Человек, которого трудно оценивать мерками, с которыми мы обычно подходим к "эстрадным певицам". Алла Пугачева (см. последнюю публикацию ЗВУКОВ о ней) - нравится она или не нравится, - то явление в советской(!) музыке, после которого вся эта музыка стала другой.
До нее было время в основном "правильных профессионалов" - с "правильно" поставленным голосом, с "правильным" репертуаром, с "правильной" личной жизнью, которая, как правило, если и выставлялась напоказ, то только "одобренной" стороной. Пугачева ворвалась и смела все правила, смела самим фактом своего существования на сцене - такой, какая она на самом деле. Правила должны были быть переписаны заново - она - самая яркая и самая кассовая артистка своего времени - просто в них не укладывалась. И эти правила - умерли.
Пуристы рока, электроники, "некоммерческой музыки", авангарда обязаны - просто обязаны - помнить, что без Нее доступ всему этому на сцену был бы закрыт на долгие годы. А предположим, что вот - Пугачевой и не было бы. На сцене - Кобзон, Лещенко и Хиль (очень достойные и серьезные - для своего времени и для своих условий - певцы, но ....). Альтернативная советскому "мэйнстриму" музыка играется в свободное от работы время по красным уголкам, домам культуры и школьным залам. Идеал - возможно точнее скопировать "фирму" - в подходе, звучании, текстах... И вот "железный занавес" рушится, коммунизм идет ко дну, - и - все можно! Что начинают играть? Что становится непреодолимым стилевым образцом для успешного существования в серьезной, то есть, профессиональной музыке? Как и везде в мире - особенно в Европе (за исключением, пожалуй, Германии, Франции да Испании с Италией), - общемировой англоамериканский стандарт коммерческой музыки.
Но на фоне "правильной" советской музыки появилась Алла. Не будем вспоминать, как у нее - к радости коллег - отлетали каблуки на сцене, как она воевала за право петь то и так, как она считает необходимым... И вот - победа на конкурсе! (Кто помнит этот конкурс?) Она - лауреат, и с ней приходится считаться. Она - выступает, собирая невероятные толпы в залах и на стадионах, записывается, и эти пластинки слушает вся страна... И "Аквариумы", "Машины", "Автографы", "Зоопарки" - уже ощущаются - даже чиновниками от комсомола, культуры и работниками идеологического фронта - как имеющие право, большее право на существование. Ведь есть же лауреат Пугачева. Она изменила климат и систему ценностей. Живое больше не воспринимается настолько чужеродно. Допускают существование на официальной сцене не только "Песняров" и "Лейся, Песня", но даже "Машины" и "Арсенала"! Создаются, нет "разрешают создать" Рок-клуб в Питере, Рок-лабораторию в Москве... Пугачева не боится конкуренции. Она вытаскивает из кутузки Жанну Агузарову, воспитывает музыкантов, дает прикрытие либо не вписывающимся в госстандарт музыкантам, либо совершенно одиозным фигурам, травимым прессой и чиновниками. Спектр тех, кому она помогала, включает фигуры от Владимира Кузьмина до Бориса Моисеева. Каждый раз, когда необходима была поддержка рокерам, кулак под нос функционерам, запрещающим группу или мероприятие, Алла Борисовна не боялась вмешиваться. Об этом как-то стало принято не помнить.
Сейчас Пугачева многими воспринимается как "живая легенда", как музейный экспонат из непонятного и уже забавного прошлого. То поколение, которое взахлеб слушало "Арлекино", "Айсберг" или вспоминаемый благодаря пародиям "Миллион алых роз", смотрит сериалы вместо эстрады. Новые программы Аллы, ее концерты, вызывают у обывателя недоумение, мол, чего ей еще надо, ведь все у нее есть?! Возможно, Алла, счастливая своей семьей, успехами дочери и мужа, и позабыла первое правило шоу-бизнеса: чтобы на твои концерты ходили, надо быть постоянно в центре внимания, нельзя прекращать выступления. Иначе публика тебя забывает. Публика подзабыла ее как певицу. Пугачева на слуху, как жена Киркорова ("Зайка его"), как мать Орбакайте, как владелица (или совладелица, или какое-то отношение имеет) к обуви "Эконика", как хозяйка и ведущая подзабывающихся "Рождественских встреч". Когда она выходит на сцену - петь, - это воспринимается многими как прихоть, как каприз. Может, действительно, счастливого человека слушать как-то не принято, артист должен быть несчастным, должен душу надрывать...?
Пугачева собирала стадион за стадионом - долгие и долгие годы. Пугачева была чуть не популярней Высоцкого (эталон). Почему? Мода? Мода так долго не держится. Песни, даже если они не ассоциировались с ее образом (в "Иронии судьбы" на экране рот открывает Барбара Брыльска - так эти песни и прилипли к ней) все равно были обречены на бешеный успех.
Многие великие нашего времени давали рецепты создания гениальной музыки. От панка Flea из Red Hot Chilli Peppers до сайентолога Chick Corea, от мистика Сантаны до хипстера, фанкстера и фрика Artist Formerly Known As Prince, от преподающего композицию и стихосложение Пола Саймона до покойного сумасшедшего клоуна Фрэнка Заппы... Однако, вряд ли кто-либо в современной музыке так точно сформулировал секреты творчества и жестко разграничил музыку от халтуры, как таинственный и эзотеричный лидер King Crimson Роберт Фрипп. Воспользуемся его рецептами и приложим их к нашей Примадонне. Ее часто приводят в пример как образец "попсы". А справедливо ли? "Попса (Muzak) - это музыка, которую шумные музыканты играют глухим слушателям." Слушатели Пугачевой никогда не были глухими. Наоборот, каждый вслушивался в интонации Аллы (не так часто это и бывает, - чаще слушают и запоминают мелодию, или вообще только слова) и примерял их на себя. Слова, музыка, конечно, часто "душещипали", - закон жанра - но то, как Она подавала эти, в большинстве своем, заурядные песни, заставляло их слушать и слушать, - и находить в них глубину и правду жизни. Интересно, что как только ее раскрученную вещь брала другая певица, песня переставала звучать. Шлягер и шлягер. Пугачева никогда не была шумной. Она была громкой и тихой, - разной, но всегда каждая нота, каждый оттенок чувства был донесен до слушателя. Благодарного слушателя. Кто были слушатели? Молва уже создала легенду о девочках-ПТУшницах, о примитивных простушках, страдающих под "Алкины песни". На самом деле ее слушали все - от уборщиц до членов Политбюро. И ей не надо было приспосабливаться к каждому. То, о чем она пела - о самых простых в жизни вещах - о любви, об одиночестве, о доверии и предательстве, о счастье и несчастье... все это было в жизни каждого, а уж то, что она была способна затронуть струны в стольких душах - так это - ее искусство, талант и труд.
"В поп-культуре музыкант поет нам своим собственным голосом. В массовой культуре музыкант орет нам то, что мы хотим услышать. В популярной культуре певец, оставаясь самим собой, поет нам то, что бы мы сами пели, если бы умели." Как ни странно, Пугачева никогда не подлаживалась под вкусы публики. Она всегда пела только то, что было ей близко самой. Сколько раз ее пытались убедить, что песня не имеет никаких предпосылок для популярности. И что? Вряд ли у нее были непопулярные песни, несмотря на все предсказания.
"В массовой культуре песня определяется модой, рекламой, вкусами, привычками, техническими приемами, ценой приближающихся по качеству заменителей, ожиданиями публики и возможными переоценками или уценками музыкального продукта, а также колебаниями в количестве и доступности денег, потраченных на создание продукта и ожидаемых в качестве прибыли". Музыку ей писал и маэстро Раймонд Паулс - и она сама, да еще под псевдонимом - стеснялась. Никогда не стремилась вычислить, что бы такое зацепило людей. Писала и пела о том, что волнует ее саму, и оказывалось, что это и многих-многих других не оставляет равнодушными.
"Музыка и личность музыканта сливаются в процессе выступления и создания того, что остается со зрителем после концерта... Для того, чтобы музыка вызвала у слушателя отклик, музыкант впускает эту музыку внутрь себя, принимает ее, как самого себя. Профессиональный музыкант серьезно рискует: если музыка, даже содержащая блестящую музыкальную идею, плохо сделана или, что гораздо хуже, халтурна, это, мягко говоря, не идет на пользу музыканту - как его творчеству, так и здоровью". Все, кто бывал на ее концертах, да и те, кто видел их по телевизору, отмечали необыкновенное чувство причастности к тому, что происходит на сцене, к песням, к стихам. Даже если песни были наивны, "харизма" (тогда такого слова еще не изобрели в русском языке) Пугачевой была настолько мощна, что даже те, кто приходил на концерты просто провести время, не могли оставаться равнодушными. Алла не только "исполняла" песню. Ощущение всегда - без исключений - было такое, что она просто разговаривает, делится, и остаться равнодушным было невозможно. Почему? Она не выходила с песней на эстраду, пока эта песня не становилась ее, а она не могла сказать: "Это - я".
"Во время выступления начинает иметь значение абсолютно все, неважно - намеренно или нет. Выступающий на сцене не может скрыть ничего, даже попытки что-то скрыть. Певец - на виду, и на виду он целиком и полностью - весь, без остатка! И это, в определенной степени, - унизительно. Та часть музыканта, которая испытывает это унижение, это - та часть, которая вмешивается в музыкальный процесс и позволяет музыке проникнуть непосредственно в сердце музыканта - эгоизм. Смелый, посвятивший себя музыке, и, в то же время, эгоистичный музыкант способен отнестись к этой обнаженности, как к возможности и способу приблизится к музыке еще ближе, - если публика и он сам окажутся способны это выдержать. Для музыканта это - очень тяжелый опыт, и при этом очень деликатный, тонкий." Народ Страны Советов, не имевший желтой прессы, судил о личной жизни "Пугачихи" по ее песням. И попадал в точку - она пела о себе. Эта обнаженность души дорого ей обходилась: срывы (среди своих), депрессии, полемика, споры с собой. Но и бешеная радость и творческие прорывы... Никто не мог обвинить ее в излишней скромности, и как у каждого артиста, ее главной темой в профессиональном разговоре часто оказывалась она сама. Эгоизм? Сосредоточенность на своем творчестве и на главном инструменте - душе.
"Попса - это тюрьма. В тюрьме мы продолжаем отвечать за свои чувства и действия, и, хотя они ограниченны, они, тем не менее, могут быть творческими. Настоящая же музыка дает нам свободу чувствовать свои собственные чувства и делать свои собственные действия. Настоящая музыка - стартовая площадка для нашей свободной реакции на эту музыку и на мир. Настоящая музыка - это та точка, где наша жизнь меняется - она больше никогда не будет прежней". Алла умудрилась менять не только жизнь и восприятие мира тех, кто ее слушал. Конечно, в то время после ее концертов люди чувствовали, что они - не винтики в системе. Посмотрев на "Рыжую хулиганку", они разрешали себе чувствовать, дурачиться, быть собой гораздо больше, чем было принято. Ощущение свободы - вот, что отличало всегда концерты Аллы Пугачевой. В отличие от многих наших артистов, ее песни, ее пение не оставляли ощущения безысходности.
А что сейчас? Пугачева дает интервью и концерты. Интервью читают, на концертах - аншлаги. Но, к сожалению, на концерты ходят зная заранее, что там будет. В ее звездные годы ходили на совершенно непредсказуемое действо. Никто не знал, как и что будет. Был более-менее откатанный репертуар, но всегда можно было ждать неожиданного чуда. Сегодня чудо - ожиданное. Кто знает, сможет ли она вырваться из клетки образа, который создала сама? Нужно ли это ей, - и зрителям? Не лучше ли, не проще ли, оставаться незыблемым эталоном качества и славы? Это Пугачева, и никто не гарантирован от того, чтобы, выходя с концерта, или отрываясь от телевизора, не сказать словами ее песни: "Никто и не ожидал!"

06.05.2000, Борис ЛАБКОВСКИЙ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Алла ПУГАЧЕВА - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 15 апреля 1949
Место рождения: Москва

Тебя посодют, а ты не скупай – ПРАВО В Нью-Йорке теперь запрещено скупать билеты на концерты с помощью ботов. »»

При полной поддержке семьи – Marvin GAYE Готовится к съёмкам телесериал о жизни Марвина Гэя, одного из ключевых исполнителей соула 60-х и… »»

Сяду в машину, поеду по серпантину – THE ROLLING STONES Кристен Стюарт наслаждается быстрой ездой в новом видео Rolling Stones. »»

На слуху – DRAKE Дрейк стал самым прослушиваемым артистов на Spotify в 2016 году. »»

Обложили меня флажками – Didier MAROUANI Дидье Маруани подаёт иск против Киркорова за заведомо ложный донос. »»

Развяжите полотенцы, изуверы, иноверцы! – Kanye WEST Канье Уэста выписали из больницы после того, как он решил записывать музыку прямо в палате. »»

Думаете, это хорошо? – Bob DYLAN Боб Дилан не явился на торжественный ужин для лауреатов Нобелевской премии в Белом доме. »»

Впилась занозой – THE SMITHS Две ранее не издававшиеся версии песен The Smiths будут выпущены синглом. »»

Варенуха, телеграммы эти никому не показывай! – Didier MAROUANI Дидье Маруани отпустили из полиции. Правоохранители пока не видят оснований возбуждать против него… »»

Беспокойная я, успокой ты меня – МУХА Группа Муха выпустила видео на композицию "Состояние покоя" и готовит новый альбом. »»

На заре – DAWN OF MIDI Нью-йоркское трио минималистов Dawn Of Midi впервые выступит в России. »»

Сами для себя – НАГРАДА Репортаж Звуков с церемонии вручения премии Jagermeister Indie Awards. »»

Не прислушались? – КАССИОПЕЯ Премьера на Звуках! "Кассиопея" перепевает "Громыку". »»

Полгода до отпуска – PRIMAVERA SOUND Барселонский фестиваль Primavera Sound объявил полный лайнап на 2017 год. »»

С любовью – KISS Kiss выступят в Москве 1 мая. »»

Ты, живущий – ЗЕМФИРА Земфира выпустит концертный альбом и выступит в Москве. »»

Под грифом "импро" – ФЕСТИВАЛЬ Программу фестиваля "Джаз осенью - Impro" закрывает концерт DDK Trio и сольное выступление Казухисы… »»

Канал восприятия – SEEFEEL Британский экспериментальный квартет Seefeel возвращается в Москву 22 года спустя. »»

Город ждет – Roisin MURPHY Ройшн Мерфи выступит в Москве и Петербурге в марте следующего года. »»

"Любовь не пропала!" – ДДТ Звуки побывали на программе "История звука", которую Юрий Шевчук весной представит в Олимпийском. »»

R.I.P. – Pauline OLIVEROS Одна из основоположниц электронного авангарда скончалась в возрасте 84 лет. »»

"Если соберусь писать песню на русском, хотелось бы равняться на Высоцкого" – John GRANT Джон Грант о честности с окружающими, русском искусстве и жизни в Рейкьявике. »»

R.I.P. – Pete BURNS Умер Пит Бернс, основатель группы Dead or Alive, автор хита "You Spin Me Round". »»

"По-прежнему люблю решать замороченные кроссворды" – Ian GILLAN Йен Гиллан - о новом альбоме Deep Purple, коллекции разгромных отзывов и о том, почему он перестал… »»

"С каких это пор серые костюмы стали эксцентричным имиджем?" – ГРОМЫКА Участники группы Громыка о редких инструментах, алкогольных коктейлях и строгих костюмах. »»

50 лет лидеру "Несчастного случая" – Алексей КОРТНЕВ Алексей Кортнев отметил 50-летний день Рождения. Наши самые любимые песни Леши - в юбилейной… »»

"Я считаю, что во вторник уже можно смело идти тусоваться" – Burak YETER Бурак Йетер, автор одного из самых прилипчивых хитов лета, дает советы тусовщикам и юным коллегам. »»

"Я пошла на Vimeo и вбила в поисковик: "конец отношений", "хореография" – SKYE Скай Эдвардс о том, как она отбирала видео для своих песен, распаде Morcheeba и концертных нарядах. »»

Тушинское попоище: монстры рока на руинах СССР – ФЕСТИВАЛЬ 25 лет назад в Тушино прошел фестиваль Monsters of Rock. Его участники и очевидцы вспоминают, как… »»

"Эта музыка - гораздо больше, чем просто советская летопись" – Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича: Бадаламенти, Батагов, Карманов и Хайтинк рассказывают… »»

Куда ж дешевле? – ТЕХНИКА Next Hi-Fi открыли моно-магазин для портативного усилителя Mojo. Успей купить hi-end устройство со… »»

Жизнь как провокация – Pete BURNS Жизнь Пита Бернса - яркого и эгоцентричного персонажа, который превратил скандал в профессию. »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

Вспомнить всё: русский рэп - начало – МУЗЫКА Час Пик из Куйбышева, ленинградцы Черное и Белое и многое другое в плейлисте об истории русского… »»

Рифмы и биты: микстейпы августа – МУЗЫКА 2 Chainz, Слава КПСС и Noname в подборке августовских микстейпов на Звуках. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Саундтреки к сериалу "Stranger Things" и игре "TRON.Run/r", ремиксы на Брайана Ферри и другая… »»

Покупайте билеты, братья! – КОНЦЕРТ Тарифные планы для меломанов, которым не сидится дома - в звучном гиде по концертам осени. »»

20:00 – 16 ТОНН – Вася ОБЛОМОВ Вася ОБЛОМОВ »»

20:00 – ARENA MOSCOW – КНЯZZ КНЯZZ »»

20:00 – Volta Club – КРЕМАТОРИЙ КРЕМАТОРИЙ »»

20:00 – Известия Hall – ЧИЖ и Co. ЧИЖ и Co. »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – СКРИПТОНИТ СКРИПТОНИТ »»

20:00 – Крокус Сити Холл – АКВАРИУМ АКВАРИУМ »»

23:00 – 16 ТОНН – ШКЛОВСКИЙ ШКЛОВСКИЙ »»

Хроника3/12

1596 – Родился Николо Амати - итальянский скрипичный мастер, основатель фабрики кремонских скрипок, учитель Гварнери и Страдивари  »»

1948 – Родился Оззи Осборн - британский рок-музыкант, певец, лидер Black Sabbath и участник множества сумасшедших проектов - от фестиваля Ozzfest до реалити-шоу "Семейка Осборнов"  »»

1980 – Фотографом Анни Лейбовиц были сделаны последние, ставшие самыми известными, фотографии Джона Леннона и Йоко Оно в их нью-йоркской квартире. Через пять дней Джон Леннон был застрелен  »»

Connee BOSWELL

Nino ROTA

Andy WILLIAMS (1928)

Ralph MCTELL (1944)

Paul NICHOLAS (1945)

Ozzy OSBOURNE (1948)

Свежая реплика

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить