THE SMASHING PUMPKINS  Любить Билли

Непомерные амбиции и непопулярные взгляды Билли Коргана – в репортаже с монреальского концерта The Smashing Pumpkins.

Обстоятельства первого полнометражного (в смысле, не фестивального) монреальского концерта реанимированных The Smashing Pumpkins местами очень напоминали антураж четырехлетней давности шоу группы в Торонто. Как и тогда, Америка готовилась к выборам президента, как и тогда, в Америке было беспокойно, как и тогда, ближайшим к концерту The Smashing Pumpkins праздником был родственный ему по духу Хеллоуин. На этом, впрочем, аналогии заканчивались.

Четыре года назад The Smashing Pumpkins жирно отмечали юбилей, исполнив за два вечера песен шестьдесят из своего массивного бэк-каталога (и пообещав, что многие из них живьем больше не прозвучат), а начиналось все с соло Джимми Чемберлена (Jimmy Chamberlin). Теперешние The Smashing Pumpkins – это уже и формально, и фактически Билли Корган (Billy Corgan) плюс статисты-мерсенарии, имя нового, годящегося солисту в сыновья барабанщика вспомнит не всякий фанат группы, а все концерты текущего турне начинаются с исполнения всех 13 песен, вошедших в альбом “Oceania”.

Лично я ничуть не против – “Oceania”, конечно, не “Zeitgeist” (который, к слову, из сетлистов The Smashing Pumpkins исчез напрочь), но тоже очень хороший альбом, концептуальная разнородность которого вполне заслуживает обстоятельного концертного изложения. Заслуживает она, по-моему, и зала с лучшей, нежели в Bell Centre, акустикой, но тут уж ничего не попишешь – назвать Билли Коргана тщеславным артистом было бы, наверное, преуменьшением столетия, так что более разумному варианту с двумя солд-аутами в зале поменьше он предпочел более амбициозный – и менее выигрышный во всех иных отношениях.

Неприличное обилие пустых мест на трибунах и уполовиненном танцполе (всего было продано без малого пять тысяч билетов) вкупе с традиционным для Bell Centre, как из помойного ведра, звуком подпортили впечатление от близкого знакомства с “Oceania” и лишили возможности критиковать музыкантов: винить их в том, что “Quasar” или “The Celestials” звучали заметно хуже, чем на пластинке, было бы нечестно – в конце концов, несколькими месяцами ранее ровно то же самое можно было сказать и о “There There” с “I Might Be Wrong”.

“Вы тут все дико модные и прогрессивные, поэтому вы наверняка и без меня знаете, что сначала мы сыграем наш новый альбом, а уже потом – классику: “Frere Jacques” и так далее. Конец света близок – давайте получать от жизни удовольствие, пока это возможно”, - оторвавшись от исполнения новых песен, поделился взглядами на имидж города и прогнозами на будущее Билли. За этим заявлением последовали самые немилосердные полчаса “Oceania” (включая десятиминутный титульный трек), ну а за ними – долгожданная классика (правда, каноническая франкоязычная колыбельная в итоге была принесена в жертву монструозному каверу “Space Oddity” Дэвида Боуи).

Вторая половина концерта удалась заметно лучше первой – как минимум потому что состав каши, продолжавшей доноситься из уст Коргана, большинство пришедших знали наизусть. Явно примиряя поклонников с необходимостью потратиться на грядущее делюкс-переиздание “Mellon Collie and the Infinite Sadness”, главный альбом The Smashing Pumpkins Билли вспоминал особенно часто – были сыграны “X.Y.U.”, “Muzzle”, “Tonight, Tonight” (с репризой), “Bullet with Butterfly Wings” и – последней - “Zero”. Не были забыты ни “Siamese Dream” (“Disarm”, “Today”, “Cherub Rock”), ни “Adore” (“Ava Adore”), ни даже “Machina” (“Stand Inside Your Love”).

Но Билли есть Билли, и центральным номером сета он сделал не один из своих greatest hits, а еще одну относительную новинку “A Song for a Son” - звучавшую четыре года назад в Торонто и изданную в рамках проекта “Teargarden by Kaleidyscope” (“Oceania”, если кто забыл, является альбомом внутри альбома). И, в общем, прогадал: сообщив, что песня посвящена его отцу и выдав по этому поводу странную шутку (“Да, у меня есть отец – вопреки слухам о том, что я результат генетического эксперимента, скрестившего канадский кленовый лист со сперматозоидом”), Корган был награжден оглушительным свистом. (На словосочетание “maple leafs” под сводами Bell Centre принято реагировать, как на флаг США – на Среднем Востоке.)

Но Билли есть Билли, и на хоровое “boo!” он ответил: “Гудите сколько хотите – мне все равно”. И, в общем, не соврал: ему, давным-давно объявившему холивар всему белому свету, все равно, что люди на трибунах начали привставать только во время “X.Y.U.”, и он бесстрастно рассыпался в комплиментах “лучшей аудитории нашего тура”. Ему все равно, что представлять музыкантов как на пластинке Чижа “Greatest Hits Live” (все по очереди исполняют соло) было модно лет двадцать назад и то исключительно среди поклонников Deep Purple (его собственное постыдное соло в той же “A Song for a Son” – оттуда же). Ему все равно, что на видеоряд шоу за два с половиной часа захотелось обратить внимание лишь однажды, когда во время “Tonight, Tonight” замелькали кадры из “Путешествия на Луну” Мельеса.

И ему точно все равно, что кому-то все происходившее понравилось не так безоговорочно, как четыре, или пять, или пятнадцать лет назад. Теперешний Корган, конечно, совершеннейший Шевчук – в том числе, потому что сколько бы раз он ни спел “Это все”, каждому пришедшему понятно, что на самом деле имеется в виду. До свиданья, до новых встреч.

06.11.2012, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

THE SMASHING PUMPKINS - свежие публикации: