GODSPEED YOU! BLACK EMPEROR  Марш императора

Пост-рок жив. Репортаж Звуков из Лондона.

Осенний выезд в Лондон заканчивается тем же, с чего и начинался – концертом в HMV Forum. На этот раз здесь играют вернувшиеся к активной деятельности канадцы Godspeed You! Black Emperor. Организатором их гастролей выступают всем известные промоутеры из All Tomorrow’s Parties, которые осеннему фестивалю теперь предпочли серию одиночных концертов и, как видно, не прогадали – билеты на оба вечера распродались со свистом.

Обстановка сегодня отличается от концерта Bat For Lashes кардинально – то был праздник с нарядной публикой, сегодня здесь служат мессу. В зале – по большей части суровые и нарочито просто одетые парни. Дресс-код пост-рока не меняется годами, но состав этой аудитории, похоже, заметно обновился со времен расцвета GY!BE – сегодня здесь довольно много людей, которые явно видят группу впервые.

Момент, когда концерт начинается, даже не зафиксировать – на сцене пока пусто, но колонки незаметно начинают гудеть, этот гул нарастает и минут через пять от этого грохота уже вибрирует всё тело. Свет гаснет, зажигается экран с видеопроекциями, а под ним по одному появляются тёмные силуэты музыкантов. К грохоту добавляется скрежет, лязг и вой – басист водит по струнам смычком, а скрипачка извлекает из инструмента какие-то жалобные высокие ноты. На экране мелькает слово «Hope» - вот уж где недобрая ирония.

Из дроновой текстуры постепенно выделяются барабаны, затем отдельные ноты гитары, бас начинает пульсировать и за несколько минут эмбиент превращается в плотный и тягучий пост-металл. Это даже пост-роком не назвать – какие-нибудь Mogwai на фоне этого ада выглядят бодрыми и веселыми как LMFAO. Шквальные рифы буквально косят зрителей – сосед слева, абсолютно трезвый юноша скромного вида, валится в обморок. Апокалипсис близок.

Металл постепенно обрастает чёткими очертаниями – гитара сначала выводит восточный мотив, а потом появляются уже знакомые рифы. Это «Mladic» с недавнего диска «'Allelujah! Don't Bend! Ascend!». Первая пауза – спустя практически полчаса после начала. Публика переводит дыхание, пребывая в лёгком оцепенении. Все-таки действо очень мощное, при этом достигают этого эффекта канадцы абсолютно без визуального контакта со зрителем – самих музыкантов трудно разглядеть даже вблизи, возвышается над этим сумраком разве что голова скрипачки Софи Трюдо (Sophie Trudeau).

Я жду, что «Аллелуйю» будут играть почти целиком, но вместо этого GY!BE затягивают что-то трудно узнаваемое. Как оказывается, сегодня мы попали на альтернативный сетлист, и это «Moya», старенькая вещь с ЕР «Slow Riot for New Zerø Kanada», названная, как видно, в честь гитариста Майка Мойи (Mike Moya), который ушел из группы вскоре после той пластинки, однако сейчас воссоединился со старыми корешами.

Драматургия всего концерта строится на взлетах и падениях, но не резких, как у Mogwai, а плавных нарастаниях и спадах, длящихся по десять минут. В какие-то моменты группа затихает настолько, что слышен треск кинопроектора. Как оказывается, своё мутное черно-белое, вернее даже серо-желтое, истертое временем видео (которое играет далеко не последнюю роль в создании этой мрачной и сюрреалистической атмосферы) мы смотрим с самой настоящей кинопленки. За нами стоит здоровенный аппарат, который с почти забытым треском крутит здоровые бобины с кинолентой.

Треки длиной от 20 минут абсолютно корёжат ощущение времени – вот уже и час прошел, а группа, кажется, только подбирается к кульминации. Вещь под названием «Behemoth», абсолютно новый трек, длится и вовсе за сорок и делится на несколько частей. Сверхтяжелый блюз (в кои-то веки человеческие нотки в музыке «чёрных императоров»), атональный нойз-ток, в какой-то момент стихающий почти до нуля, сравнительно мягкая саундтрековая интерлюдия и, наконец, возвышенный эпический финал с гитарными рифами и скрипичным соло. Кажется, это новый релиз, и он чудо как хорош.

Хронометраж перевалил за полтора часа. В финале я жду что-нибудь в духе «We Drift Like Worried Fire» (раз уж сетлист альтернативный), но нет – канадцы снова идут по старью. На сцене опять пусто, из колонок доновится гул и голос, похожий на проповедь. Это «BBF3» всё с той же пластинки «Slow Riot for New Zerø Kanada». Музыканты выходят по одному, устраивают еще один «взлет» под видео, внезапно ставшее цветным, и снова исчезают по одному, оставляя после себя бесконечно играть луп, совсем как Kraftwerk в «Musique Non-Stop».

Как ни странно, начало десятых принесло нам локальный триумф музыки девяностых. На фоне неубедительных реюнионов групп 30-летней давности, артисты из девяностых оказались сильны телом и духом. Ничего нового по сравнению с тем благословенным временем они, может, и не творят, но умеют сделать главное для заслуженного коллектива - показать образец своего собственного стиля. Сделать «так же, как тогда», не повторяясь. GY!BE смогли, и низкий им за это поклон.

К тому же все эти апокалиптические истории сейчас оказываются куда более актуальными, чем во «время надежд». «Pre-millennium tension» снова с нами, часы Майя уже тикают, иеговисты на посту, а фраза про то, что все мы умрем, вдруг резко теряет переносный смысл. Но это в перспективе, а пока вместо апокалипсиса завтра меня ждёт самолёт в Москву. И даже не знаешь, что хуже.

07.11.2012, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

GODSPEED YOU! BLACK EMPEROR - свежие публикации:

GODSPEED YOU! BLACK EMPEROR

Дата образования:

1 января 1994