ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ  Вежливый отказ

Трудно найти ещё хоть сколько-нибудь похожую команду, участники которой находились бы в постоянном творческом поиске, меняя направления и ориентиры, сохраняя при этом индивидуальность и свой узнаваемый музыкальный почерк

Рок, блюз, авангард, этнос, джаз – все эти стили переплетаются между собой, подвластные какой-то внутренней неведомой логике, создавая причудливый образ одной из самых неоднозначных групп отечественной сцены - Вежливый отказ. Трудно найти ещё хоть сколько-нибудь похожую команду, участники которой находились бы в постоянном творческом поиске, меняя направления и ориентиры, сохраняя при этом индивидуальность и свой узнаваемый музыкальный почерк.

  Когда в 1985 году в ДК Института атомной энергии им. Курчатова прошёл первый концерт Вежливого отказа (название группы придумал Петр Плавинский, покинувший коллектив год спустя), стало понятно, что "отказники" не вписываются в рамки привычного тогда рокового звучания, а также не могут быть причислены ни к какому иному музыкальному направлению. А в 1986 году, презентуя свою новую программу "Пыль на ботинках", группа явно дала понять, что эпатаж и пафос – неотъемлемая часть концертной деятельности Вежливого отказа.

  Как и музыкальные стили группы, меняется её состав. Смена участников определяется очередным поиском нового звучания. И вот уже вместо ставшего привычным и привносящего некую шероховатость в композиции коллектива саксофона слышатся изящные изысканные звуки фортепиано. Как итог пятилетней работы, в 1989 году Вежливый отказ выпускает на фирме "Мелодия" свой известный винил, названный среди поклонников творчества "отказников" "Белой пластинкой".

  К концу 80-х годов творчество Вежливого отказа обретает новые черты. Лидер группы Роман Суслов берёт курс на средства музыкальной выразительности, отказываясь от осмысленности поэтического текста. В течение двух лет с программой "Этнические опыты" коллектив покоряет Европу и приобретает известность за пределами России..

  Вышедший в 1992 году альбом "И-и раз!.." приводит в замешательство как критиков, так и поклонников группы: Вежливый отказ снова в поиске нового стиля… "Танцевальные" названия треков альбома недвусмысленно намекают: словам нет места среди упорядоченной хаотичности музыки. Возникающие неожиданно этнические вкрапления в произведениях альбома подчёркивают его связь с предыдущей программой, а набор ритмически оформленных фонем возвещает об окончательной победе музыки над текстом.

  На протяжении последующих лет группа Вежливый отказ регулярно дает сольные концерты на различных площадках, а также выпускает новые альбомы: "Коса на камень" (1997), "Герань" (2002) и "Гуси-лебеди" (2010). В музыку снова возвращаются слова, и она обретает контуры, конкретные очертания и некую законченность. Однако последние работы Вежливого отказа не ставят точку на поиске чего-то нового, синтезированного различными жанрами. Появившиеся звуки скрипки и возвращение духовых инструментов – это многоточие в творчестве коллектива, за которым, возможно, немало удивительных и смелых музыкальных экспериментов.

14.11.2012, Дед ЗВУКАРЬ (Предоставлено пресс-службой)

ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - свежие публикации: