, то, во-первых, до сих пор официальные власти и те, у кого есть деньги, считают рок-музыку сугубо подростковым явлением, музыкой молодого поколения. Хотя многим из этих "молодых поколений" сейчас уже за 60. Во-вторых, уровень жизни: денег всё равно мало. В провинции никто не станет это финансировать. Могут дать денег на джаз, потому что джаз сейчас сродни академической музыке, которую нужно прививать молодёжи. Альтернативы в лице рока не признают. Вероятно, тут ещё дело в ущербности локальных организаторов, их музыкальной необразованности. Условно говоря, дай организатору в каком-нибудь городе 2 миллиона рублей. Что он сделает, кого он пригласит? Он позовёт именно тех, кого увидел на крупном open air, то, что уже замылило все эфиры и звучит из каждого телевизора. И получит то же самое, только уменьшенную копию,- и что?..

Звуки.Ru: По моим ощущениям, люди так и набирают рейтинг: одного концерта недостаточно для дальнейшего продвижения. Вот, например, Moon Far Away. Они сыграли на Беломоре, оттуда приехали с новой программой на "Звуки Рулят!". Потом едут на "Сотворение Мира", оттуда в Норвегию и Финляндию. Это цепочка прошлого лета. Но что происходит дальше?
Александр: Ничего не происходит.

Звуки.Ru: Moon Far Away - группа мирового уровня. Люди выступили на "Сотворении" перед аудиторией в несколько тысяч человек, съездили, отыграли - и всё. Но дальше всё в руках промоутеров, которые разыскивают на фестивалях новые команды. И ты, по твоим собственным словам, тоже.
Александр: Я как вербовщик НХЛ: езжу и смотрю матчи хоккеистов, выбираю и приглашаю – это проще. Фестиваль – как готовое блюдо, и можно выдернуть из него самые лакомые кусочки, пригласить к себе и сделать фестиваль ещё лучше. Сколько раз я был на "Rock Line", я был с группой, поэтому целиком его посмотреть не удавалось. Сейчас же я впервые приехал специально в качестве слушателя и посмотрел всю программу. Не всё понравилось, но те, кого я пригласил оттуда, украсили мой фестиваль и были центровыми фигурами.

Звуки.Ru: То есть можно сказать, что эта перекрёстная система опыления промоутеров приняла на себя функции СМИ, которые долгое время служили источником информации о новой музыке. Но ведь энтузиазм промоутеров тоже конечен. Ты видишь какой-то выход из этой ситуации?
Александр: Я чувствую и по своим настроениям, что это не может длиться вечно. Смешно говорить о какой-то государственной поддержке – её не будет. Смешно говорить о вдруг возникшем понимании деятелей московского шоу-бизнеса. Классический случай: телеканал A1. Все за него схватились, считая, что вот оно, окно в Европу, пусть через альтернативную музыку. И что сейчас? Попав на канал, я тут же его переключаю: меня тут ничто не греет. Да, они сменили жанр. Но тогда нужно было менять и название, ведь 90 процентов зрителей ушли с этого канала, потому что изначально там всё было завязано на рок-альтернативе. Возвращаясь к твоему вопросу: выхода я не вижу. Не думаю, что это может решиться на уровне министерств. Если будут личности, которые могут как-то повлиять на ситуацию, что-то изменится. Эти личности уже есть - тот же Троицкий, к примеру. Но я пришёл как-то раз на его семинар, и он его начал со слов о политике. Я понимаю, что он говорил о том, что его действительно взволновало, но всё-таки это был музыкальная конференция, туда специально приехали люди и ждали они совсем не этого. Мне кажется, Артем мог бы в два счёта найти возможности, например, открыть рок-станцию или рок-журнал, чтобы кого-то продвинуть. Но ему, похоже, это уже не интересно! Схема банальна и на Западе всё до сих пор именно так и работает. У станций есть своя аудитория, журналы продаются.

Звуки.Ru: В том-то и дело, что уже не продаются. Там ведь аналогичная ситуация: основной доход музыкальным СМИ приносила реклама пива и табачных изделий. В связи с новым законом о рекламе об этом придётся забыть. Поэтому остаются либо политика, либо убыточность, к чему многие здесь просто не готовы. При этом у тебя ситуация еще не самая плохая - у тебя есть "подушка безопасности" в виде клуба.
Александр: Доход от клуба как раз позволяет финансировать фестиваль. Я мог бы ничего не делать все эти годы и накапливать свое благосостояние. Но я не изменился и по-прежнему занимаюсь тем, что мне наиболее интересно. Появившиеся деньги лишь расширили возможности.

Звуки.Ru: Может, дело как раз в том, что ты не меняешься? Наша беседа началась со слов об угасании интереса публики к жанру. Может, действительно настало время других жанров?
Александр: Другие жанры ещё менее интересны и менее популярны, чем те, что мы называем "угасающими".
Звуки.Ru: Ну вот, к примеру, есть рэп. Ты бы сделал рэп-фестиваль?
Александр: Всё-таки меня самого это должно занимать. Я бы мог сделать фестиваль, к примеру, гитарного джаза или академической скрипки. А рэп – это скорее литература, а не музыка.

Звуки.Ru: Осенью ты готовишь уже 20-й фестиваль. И все от тебя ждут очень сильного события. Про лайн-ап даже спрашивать не буду – всё равно не ответишь. Но ведь опять всё делается фактически на твоих плечах... ты не устал быть Александром Матросовым?
Александр: А здесь нет никакого мазохизма или упоения: "Вот, меня никто не поддерживает, но я всё равно сделаю и докажу всем и себе". Это нормальное восприятие действительности.
Я давно уже удивляюсь некоторым вещам в Европе или Англии. Как существовал паб на том же месте 300 лет назад, так он и существует. Летом я был в Финляндии на фестивале "Pori Jazz" - он проходил уже в 47й раз! Там живут традиции. Хочется, чтобы и у нас появились такие вещи, фундаментальные и основополагающие для жанра, для культуры, для города. Вот это меня греет и вдохновляет. Я считаю, за этим и стоит государственная стабильность: в непреходящих ценностях в виде таких вот небольших фестивалей с собственным лицом и собственными сложившимися традициями. Рано или поздно, это привлечёт интерес и туристов, и местных жителей, если они станут частью культурной жизни отдельных городов, регионов и страны в целом. Можно судорожно метаться от идеи к идее: "Рок-фестиваль не получился - сделаю рэп-фестиваль. Рэп не пошёл - займусь созданием электронного канала." И всё это лишь бы нащупать жилку и накопить на очередной мерседес. Нет, моя условная схема: из года в год, на той же улице продавать пиво одного и того же качества. Почему у англичан это выходит, а мы должны без конца метаться?

Звуки.Ru: Как бы выглядел идеальный лайн-ап Беломор-Буги, будь у тебя безграничные возможности?
Александр: Ох, хороший вопрос. Думаю, тут не будет мировых звёзд первой величины. Финансовые возможности позволили бы мне ещё глубже заняться поиском новых имён у нас по обе стороны Урала и помочь им заявить о себе. Звёзд везти на фестиваль нет смысла, потому что тогда все будут стоять перед сценой и думать: "Когда же закончат играть эти убогие провинциалы и когда, наконец, выйдут великие Muse?". Нет, это для сольных концертов с большим шоу, видео-инсталляциями. А так, сейчас у меня была мысль собрать на юбилейный фестиваль участников предыдущих лет, оставивших наибольший след в его истории. К примеру, Animal Jazz, которые выступали у нас, ещё будучи никому не известными, в 2002 году. Шикарная команда Экстраверт из Иркутска, Индиго-Дива из Челябинска, Друзья брата жениха из Челябинска. Все эти команды до сих пор играют, но степень их известности далеко не соответствует тому потенциалу, который у них есть. Смешно говорить: "Не повезло". Так у нас сложено всё в стране, что и не могло повезти. Если ты не в Москве или Петербурге. И это – по-честному – полная херня! Никто не спешит заниматься селекционной работой, как я, и отыскивать группы из Самары или Сыктывкара. Это нафиг никому не нужно. У меня есть понимание, как это должно происходить, и мне не жалко ни сил, ни денег, чтобы найти какую-то команду и дать ей шанс проявить себя хотя бы в рамках Архангельска, получить поддержку от СМИ – и это всё, что я могу им дать.

Звуки.Ru: Тогда последний вопрос. Представим себе, что ты пишешь справочник для чайников "Как организовать фестиваль у себя в городе". О чём нужно помнить, с чего нужно начинать?
Александр: Начинать нужно с того, что ты садишься, как добропорядочная хозяйка перед походом в магазин, и смотришь, что есть, чего нет, считаешь бюджет. Когда ты всё посчитал, ты должен понимать, что ты либо тратишь все деньги на звёзд – красавцев из Москвы и Петербурга. Либо ты разрабатываешь меню из разносолов и нетрадиционной интересной кухни и бросаешь деньги на 3-4 действительно интересные команды. Речь здесь не только о культпросвете, поддержке провинциальной музыки и так далее. Для тех, кто уже состоялся на сцене, это становится коммерцией, а поддерживать имеет смысл тех, кому это действительно нужно. И за таким подходом - будущее.


20-й Всероссийский рок-фестиваль "Беломор-Буги"
Архангельск, развлекательный комплекс "М33" (пр.Московский, 33)
5-6 октября 2013 г.

03.05.2013, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Александр МЕЗЕНЦЕВ