ФЕСТИВАЛЬ  Osheaga 2012. День третий: точки и пиксели

Tame Impala и Austra преуспевали под палящим солнцем, The Black Angels - под проливным дождем, а M83 и The Black Keys ставили красивые точки. Сергей Степанов – о заключительном дне лучшего монреальского фестиваля.

… и небеса разверзлись. После двух фестивальных дней, проведенных в собственном поту, стало возможным малость сменить антураж и помокнуть под дождем. Кого-то он, конечно, застал врасплох: четвертую сцену, на которой поутру пела Zola Jesus, натурально, затопило, в связи с чем ее сет пришлось оборвать после трех песен (Ника вернулась и исполнила a cappella отрывок четвертой, после чего отчасти утешила поклонников, раздав им автографы и попозировав для фото). Но жаловались немногие: в конце концов, что за фестиваль без возможности хорошенько помесить грязь.

Небеса разверзлись еще пару раз, но во время сета Austra опять жарит солнце, и поскольку “зеленая” сцена уже успела заработать репутацию танцевальной, оно, в общем, кстати: публика снова раздевается и разогревается, да и Austra жертвуют всеми мечтательными, в духе Кейт Буш (Kate Bush), балладами, предпочитая им номера пободрее и пошустрее. “Lose It”, “Darken Her Horse”, “Spellwork”, “Beat and the Pulse” – к окончанию их выступления единственная пластинка онтарийцев (и одна из моих любимых записей прошлого года) наверняка обзавелась новыми поклонниками, да и одна совсем свежая вещь картину ничуть не испортила.

К этому моменту Osheaga запомнилась таким количеством долгожданных и непредвиденных хайлайтов, что испортить ее не может уже, кажется, ничто. Даже докапываться до Сантиголд (Santigold), успевающей за время своего сета переодеться, вытащить на сцену массовку из первых рядов и исполнить дюжину ничем не выдающихся пыхтелок, совершенно не хочется – должен же кто-то работать, пока M.I.A. строит планы на будущее. А вот группы вроде Tame Impala – немногословной, старомодной, гитароцентричной – фестивалю не хватало весь день – должен же кто-то работать, пока The Black Keys привыкают к амплуа хедлайнеров.

Волосатые адепты психоделического новодела работают не покладая рук и ног, нажимая на мощный фузз так дружно и старательно, что просятся в пятерку лучших фестивальных сетов. Утомленные солнцем – да, снова – зрители врубаются в происходящее не сразу, но совсем скоро Tame Impala играют резвый нахрапистый блюз, лишний раз напоминающий о том, кто сегодня главный, а небо – да, еще раз – затягивают тучи. Обещанный в октябре второй альбом австралийцев решительно покидает братскую могилу “также выходят” и попадает в категорию особо ожидаемых – я уже говорил, что седьмая редакция Osheaga чем дальше, тем больше кажется мне самой грамотной из всех?

Если уже говорил, то знайте: мне в принципе свойственно спешить с выводами. Реанимированные The Shins – первое безоговорочное расстройство уик-энда. Разумеется, не все рождены королями дождя, но Джеймс Мерсер (James Mercer) и его теперешние мерсенарии выглядят как мокрые цыплята, а звучат еще хуже: ливень явно что-то делает с фестивальной акустикой, и даже самые яркие хиты The Shins разных лет – от “Australia” до “The Rifle’s Spiral” – сбиваются в бесформенную кашу. В конце концов, я предпочитаю оставить The Shins с миром, не дождавшись “New Slang” – в столь плачевных обстоятельствах и она, при всем уважении к Натали Портман (Natalie Portman), ничью жизнь не изменила бы.

На “зеленой” сцене тем временем начинают Bloc Party – еще одна, на сей раз сугубо канцелярская иллюстрация того, как поднялись за несколько лет акции Osheaga: на фестивале пятилетней давности англичане были, страшно сказать, хедлайнерами. Нынешние декорации Bloc Party идут куда больше – и не потому что в их репертуаре мне симпатична ровно одна песня, сыгранная одной из первых “Song for Clay (Disappear Here)”, а потому что плотность и герметичность их музыки напрашивается на схожие добродетели аудитории. Которая, прямо скажем, не подвела, отреагировав на вопрос Келе Окереке (Kele Okereke) - “Мы же не позволим какому-то там дождичку нам помешать?” – оглушительным одобрением и слаженными прыжками по лужам.

Мне, однако, интереснее играющие на соседней, “лесной” сцене The Black Angels – известные коллаборациями с U.N.K.L.E. и выступлениями на разогреве у всех подряд, от Queens of the Stone Age до тех же The Black Keys, техасские дяди строгих рок-н-ролльных правил. The Black Angels звучат почти так же громко, как вчерашние The Jesus and Mary Chain, и еще более ретиво, чем недавние Tame Impala (в итоге вытесняя их из топ-5 моих фестивальных фаворитов). Под занавес своего громоподобного сета группа решительно крадет рифф из “Come As You Are” Nirvana (который последние еще раньше украли у Killing Joke, а те - у The Damned) и побеждает стихию – остальные герои дня будут выступать, не отвлекаясь на погоду.

Группа Metric на Osheaga появляется чаще, чем кто-либо еще, но впервые на моей памяти ее место в лайн-апе – второе с конца – оправдано не только патриотическим фактором, но и собственно музыкой: пластинка “Synthetica” по меркам этого небогатого на откровения года вышла без малого выдающаяся. Группе Metric это, кажется, известно: новые песни – “Artificial Nocturne”, “Youth Without Youth”, “Speed the Collapse” – следуют одна за другой, и никто вроде бы не жалуется. Разве что звук на сцене “у горы” (правой из двух главных, где уже не подфартило The Shins) по-прежнему не ахти – но Эмили Хейнс (Emily Haines), в отличие от Джеймса Мерсера, легко не сдается и обстоятельства себе подчиняет. К финальным “Stadium Love” и акустической “Gimme Sympathy” сложно усомниться в том, что еще через пару лет Metric в фестивальной иерархии поднимутся на строчку выше.

Ну а пока что ее занимают The Black Keys, с противоречивыми мыслями и чувствами в отношении которых я разобрался весной, на их сольнике в Bell Centre. Если совсем вкратце, то свою теперешнюю репутацию главной рок-группы Америки они не приобрели, а именно что заработали – выпуская альбом за альбомом, оттачивая саунд, совершенствуясь в изготовлении синглов и ничуть не стесняясь ими делиться (лицензируются треки The Black Keys в каких-то неслыханных – и для гаражного рока, и вообще - масштабах). С тех пор я научился отличать одну их песню от другой, переслушал – и переоценил – декабрьский бестселлер “El Camino” и, с некоторой натяжкой, стал их поклонником – но, еще раз услышав живьем свою любимую “Howlin’ for You” (вновь сыгранную первым номером), умчался к “зеленой” сцене.

На которой уже набрала обороты лучшая дискотека уик-энда – под художественным руководством еще одного ставшего вдруг страшно популярным старого знакомого, француза Антони Гонсалеса (Anthony Gonzalez), также известного как M83. Исправленная и дополненная версия древней “Teen Angst”, названная “Питчфорком” лучшей песней прошлого года “Midnight City”, перелицовка инструментала Daft Punk и эпически-эйфорическая “Couleurs” выстроились в один из самых красивых и цельных сетов фестиваля. Говоря по правде, мне по-прежнему милее M83 образца начала двухтысячных, но в прозорливости Гонсалесу не откажешь – обновлять саунд-дизайн своих записей он начал задолго до того, как Air вышли из моды, а Phoenix в нее вошли.

The Black Keys на моду многажды чихали, чем и привлекают: звучащие под занавес их триумфального (насколько можно судить по его завязке и развязке) сета шлягеры – “Tighten Up”, “Lonely Boy”, “I Got Mine” – стали бы шлягерами и десять, и двадцать, и сорок лет назад (и не исключено, что в исполнении ZZ Top). Именно поэтому единственный спецэффект их полуторачасового сета – пиксельный звездный душ – очень подошел бы тому же M83, а их “Everlasting Light” не украсил. Но и не испортил: как уже было сказано, испортить Osheaga 2012 не смогла бы даже Селин Дион - не говоря уже о каком-то там дождичке.

24.08.2012, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: