ФЕСТИВАЛЬ  MTL Weekly: сбор урожая

Django Django, Финк, The Raveonettes, Дэвид Бирн и St. Vincent – в репортаже Звуков.

Для начала – full disclosure: фестиваля под названием MTL Weekly нет даже в щедром на фестивали любого калибра, пошиба и профиля Монреале. Но там, где врут слова, обычно стоит верить ощущениям, и ранней осенью ощущение от Монреаля такое, что в фестивальную поляну превращается весь хоть сколько-нибудь центр города – как водится, отчаянно не желающего прощаться с летом. Тому, конечно, есть пара резонных объяснений: во-первых, именно к середине сентябре фестивальный сезон официально финиширует в Европе и все гастролеры дружно перелетают через океан, а, во-вторых, на условный экватор условного “бабьего лета” приходится фестиваль сертифицированный – POP Montreal.

О его формате – несколько сотен концертов, DJ-сетов, семинаров и кинопоказов на нескольких десятках площадок, за деньги и даром – я уже как-то рассказывал. В этом году на POP Montreal выступили, в числе прочих, Grizzly Bear, Граймc (Grimes), Гонсалес (Gonzales), Готье (Gotye), Deerhoof и Dirty Three, но гвоздем пятидневной программы стало совместное выступление Дэвида Бирна (David Byrne) и St. Vincent в церкви Иоанна Крестителя, имя которого также носит главный национальный праздник Квебека. Сюда, конечно, так и просится какая-нибудь язвительная аналогия – но мою способность язвить временно отбил недавний вечер в “Метрополисе”, где ради сбора средств в поддержку семьи осветителя (убитого англофоном, недовольным праздновавшими там же свою победу на провинциальных выборах сепаратистами) на одну сцену вышли Arcade Fire и Селин Дион (Celine Dion).

В общем, нет, ни Бирну, ни Энни Кларк (Annie Clark) не пришло в голову надевать майки Pussy Riot. Вместо этого авторы небезупречной, но и небезынтересной пластинки “Love This Giant” предстали в привычных образах: Бирн весь в белом, Энни – в черном платье с наилучшим видом на ее растущие от ушей ноги. Кларк при ближайшем - из третьего ряда - рассмотрении вообще оказалась девушкой какой-то во всех смыслах неземной красоты и, что еще важнее, совершенно не терялась – заразительно хлопала ресницами, танцевала и всюду подпевала - в присутствии живой легенды (чего, по-моему, не скажешь о “Love This Giant”).

Совместная запись Бирна и Кларк, как и ожидалось, прозвучала на концерте практически целиком – и примерно в сто раз лучше, чем на пластинке. Содействовали этому экс-барабанщик LCD Soundsystem, штатный клавишник St. Vincent и аж восемь духовиков, которые не только расстарались за полсотни коллег, принявших участие в работе над “Love This Giant”, но и разукрасили знаковые песни из автономного репертуара обоих артистов. Особенно удались “This Must Be The Place (Naive Melody)” и “Burning Down the House” – вещей Talking Heads в сет-листе было всего три (плюс “Road to Nowhere”), но на вес золота они были не только поэтому.

Звучали в этот вечер и “Strange Overtones” c “Like Humans Do” Бирна, и “Marrow” c “Cruel” Кларк, но даже самые красноречивые выдержки с setlist.fm не идут ни в какое сравнение с эйфорией, которую из года в год, из тура в тур дарят концерты Дэвида Бирна, давным-давно поседевшего, но источающего витальную энергию, на которую способны немногие из рок-звезд вдвое моложе его. Не берущий ни ложных нот, ни тайм-аутов (за вычетом предусмотренной хореографией шоу лежачей пятиминутки на стыке “Cheerleader” и “Lazy”), Бирн – единственный шестидесятилетний артист, напрашивающийся не только на низкий поклон, но и на поросячий визг. (Поверьте мне на слово – только за последние полтора года я видел живьем The Beach Boys, Роберта Планта, Элвиса Костелло, Стинга и Питера Гэбриела.)

Неудивительно, стало быть, и то, что его пример вдохновил на подвиги Кларк (эти два часа дали о ней лучшее представление, чем предыдущие пять лет), и то, что у меня наконец-то есть явный фаворит в номинации “Концерт года” – хотя очередь из формальных соискателей не рассосется как минимум до конца осени. Скажем, вслед за Бирном (через пару дней выступившим в компании музыкантов Arcade Fire и The Strokes в перерыве благотворительного баскетбольного матча) в Монреаль приехали Django Django – группа из Эдинбурга, о которой я до объявления шорт-листа Mercury Prize даже не слышал и от дебютного альбома которой теперь не могу отлипнуть.

Их выпущенный аж в январе “Django Django” – напоминающий всех сразу (Super Furry Animals, The Dandy Warhols, The Beta Band, Franz Ferdinand, TV on the Radio, весь психоделический новодел) и никого в отдельности альбом с полудюжиной верных хитов, лучше которого я в этом году не слышал, - пока что все, чем может похвастаться группа, поэтому концерт ее оказался недолгим (около часа), но все равно запомнился. В первую очередь – обаятельной невозмутимостью, с которой музыканты покорили маленький, но переполненный Petit Campus: самоуверенности Django Django не занимать уже сейчас. А поскольку не занимать им и ярких песен, следующий шаг – щедрое на пока еще, наверное, дневные, но уже триумфальные фестивальные сеты лето-2013 – кажется неизбежным (особенно если им и впрямь дадут Mercury Prize).

Если просившие за билет смешные 15 долларов Django Django в Монреаль приехали в полном составе, не забыв ни живого ударника, ни драм-машину, то столь же нежадному англичанину Фину Гриноллу (он же Fink) пришлось оптимизировать гастрольную логистику, взяв с собой лишь барабанщика. Я, впрочем, пребывал в уверенности, что Финк играет соло, поэтому подвох заметил только после того, как пролистал купленную на концерте за те же 15 долларов (Билли Корган за такое попросил бы 50) красивую книжку с новым концертным альбомом “Wheels Turn Beneath My Feet” и увидел, что обычно Fink – это трио.

Альбом, к слову, отличный – и довольно репрезентативный: очень похожий микс из старых песен и вещей с прошлогодней – изумительной – пластинки “Perfect Darkness” Финк выбрал и для концерта в La Sala Rossa. Зрителей и в этот раз хватало - что музыканта, в предыдущий свой приезд в Монреаль игравшего перед двумя десятками людей, наверняка радовало. Исполняя свои по сути бардовские, монотонные и преимущественно длинные (по 6-7 минут) песни, радовал он и поклонников – которые, совсем как на синефильском кинопоказе, возмущенно шикали на редких болтунов и переживали катарсисы, которые для них множил Финк.

Ну а чтобы отдельным избалованным жителям монреальского даунтауна не казалось, что гора обязана все время ходить к Магомету, на следующий день в театр “Корона” приехали датчане The Raveonettes, чей новый альбом “Observator” – еще одна маленькая радость неожиданно расщедрившейся на оные осени. Пропустив их короткий сет на недавней “Ошихаге”, я в кои-то веки ничуть не напрягался в связи с необходимостью ехать на край города: оставшись в полном восторге от фестивального сета The Jesus and Mary Chain, я твердо вознамерился увидеть, наконец, живьем и лучших из их подражателей.

Которые, опять-таки, более чем оправдали ожидания: вжимая в пол все имеющиеся педали, The Raveonettes играли не только очень громко (беруши с собой предусмотрительно захватили многие), но и очень слаженно: живьем их вокальные гармонии впечатляют даже больше, чем в записи – именно тем, как ловко они встраиваются в сшибающий с ног нойз. Услышав песни с каждой из семи их пластинок, включая дебютный мини-альбом “Whip It On”, я даже решил внести посильный личный вклад в библиотеку вышеупомянутого setlist.fm – и попросил у звукорежиссера сетлист. Там, где ощущений становится чересчур много, иногда помогают слова – пусть даже это всего лишь названия песен.

10.10.2012, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: