ФЕСТИВАЛЬ  "Электро-Механика": кто есть кто

Звуки придирчиво разбирают лайнап грядущего питерского фестиваля экспериментальной электроники.

Каждый год в конце ноября в двух крупнейших российских городах случается нашествие электронщиков. В Питере происходит оно централизовано – всех этих ребят вместе собирает фестиваль «Электро-Механика», который проводит центр Курехина. С Москвой всё куда сложнее – в те же выходные, почти вся эта компания разбредается по разным клубам, а промоутеры устраивают рискованную игру «подели на пятерых и без того невеликую аудиторию». В этот раз ситуация еще более сложная – в столице этот уикенд ознаменован концертами двух крупных рок-групп Bloc Party и Kasabian, что тоже отъедает часть аудитории у клиентов «Электро-Механики». Так что московская околомеханическая программа на этот раз победнее, но поживиться всё равно есть чем.

Главные герои.

Кто: Kuedo

Чем интересен: В музыкальной биографии Джейми Тисдейла (Jamie Teasdale) существует понятие «прошлой жизни», пусть и не такой туманной и далёкой, как у Ланы Дель Рей (Lana Del Rey). С первой половины нулевых Джейми рубил в составе дуэта Vex’D злющий громоподобный дабстеп. В 2010-м начал сольную карьеру, завел себе псевдоним Kuedo и переключился на куда более мягкое и интеллигентное звучание. От дабстепа остались предельно смягченные и сдвинутые в сторону электро ударные, а поверх них появилась богатая синтезаторная начинка, вызывающая ассоциации с классическим IDM, каким его проповедовали лейблы Warp и Rephlex в середине девяностых. И хотя дебютный диск «Servant», изданный в прошлом году лейблом Planet Mu, критикам почти единодушно полюбился, выходить с этим проектом в клубы Джейми не торопился, предпочитая крутить пластинки под старым ником Jamie Ved’D. На этот раз нам обещают показать настоящий, живой Kuedo, и это, несомненно, событие.

Будет ли в Москве: Да (24 ноября, «Солянка», 23:59)

Кто: Sun Glitters

Чем интересен: Подданный великого герцогства Люксембург Виктор Ферейра (Victor Fereira) – тоже человек с богатым прошлым. Лет десять он балансировал на грани шугейза, даунтемпо и индитроники и выпускал мало кому запомнившиеся CDr-релизы. Сменив имя на Sun Glitters, а звучание – на эйфорический атмосферный пост-дабстеп с возвышенными гармониями и хором голосов запущенных на разных скоростях, Ферейра внезапно сорвал банк. Без участия модных лейблов и промо-агентств, при помощи практически одного лишь сарафанного радио, за год Sun Glitters превратился в «звезду блогосферы» и набрал на last.fm с полмиллиона прослушиваний. В результате, из берлинских баров на 30 человек наш герой быстро взлетел на серьезные фестивали. И ведь не скажешь, что незаслуженно – на фоне сотен артистов, которые возделывают нишу хромых ритмов, Ферейра и впрямь выделяется на слух, в первую очередь – умением сделать не техничный электронный коллаж, а вещь эмоциональную.

Будет ли в Москве: Нет

Теневые фавориты:

Кто: Kreidler и Sølyst

Чем интересны: Немецкая группа Kreidler существует уже под 20 лет и перепробовала за это время чуть ли не все жанры в диапазоне от шлягерной поп-музыки до эмбиента и неоклассики. На территорию краут-рока эта извилистая траектория заносила немцев не раз, но теперь те, кажется, решили остаться там подольше. Группу, а заодно и сольный проект одного из участников, Томаса Кляйна (Thomas Klein), он же Sølyst, решил взять под крыло лейбл Bureau B, связанный с классической немецкой краут-рок тусовкой вообще, и с коллективом Kluster в частности. Оба проекта нынче исполняют довольно затейливый гибрид краут-рока и даба (этакую тревожную музыку, которая то и дело начинает припадать на слабую долю), который в Германии уже тоже превращается в устоявшуюся традицию – достаточно вспомнить Tarwater и Tied & Tickled Trio.

Будут ли в Москве: Нет

Кто: Jacaszek

Чем интересен: Поляк Михал Яцашек (Michal Jacaszek) называет среди своих кумиров Тима Хекера (Tim Hecker), и это уже говорит о многом. Его музыка состоит из двух составляющих – сумрачной неоклассики (струнные, арфа, фортепиано) и эмбиента – фонового шума и звуков окружающей жизни вроде скрипа дверей или шелеста книжных страниц. Получается почти идеальная музыка для кино. При словах «Польша» и «неоклассика» немедленно вспоминается фестиваль Unsound, где Михал, естественно, прописан в числе практически постоянных участников. Но путь с орбиты восточноевропейской в мировую неблизкий – контракт с крупным лейблом Ghostly International Яцашек получил только в 2012-м, так что его вполне можно считать «артистом на взлете». Думается, еще пару лет, и имя поляка замелькает в титрах кинокартин.

Будет ли в Москве: Да (23 ноября, «Artplay», 20-00)

Кто: Энди Стотт (Andy Stott)

Первый визит Энди Стотта в Россию вышел фальстартом – в мае у лысого манкунианца возникли проблемы с визой. На этот раз Стотт, наоборот, оказался в лайнапе «Электро-механики» в последнюю минуту, заменив там The Haxan Cloak. С момента несостоявшегося визита мастер заторможенных техно-страшилок (Стотт обходится с техно и брейкбитом примерно так же, как витч-хаус продюсеры с поп-хитами) успел разродится новым альбомом «Luxury Problems», который только повысил его авторитет.

Будет ли в Москве: Пока не объявлено, хотя освободившийся от Haxan Cloak слот в «Артплее» свободен.

Кто: Debruit

Чем интересен: Парижанин Ксавье Тома (Xavier Thomas) на курехинских мероприятиях не новичок. Три года назад он выступал на «Этно-механике», по случаю чего успел даже заехать в Москву и пустить немногих доживших до четырех утра в безудержный пляс. Он тоже обосновался на территории хромого хип-хопа, вонки и тому подобных модных течений, но от того же Sun Glitters принципиально отличается двумя вещами. Во-первых, в начинке у него восточная этника (Париж, как известно, город пестрый и многонациональный), во вторых, Ксавье – из тех, про кого говорят «he’s got the groove», его музыка качает и предназначена в первую очередь для танцев. Что опять же приятно выделяет его среди участников фестиваля – те в массе своей звучат высоколобо и несколько хмуро.

Будет ли в Москве: Да (23 ноября, «16 Тонн», 23:59)

Проверенные бойцы.

Кто: Jan Jelinek

Чем интересен: Лет десять назад, когда в роле нынешнего пост-дабстепа был немецкий техно-минимализм, Ян Елинек был королём. Он нарезал неровными кольцами джазовые пластинки и ловил в этих петлях странноватый гипнотический грув, задавая ритм глухими ударами басовой бочки и электростатическим треском. Нынче уже и лейбл ~scape, где Ян был системообразуюзим артистом, прекратил существование, а Елинек всё гнет свою линию, чему остаётся только восхититься. Те же самые джазовые пластинки, тот же самый странный грув, только получается уже не техно и не глитч, а холодные эмбиент-коллажи.

Будет ли в Москве: Нет

Кто: Pantha Du Prince

Чем интересен: Немец Хендрик Вебер (Hendrik Weber) – пожалуй, последняя звезда минимал-техно. Конечно, чистым минимализмом его пластинки уже не назовёшь – тут и индитроника, и даже фолк-элементы, но в основе всё равно техно. То ли за счет этой самой вариативности, то ли по какой-то иной причине, но Веберу удалось вырваться далеко за рамки замкнутой, пусть и широкой, техно-тусовки. Немцу удалось завести дружбу с многими поп-артистами. Animal Collective, Depeche Mode, Bloc Party, Hurts – все они заказывали у Хендрика ремиксы, в общем, несколько лет он ходил в статусе едва ли не самого передового электронщика планеты. Удастся ли ему этот статус сохранить – большой вопрос, все-таки минимал окончательно едет с ярмарки, а порывов в сторону других жанров за немцем не замечено. Тем интереснее поглядеть, как изменилась его музыка со времен последнего визита в Москву, что был два года назад.

Будет ли в Москве: Нет

13.11.2012, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: