ИЗ ЖИЗНИ  Необычные инструменты: подвижные в подвижном

Если группа вышла на сцену с нестандартным инструментом в руках, она легко завоюет внимание публики, будь то колесная лира или тэнори-он. Изобретение новых музыкальных инструментов не прекращается...

Грань между привычным и необычным провести не всегда легко, какой бы области это ни касалось. Согласитесь, если группа вышла на сцену с нестандартными инструментами в руках, она легко завоюет внимание публики, будь то колесная лира или тэнори-он. Пожалуй, сложнее всего разделить профессиональную область и домашнее творчество в сфере создания музыкальных инструментов. Мы уже рассказывали на страницах Звуков о необычных музыкальных инструментах из подручных материалов, и с удовольствием продолжим эту тему, поскольку очень много умельцев создают из вещей совершенно привычных и даже обыденных на первый взгляд устройства, издающие звуки и позволяющие манипулировать этими звуками так, чтобы получалась музыка.

Некоторым весьма необычным музыкальным инструментам на самом деле по нескольку сотен лет от роду. Конечно, старейшие из них - перкуссии. Кахон, язычковые барабаны и разнообразные терки, доски и цимбалы - самые "домашние" инструменты. Благодаря им вы можете создать музыку буквально из ничего.
Другой пример - смычковые и щипковые инструменты: разнообразные родственники гитары и скрипки есть на каждом континенте. в каждой стране. Уд, цитра и кото - близкие родственники, и лишь историки знают, какова на самом деле их генеалогия.

Ярким примером сложного, но при этом сохранившего свой уникальный статус инструмента может служить греческая цабуна, возраст которой датируется временами, предшествовавшими рождеству Христа. Этот инструмент очень напоминает шотландскую волынку: он точно так же сделан из козлиной шкуры и имеет входящий мундштук и несколько выходящих труб, на которых, собственно, играет музыкант. Основным отличием от шотландского собрата можно назвать отсутствие у цабуны дополнительной трубы, которая в случае с волынкой позволяла бы извлекать характерные звуки.

Но есть в мире и более молодые, только набирающие популярность музыкальные инструменты, возраст которых едва перевалил за десятилетие. В данном случае речь пойдет о ханге – швейцарском музыкальном инструменте, родиной которого принято считать Берн. По внешнему виду инструмент напоминает сплав металлического барабана и тарелок. Однако играют на нем исключительно руками, а вернее - ладонями и кончиками пальцев.

Весьма необычен и другой хорошо известный музыкальный инструмент - стеклянная гармоника. Внешне инструмент напоминает небольшой комод или секретер, за его передней стенкой вы увидите металлический стержень, на который нанизаны стеклянные полусферы, которые полупогружены в воду. Историки утверждают, что первым создателем стеклянной гармоники был знаменитый Бенджамин Франклин, однако уточняют, что он всего лишь усовершенствовал такой способ извлечения звуков, как игра на стаканах. У Франклина ящик выполнял роль резонатора, а полусферы - роль стаканчиков. Эффект получился потрясающим: звуки, издаваемые данным инструментом, многие считают просто божественными, уникальными по нежности и мелодичности.
Стеклянная гармоника получила признание в Европе в семнадцатом веке, и ее не обошли вниманием такие известные композиторы, как Моцарт, Гете, Паганини и Бетховен. Необычный инструмент очень часто использовали в симфонических оркестрах для создания у слушателя ощущения чего-то неземного.

Еще один легендарный инструмент - терменвокс, родина которого - Россия. Этот уникальный электромузыкальный инструмент был создан в 1918 году изобретателем Львом Сергеевичем Терменом, и обладает замечательным "космическим" звуком. В ходе игры на терменвоксе музыкант изменяет расстояние от своих рук до антенн инструмента, в результате изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне. Для игры на терменвоксе необходимо обладать хорошо развитым музыкальным слухом: во время игры музыкант не касается инструмента, поэтому может фиксировать положение рук относительно него, только полагаясь на свой слух.
Терменвокс Etherwave, разработанный пионером электронной музыки Робертом Мугом (Robert A. Moog), стал самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники - достаточно скачать из сети схему.

Дальнейшее развитие идея терменвокса получила в инструменте под названием терпситон, где частота и амплитуда звука определяются изменением положения всего тела исполнителя.

Но процесс изобретения инструментов не остановить! Новое поколение музыкальных девайсов тесно связано с электроникой. Например, японский тэнори-он, созданный музыкантом и инженером Тошио Иваи (Toshio Iwai), можно встретить на концерте Bjork или на самых продвинутых диджей-сетах.

Изобретение новых музыкальных инструментов - процесс поступательный; и хотя, как и в музыке, кажется, что здесь "все давно изобретено", в руках у современных музыкантов звучат самые необычные и интересные вещицы.

03.09.2012, Гавриил СЕТКИН (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: