Бесспорно, русские музыканты - талантливые люди. Почему же русскую классику знают во всем мире, а рок-н-ролльщикам никак не удается пробиться на мировой уровень. Об этом рассуждает человек, уехавший в Америку еще в советские времена и проживший там 10 лет, не оставив при этом занятий музыкой.Этот человек - Александр Царовцев.

А. Ц.: Я начал заниматься рок-н-роллом 20 лет назад, когда совсем еще юношей участвовал в создании группы ╚Яблоко╩, с которым мы записали пару альбомов в 80-81 годах. Потом был создан Ленинградский рок-клуб, я ушел из ╚Яблока╩, поскольку там мы занимались фольклором, а я уже начал сочинять собственные песни и хотел их играть и петь. Так была создана группа ╚Пилигрим╩, с которой я и выступал в рок-клубе на первых рок-фестивалях и концертах. В начале 87-го меня наконец-то выпустили из Союза после нескольких неудачных попыток.

З. Р.: Причины какие-то были?

А. Ц.: Да по той же причине, по какой хотели уехать многие интеллигенты, занимавшиеся творчеством и хотевшие заниматься этим свободно, неподцензурно, без унижений, арестов КГБ и т. д. Плюс к тому, я всерьез начал заниматься еврейскими песнями на древнееврейском языке. Мне это было интересно как музыканту и как еврею, но это создавало дополнительные трудности в моей жизни в Советском Союзе.
Меня не выпускали несколько лет, как и многих тогда без всякой причины. В конце концов, в 87-м некоторых выпустили, в том числе и меня. Я уехал в Нью-Йорк, как и хотел, и жил там 11 лет.

З. Р.: Чем были заполнены эти 11 лет?

А. Ц.: В двух словах, конечно, трудно сформулировать. Естественно, занимался музыкой, как и всю свою жизнь.

З. Р.: Насколько я знаю о судьбе уехавших туда Гаины, Варшавского, Жанны Агузаровой и других, им не очень-то удалось полноценно заниматься музыкой, как мечталось.

А. Ц.: Во-первых, они уехали позже меня и жили там недолго. Гаина вообще вскорости вернулся, по-моему. По-настоящему эмигрировать и жить там, работать, стать в некотором смысле американским музыкантом из рок-н-ролльщиков, мне кажется, не удалось никому, кроме Юры Наумова. Это единственный человек, уехавший, может, через пару лет после меня и до сих пор продолжающий заниматься музыкой довольно серьезно. Он выступает в нью-йоркских клубах, довольно неплохих, со своими песнями на английском и русском языках. Кроме него и себя, я больше никого не знаю, кто бы продолжил серьезную музыкальную карьеру, из тех, кто занимался рок-н-роллом здесь еще при советской власти.

З. Р.: Действительно в Америке существует некий языковой барьер, то есть славянский рок-н-ролл там не котируется?

А. Ц.: Это правда, поэтому я там занимался самой разной музыкой, далеко не только роком и не только по-русски, для самой разной публики.

З. Р.: Звездинский, Шуфутинский?..

А. Ц.: Нет, я никогда не увлекался коммерческой эстрадой -ни как слушатель, ни как музыкант. Это развлекательная ресторанная эстрада. Хотя для пропитания приходилось заниматься и чем-то подобным, но все-таки я старался остаться музыкантом и артистом и пытался выбирать такие жанры, места и ситуации, связанные с работой, чтобы это мне самому тоже было интересно.
Я занимался самыми разными жанрами. Например, я вдруг занялся русским романсом, что было совершенно неожиданно для меня самого, потому что это совсем другая планета, другая эстетика, как мне раньше казалось. Вначале просто жизнь заставила попробовать делать то, что продается, а потом я увлекся. Мне помогло, что я немного учился академическому вокалу в консерватории и могу петь так называемым ╚красивым╩ голосом. Я позанимался немного с режиссером, и довольно успешно стал выступать с таким репертуаром, причем публика была смешанная, не только эмигранты, но и американцы тоже.

З. Р.: И что, американцы нормально воспринимали?

А. Ц.: Они воспринимают все, если это энергично и энергетично. Они воспринимают все живое, непосредственное, на серьезном уровне мастерства. Главное, когда удается захватить их внимание и непосредственно воздействовать на их живую восприимчивую энергетику. Они, естественно, избалованы хорошим рок-н-роллом, джазом, блюзом и прочим. Они привыкли к очень сильным образцам американской и английской музыки. Но, если удается их ╚достать╩, не обязательно в роке, хотя бы даже и в русском романсе, то они очень непосредственно реагируют.

З. Р.: Правда ли, что уровни наших рок-групп и американских не поддаются сравнению?

А. Ц.: Это очень деликатный вопрос. Я искренне люблю многих русских музыкантов, дружу или знаком со многими из них, и мне бы не хотелось никого обижать. Но, к сожалению, это объективная реальность.
На самом деле, русский рок-н-ролл даже не стал рок-н-роллом в англо-американском понятии этого слова. Здесь другие корни, здесь люди, в том числе музыканты, вырастают, воспитываясь с детства на другого типа культуре, такой европейской городской культуре. Это другая музыка, другой мелодизм, ладово-гармоническое мышление, если говорить профессиональным языком, другое ритмическое начало, нет понятия ╚грува╩, пульсации. Всего этого нет в европейской городской культуре. Это в англо-американской, ирландской культуре, в фолке и их рок-н-ролле. Может быть, это пришло из старинной средневековой народной музыки англичан, ирландцев, африканцев. Все это слилось в Америке в какой-то момент в 20-м веке, и получился сначала блюз, потом джаз и всякие разновидности рок-н-ролла.
Просто они иначе не чувствуют музыку, для них это единственный способ существования музыки. Зато они не знают или плохо знают европейскую культуру, поэтому русские музыканты прекрасно работают в жанре европейской камерной, симфонической, оперной школы и конкурируют со всеми. А вот в остальном, к сожалению, только отдельные талантливые музыканты каким-то образом могут прорваться и сравниться по уровню с американцами и англичанами, но это скорее исключение, подтверждающее правило.

З. Р.: Может, наши и не так сильны профессионально, но они берут зрителя своей душой, мне кажется.

А. Ц.: Конечно! Я тоже очень люблю наших рок-н-ролльщиков, и поэтому мне за них немножко обидно. Приехавши год назад в Россию и посмотрев и послушав все на месте, вначале я был несколько разочарован, потому что за те 10 лет, когда открылся ╚железный занавес╩, и Россия перестала быть в музыкальной изоляции, поскольку хлынула всевозможная мировая музыкальная информация, стали приезжать музыканты, начался нормальный обмен, я думал, что наши очень быстро наверстают те основные вещи, из которых состоит рок-н-ролл. Но оказалось, что этот процесс крайне медленный.
Конечно, разница есть между уровнем Ленинградского рок-клуба 15-летней давности и теперешними командами. Несомненно есть сдвиг, но он гораздо меньше, чем я надеялся увидеть. Это для меня важно, поскольку все-таки Россия остается моей родной страной с родной культурой.
Я очень люблю этих людей, и музыканты здесь не менее талантливы, чем в Америке или Англии. Для меня только одно объяснение - они растут из других корней и не осознают этой принципиально другой корневой системы, пытаясь, в лучшем случае, копировать и подражать. Но вторичности в искусстве не бывает, если это действительно искусство, а не коммерция и развлечение, которые, кстати, тоже могли быть значительно лучше. Я к поп-музыке достаточно равнодушен, но когда я слушал в Америке классную поп-музыку, по крайней мере, я мог в ней что-то оценить. А здесь это просто попса!

З. Р.: Многие упрекают наши заслуженные команды в том, что они за эти 15-20 лет нисколько не изменились и продолжают играть ту же музыку, что и в молодости. Но ведь и среди молодых групп практически невозможно найти коллектив, создавший что-то свое новое, а не тупо слизавший с западных, пытаясь уйти от традиционного русского рока.

А. Ц.: Все равно у них получается не так, как на Западе. У нас другое мышление, другие корни, повторюсь. Я думаю, что с талантом и восприимчивостью русского человека к музыке они могли бы добиться очень хороших результатов. К сожалению, с одной стороны не хватает профессионализма и привычки серьезно работать, как в академическом искусстве, когда люди с детства занимаются классикой, балетом, живописью и т. д., привыкли вкалывать серьезно, иначе этим невозможно заниматься.
В рок-н-ролле есть обманчивая простота. Достаточно чуть-чуть научиться играть на профессиональных инструментах, иметь какой-то энтузиазм, некоторую музыкальность, придумывать какие-никакие тексты, кстати, в русском роке это самое сильное, что есть. И вместо того, чтобы действительно работать, используя опыт англичан и американцев, и выйти на международный уровень - если не русским, то кому? - этого не делается.
Обидно, тем более, что в русской народной музыке есть такие пласты, на которых я воспитывался еще в ╚Яблоке╩, и мне это помогло сочинять русский рок, который одновременно остается русским по интонациям, а не только по текстам, и англо-американским по музыке. Мне кажется, что мне удается это органично сочетать, и не только мне. Например, это удавалось Цою, удается той же ╚Машине╩, ╚Воскресению╩ или ╚ЧайФу╩, хотя, конечно, у них есть небольшие недостатки в исполнительском мастерстве.
К сожалению, в России до сих пор нет понятия ╚грува╩. Музыканты, и молодые, и особенно те, кто постарше, привыкли играть имитацию. Как сказал Градский, они думают, что, если играют тяжелые барабаны, то это рок-н-ролл. Если бы песни вышеперечисленных и некоторых других групп, хорошие песни, исполнять с ╚грувом╩, то это звучало бы иначе. Без ╚грува╩ нет рок-н-ролла! Это все равно, что танцевать хромому балет.
Мне, пожив в Нью-Йорке, очень трудно к этому привыкнуть, но, я думаю, со временем все исправится в лучшую сторону, если будет какая-то конкуренция, какой-то стимул, подстегивающий к завоевыванию успеха на Западе. Я заметил две тенденции. Одна - ╚Мы все равно не сможем играть, как они╩. А что, они из другого теста? Мы можем не хуже. Или наоборот - ╚У нас русский рок-н-ролл, у нас своя дорога╩. Значит мы можем играть плохо, так получается? Я ни с тем, ни с другим не согласен. Надо играть хорошо и можно достичь того же уровня. Просто над этим надо работать и учиться, и тогда за 2-3 года получится большой прогресс.

09.05.2000, А-лена (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Санкт-Петербург

Без авторского надзора – ИЗ ЖИЗНИ Большой театр официально объявил дату премьеры балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова »»

Большой фан русского рэпа – TRICKY Трики записал альбом с русскими рэперами - Бастой, Скриптонитом и Смоки Мо »»

Ушла в загул, вернусь нескоро – FERGIE Fergie презентовала новый альбом и примерила десяток париков в новом клипе »»

Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Последнее путешествие – Leonard COHEN На церемонии Polaris Awards показали клип Кристофера Миллза на песню Коэна “Leaving The Table” »»

Наука расставаний – Sam SMITH Сэм Смит выпустил грустный клип на свой новый сингл "Too Good at Goodbyes" »»

Второе пришествие краут-рока – A.R. & MACHINES Репортаж с редкого концерта A.R. & Machines - легенды крепкого немецкого крафтового »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Плейлист Олега Куваева – МУЗЫКА Накануне своего московского стендап-шоу Олег Куваев составил плейлист самой "питерской" музыки »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев 80-х. Для нового поколения он -… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника23/09

1994 – Первый концерт группы «Чиж и Ко»  »»

Albert AMMONS

George MATTHEWS

John COLTRANE (1926)

Mighty Joe YOUNG (1927)

Ray CHARLES (1930)

Ben E. KING (1938)

Roy BUCHANAN (1939)

Earl TURBINTON (1941)

Jeremy STEIG (1942)

Julio IGLESIAS (1943)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить