Каждый год в конце ноября в двух крупнейших российских городах случается нашествие электронщиков. В Питере происходит оно централизовано – всех этих ребят вместе собирает фестиваль «Электро-Механика», который проводит центр Курехина. С Москвой всё куда сложнее – в те же выходные, почти вся эта компания разбредается по разным клубам, а промоутеры устраивают рискованную игру «подели на пятерых и без того невеликую аудиторию». В этот раз ситуация еще более сложная – в столице этот уикенд ознаменован концертами двух крупных рок-групп Bloc Party и Kasabian, что тоже отъедает часть аудитории у клиентов «Электро-Механики». Так что московская околомеханическая программа на этот раз победнее, но поживиться всё равно есть чем.
Главные герои.
Кто: Kuedo
Чем интересен: В музыкальной биографии Джейми Тисдейла (Jamie Teasdale) существует понятие «прошлой жизни», пусть и не такой туманной и далёкой, как у Ланы Дель Рей (Lana Del Rey). С первой половины нулевых Джейми рубил в составе дуэта Vex’D злющий громоподобный дабстеп. В 2010-м начал сольную карьеру, завел себе псевдоним Kuedo и переключился на куда более мягкое и интеллигентное звучание. От дабстепа остались предельно смягченные и сдвинутые в сторону электро ударные, а поверх них появилась богатая синтезаторная начинка, вызывающая ассоциации с классическим IDM, каким его проповедовали лейблы Warp и Rephlex в середине девяностых. И хотя дебютный диск «Servant», изданный в прошлом году лейблом Planet Mu, критикам почти единодушно полюбился, выходить с этим проектом в клубы Джейми не торопился, предпочитая крутить пластинки под старым ником Jamie Ved’D. На этот раз нам обещают показать настоящий, живой Kuedo, и это, несомненно, событие.
Будет ли в Москве: Да (24 ноября, «Солянка», 23:59)
Кто: Sun Glitters
Чем интересен: Подданный великого герцогства Люксембург Виктор Ферейра (Victor Fereira) – тоже человек с богатым прошлым. Лет десять он балансировал на грани шугейза, даунтемпо и индитроники и выпускал мало кому запомнившиеся CDr-релизы. Сменив имя на Sun Glitters, а звучание – на эйфорический атмосферный пост-дабстеп с возвышенными гармониями и хором голосов запущенных на разных скоростях, Ферейра внезапно сорвал банк. Без участия модных лейблов и промо-агентств, при помощи практически одного лишь сарафанного радио, за год Sun Glitters превратился в «звезду блогосферы» и набрал на last.fm с полмиллиона прослушиваний. В результате, из берлинских баров на 30 человек наш герой быстро взлетел на серьезные фестивали. И ведь не скажешь, что незаслуженно – на фоне сотен артистов, которые возделывают нишу хромых ритмов, Ферейра и впрямь выделяется на слух, в первую очередь – умением сделать не техничный электронный коллаж, а вещь эмоциональную.
Будет ли в Москве: Нет
Теневые фавориты:
Кто: Kreidler и Sølyst
Чем интересны: Немецкая группа Kreidler существует уже под 20 лет и перепробовала за это время чуть ли не все жанры в диапазоне от шлягерной поп-музыки до эмбиента и неоклассики. На территорию краут-рока эта извилистая траектория заносила немцев не раз, но теперь те, кажется, решили остаться там подольше. Группу, а заодно и сольный проект одного из участников, Томаса Кляйна (Thomas Klein), он же Sølyst, решил взять под крыло лейбл Bureau B, связанный с классической немецкой краут-рок тусовкой вообще, и с коллективом Kluster в частности. Оба проекта нынче исполняют довольно затейливый гибрид краут-рока и даба (этакую тревожную музыку, которая то и дело начинает припадать на слабую долю), который в Германии уже тоже превращается в устоявшуюся традицию – достаточно вспомнить Tarwater и Tied & Tickled Trio.
Будут ли в Москве: Нет
Кто: Jacaszek
Чем интересен: Поляк Михал Яцашек (Michal Jacaszek) называет среди своих кумиров Тима Хекера (Tim Hecker), и это уже говорит о многом. Его музыка состоит из двух составляющих – сумрачной неоклассики (струнные, арфа, фортепиано) и эмбиента – фонового шума и звуков окружающей жизни вроде скрипа дверей или шелеста книжных страниц. Получается почти идеальная музыка для кино. При словах «Польша» и «неоклассика» немедленно вспоминается фестиваль Unsound, где Михал, естественно, прописан в числе практически постоянных участников. Но путь с орбиты восточноевропейской в мировую неблизкий – контракт с крупным лейблом Ghostly International Яцашек получил только в 2012-м, так что его вполне можно считать «артистом на взлете». Думается, еще пару лет, и имя поляка замелькает в титрах кинокартин.
Будет ли в Москве: Да (23 ноября, «Artplay», 20-00)
Кто: Энди Стотт (Andy Stott)
Первый визит Энди Стотта в Россию вышел фальстартом – в мае у лысого манкунианца возникли проблемы с визой. На этот раз Стотт, наоборот, оказался в лайнапе «Электро-механики» в последнюю минуту, заменив там The Haxan Cloak. С момента несостоявшегося визита мастер заторможенных техно-страшилок (Стотт обходится с техно и брейкбитом примерно так же, как витч-хаус продюсеры с поп-хитами) успел разродится новым альбомом «Luxury Problems», который только повысил его авторитет.
Будет ли в Москве: Пока не объявлено, хотя освободившийся от Haxan Cloak слот в «Артплее» свободен.
Кто: Debruit
Чем интересен: Парижанин Ксавье Тома (Xavier Thomas) на курехинских мероприятиях не новичок. Три года назад он выступал на «Этно-механике», по случаю чего успел даже заехать в Москву и пустить немногих доживших до четырех утра в безудержный пляс. Он тоже обосновался на территории хромого хип-хопа, вонки и тому подобных модных течений, но от того же Sun Glitters принципиально отличается двумя вещами. Во-первых, в начинке у него восточная этника (Париж, как известно, город пестрый и многонациональный), во вторых, Ксавье – из тех, про кого говорят «he’s got the groove», его музыка качает и предназначена в первую очередь для танцев. Что опять же приятно выделяет его среди участников фестиваля – те в массе своей звучат высоколобо и несколько хмуро.
Будет ли в Москве: Да (23 ноября, «16 Тонн», 23:59)
Проверенные бойцы.
Кто: Jan Jelinek
Чем интересен: Лет десять назад, когда в роле нынешнего пост-дабстепа был немецкий техно-минимализм, Ян Елинек был королём. Он нарезал неровными кольцами джазовые пластинки и ловил в этих петлях странноватый гипнотический грув, задавая ритм глухими ударами басовой бочки и электростатическим треском. Нынче уже и лейбл ~scape, где Ян был системообразуюзим артистом, прекратил существование, а Елинек всё гнет свою линию, чему остаётся только восхититься. Те же самые джазовые пластинки, тот же самый странный грув, только получается уже не техно и не глитч, а холодные эмбиент-коллажи.
Будет ли в Москве: Нет
Кто: Pantha Du Prince
Чем интересен: Немец Хендрик Вебер (Hendrik Weber) – пожалуй, последняя звезда минимал-техно. Конечно, чистым минимализмом его пластинки уже не назовёшь – тут и индитроника, и даже фолк-элементы, но в основе всё равно техно. То ли за счет этой самой вариативности, то ли по какой-то иной причине, но Веберу удалось вырваться далеко за рамки замкнутой, пусть и широкой, техно-тусовки. Немцу удалось завести дружбу с многими поп-артистами. Animal Collective, Depeche Mode, Bloc Party, Hurts – все они заказывали у Хендрика ремиксы, в общем, несколько лет он ходил в статусе едва ли не самого передового электронщика планеты. Удастся ли ему этот статус сохранить – большой вопрос, все-таки минимал окончательно едет с ярмарки, а порывов в сторону других жанров за немцем не замечено. Тем интереснее поглядеть, как изменилась его музыка со времен последнего визита в Москву, что был два года назад.
Будет ли в Москве: Нет
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)