ИЗ ЖИЗНИ  Межвидовые связи

Послушав новую песню Apparat, записанную для театральной постановки по "Войне и миру", мы решили провести краткий обзор прикладной музыки, сознательно оставив за скобками тему кино.

Немецкий музыкант Саша Ринг (Sasha Ring) aka Apparat на днях объявил о выходе нового альбома, в основу которого легла музыка для театральной пьесе по роману «Война и Мир». Сказать по правде, единственная пока опубликованная песня не рождает никаких ассоциаций с Толстым, и это, пожалуй, к лучшему. Перед нами вполне характерный «поздний Аппарат», сладко-меланхоличная песня в духе альбома «The Devil’s Walk». Однако как будет звучать альбом целиком – вопрос пока открытый, все же саундтреки – жанр весьма специфический. Прокручивая в голове разные варианты развития событий, мы решили заодно вспомнить несколько подобных «спецпроектов». Мы намеренно не касаемся музыки для кино – этот жанр с одной стороны безграничен, с другой насколько консервативен, что уже и на статус «спецпроекта» тянет едва ли.

Underworld и Дэнни Бойл.

Сотрудничество Underworld и режиссера Дэнни Бойла началось в 1996-м, когда песня «Born Slippy.NUXX», попавшая в звуковую дорожку фильма «На игле» стала главным коммерческим хитом Underworld. 15 лет спустя Рик Смит (Rick Smith) и Карл Хайд (Karl Hyde) получили от Бойла предложение озвучить театральную постановку «Франкенштейн». Для этого Underworld записали 19 пьес, угадать в которых прежних Хайда и Смита непросто, даже если следить за серией их некоммерческих релизов «Riverrun Project». В саундтреке звучат эпические хоралы, арфа, акустическая гитара, струнный оркестр, а также шумовые амбиентные коллажи. И ни намека на так любимые группой техно или танцевальный рок. Вскоре Бойлу досталась роль режиссера церемонии открытия лондонской олимпиады, и тут дело тоже не обошлось без Underworld. Хайд и Смит снова сочинили две совершенно не характерных для них эпических пьесы (на этот раз им помогала шотландская перкуссионистка Эвелин Гленни (Evelyn Glennie)). В церемонии открытия была использована и другая музыка (в официальный саундтрек попали, например, Майк Олдфилд (Mike Oldfield), Vangelis, Arctic Monkeys и Эмили Санде (Emili Sande)), но лишь Underworld записывали свои композиции специально для этого действа. Кроме того, несколько их танцевальных композиций были использованы в параде атлетов (длительной церемонии, где все команды-участницы проходят по стадиону).

Где слушать в записи:
Underworld “Frankenstein OST” (2011, underworldlive.com)
VA “Isles of Wonder: Music for the Opening Ceremony of the London 2012 Olympic Games” (2012, Decca)

Брайан Ино и эмбиент-инсталляции.

Абсолютным чемпионом в жанре «музыка как часть полидисциплинарного искусства» стоит считать пионера эмбиента Брайана Ино (Brian Eno). На его счету целая серия альбомов, записанных специально для инсталляций, разбросанных по всевозможным галереям и музеям современного искусства. Самый первый эмбиент-альбом Ино под названием «Ambient 1: Music for Airports» уже имел в себе прикладную составляющую – эту пластинку Ино задумал как некий «звуковой релаксант» для аэропортов, шумовой фон которых не лучшим образом действует на психику пассажиров. В конце концов, музыка Ино была «выставлена» в одном из терминалов нью-йоркского аэропорта «ЛаГардия». С тех пор Брайан не раз сотрудничал с современными художниками, создавая аудио-визуальные инсталляции или же просто вживляя свою музыку в некое естественное пространство, превращая его в арт-объект. Премьера его недавней пластинки «Lux» уже по традиции состоялась в аэропорту - токийском «Ханеда».

Где слушать в записи: Brian Eno «Ambient 1: Music for Airports» (Polydor, 1978)
Brian Eno «Lux» (Warp, 2012)
И целая серия альбомов, изданных Ино на лейбле Opal.

New Order и Питер Сэвилл.

Дизайнер Питер Сэвилл (Peter Saville) сыграл в карьере группы New Order не менее важную роль, чем Антон Корбайн (Anton Corbijn) – в карьере Depeche Mode. Достаточно сказать, что именно ему принадлежит авторство знаменитой обложки сингла «Blue Monday», оформленного в виде дискеты. В 2003-м Сэвилл удостоился персональной выставки в лондонском музее дизайна и, естественно, обратился за саундтреком к старым приятелям из New Order. Обойдясь без помощи своего фронтмена и вокалиста Бернарда Самнера (Bernard Sumner), трое остальных участников New Order записали получасовую инструментальную композицию с легким привкусом нью-эйджа, в которой при этом легко узнавался их фирменный почерк (дело тут в первую очередь в бас-гитаре Питера Хука (Peter Hook)).

Где слушать в записи:
New Order “The Peter Saville Show Soundtrack” (2003, London Records)

Лоран Гарнье и балет в «Большом».

Осенью 2010-го в программе московского дня города внезапно оказался неожиданный участник – на Лубянской площади бесплатный концерт давал Лоран Гарнье (Laurent Garnier). Как оказалось, в Москве французский диджей и музыкант оказался по делам – в середине сентября на сцене Большого театра давали балет «А дальше - тысячелетие покоя. Creation-2010» французского хореографа Анжелена Прельжокажа. Автором музыки к этой постановке выступал не кто иной, как Лоран Гарнье. Для саундтрека Гарнье переработал некоторые свои композиции, но кроме них там оказалось и немало эксклюзивного материала. Что же до самого балета, то любителям современного танца он пришелся по вкусу, а вот у консерваторов вызвал недоумение. Некоторое время театральные форумы кишели отзывами в духе «хорошая хореография, но слушать два часа эту долбежку просто невыносимо».

Где слушать в записи:
Похоже, что нигде.

Cosmic Baby и немецкое гостелерадио.

В девяностые Харальд Блюхель (Harald Bluchel) был одним из главных действующих лиц немецкой транс-сцены. Карьеру он начинал бок о бок с Полом Ван Дайком (Paul Van Dyk) – их даже связывает совместный проект Visions of Shiva. Ван Дайк затем предпочел путь поп-звезды, а Блюхель остался верен электронному подполью, не забывая при этом и о своём классическом бэкграунде. Он тоже не раз озвучивал балет, но самая, пожалуй, интересная его работа в жанре «неформатных саундтреков» - музыка к радиопостановке. Радиоспектакль «Sternsprung» («Звездный прыжок») был записан в начале девяностых на немецком государственном радио WDR. Музыка к нему была издана лишь в конце нулевых на собственном лейбле Харальда Time Out Of Mind. Несмотря на давность, звучит эта пластинка и сейчас очень актуально – подобного рода эксперименты с электроникой семидесятых в духе Tangerine Dream сейчас во всю издают модные лейблы типа Editions Mego или даже Stones Throw.

Где слушать в записи:
Cosmic Baby «Sternsprung - Music For An Oceanic Radioplay» (Time Out Of Mind, 2008)

Жан-Мишель Жарр и компания Bang & Olufsen.

Самая экстравагантная акция этого француза – попытка превращения музыки из искусства тиражного в искусство уникальных объектов. Его альбом «Music For Supermarkets», записанный в 1983-м был выпущен в единственном экземпляре и продан с аукциона как картина. В прикладном жанре Жарр также успел оставить след. Его альбом «Interior Music», датированный 2001-м, представлял собой что-то вроде демонстрационной записи для Hi-Fi салонов Bang & Olufsen. Два трека, длительностью по 25 минут каждый, в самом деле напоминали диски для тестирования аппаратуры. Максимум стереоэффектов, перешептывающиеся голоса, звуки с широченным частотным разбросом (басовый грохот и высокочастотный шелест), ну и чуточку привычных тембров вроде фортепиано, чтобы то, что вы слышите, все же было хоть отчасти музыкой. Результат чем-то напоминает экспериментальные записи The Future Sound of London, но к началу нулевых тема коллажного эмбиента была раскрыта настолько, что французу уже нечего было туда добавить.

Где слушать в записи:
Jean-Michel Jarre “Interior Music” (B & O, 2001)

Компьютерные игры.

Музыка к играм – примерно такой же необъятный жанр, как и музыка к кино. Игровая индустрия - большой, во многом подобный Голливуду, мир со своими звёздами калибра Ханца Циммера (Hans Zimmer) или Джона Уильямса (John Williams), известными практически исключительно музыкой к играм. Среди таких персонажей одним из первых приходит в голову немец Крис Хюльсбек (Chris Hülsbeck), сделавший себе имя еще во времена Commodore 64. Разумеется, игровая индустрия не прочь привлекать звёзд со стороны, то бишь музыкантов разной степени известности, для которых саундтреки к играм – неплохой, хоть и сторонний заработок. Тут вспоминается игра «Splinter Cell: Chaos Theory» с музыкой Амона Тобина (Amon Tobin) или продукция независимых гейм-дизайнов, очаровательный квест про маленьких роботов «Machinarium», который озвучивал чешский электронщик Томаш Дворжак (Tomas Dvorak) aka Floex. Ну а самый известный пример звездного музыканта на службе игровой индустрии - Трент Резнор (Trent Reznor). Его "перу" принадлежит звуковая дорожка к Quake (многим помнится "продакт плейсмент" - частенько попадавшиеся в игре ящики с надписью "NIN"), а недавно Трент записал главную тему для "Call of Duty: Black Ops II".

Где слушать в записи:
Chris Hülsbeck «Apidya Soundtrack» (A.U.D.I.O.S. Entertainment, 1992)
Tomáš Dvořák «Machinarium Soundtrack» (Inner_fx, 2009)
Amon Tobin «Chaos Theory - The Soundtrack To Tom Clancy's Splinter Cell» (Ninja Tune, 2005)

U2 и воображаемое кино.

Прикладной аспект в музыке может быть не только реальным, но и воображаемым. Объявить музыку саундтреком к чему-то несуществующему – неплохой способ придать ей какой-то подтекст, новое измерение. Самый очевидный путь – естественно, сочинять музыку для воображаемого кино. С разной степенью условности этим пользовались многие музыканты, а один из самых известных примеров воображаемых саундтреков в поп-культуре создала группа U2 вместе с уже упомянутым тут Брайаном Ино, а также еще одним электронщиком Howie B. Под именем Passengers они записали альбом с недвусмысленным названием “Original Soundtracks 1”. Каждая песня «приписана» к определенному фильму, перечень которых с описанием, датой и страной выпуска приведен в буклете. И если главный хит с альбома, «Miss Sarajevo» в самом деле звучал в одноименном документальном фильме, то большая часть кинолент – выдумка Боно и компании.

Где слушать в записи:
Passengers “Original Soundtracks 1” (Island, 1995)

14.01.2013, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: