ФЕСТИВАЛЬ  Flow 2012, день третий.

Заключительный день фестиваля Flow: несколько приятных сюрпризов и фантастическое выступление Бьорк.

Третий и финальный день фестиваля тоже выдается насыщенным. Утром меня будит тревожная СМС-рассылка от организаторов. «Певица Бьорк…» (первая мысль – неужели все-таки отменилась?.. После всех её злоключений в то, что она все-таки споёт здесь, как-то до конца не верится) «…просит всех воздержаться от фотосъемки во время её концерта». Фууух, отлегло.

Снова на пост к трём часам дня. В результате, оказываемся внутри мы даже раньше. Можно пообедать вкусными фалафелями под крайне соответствующую этой еде музыку от турецкого диджея Мурата Мерика (Murat Meric). Турок заводит восточные каверы поп-стандартов вроде «Summer Wine» или «Ob-la-di ob-la-da». Смешно. Сегодня вообще день кавер-дискотек – на заднем дворе до утра будут развлекать публику диджеи из команды «We Love Helsinki». В их репертуаре те же поп-каверы, но на финском.

В три часа дня в Black Tent играет местная группа Bendagram. На сцене двое юношей, один с электроникой, другой – с квадратной гитарой и микрофоном. Музыка довольно затейливая – похожа не то на Apparat Band (особенно когда бит клонится в сторону лефлфилд-дабстепа), не то на Gotye. Местами чересчур эклектично (разные треки варьируются примерно от IDM до поп-рока), но в целом интересно, даже сонграйтинг местами неплох.

Череду приятных местных продолжает группа Burning Hearts, инди-поп квартет с нордического вида певицей – блондинкой с венком на голове. Гармонии у Burning Hearts типично аббовские, мелодика и манера пения напоминает скорее спокойных The Cranberries. Бэкграунд хороший, вот только ровного песенного материала на целую концертную программу у финнов не набирается – есть песни получше, есть похуже, но через полчаса от этого однообразия устаёшь.

Альтернатив не так много – можно, например, послушать сольный концерт Джейсона Морана (Jason Moran), которого мы слушали вчера с группой. Теперь он один и в Voimala. Американец взгромоздился на пирамиду из икеевских табуреток и исполняет на рояле довольно странную мешанину – то играет довольно консервативные джазовые пьесы, то подыгрывает «минусам». Когда в записи идёт электронный бит, получается хорошо, но когда в качестве подложки Моран использует африканское диско или «Planet Rock» Африки Бамбаты (Afrika Bambaataa), выходит довольно спорно. В конце Джейсон разражается пафосным спичем, где поминает добрым словом «великого финна» Алвара Аалто, благодаря которому понял, как важен в жизни дизайн.

В Black Tent тем временем выступают Sin Cos Tan – новый проект Йори Хулкконена (Jori Hulkkonen), одного из самых известных финских диджеев и продюсеров (его пластинки издавал, например, лейбл Лорана Гарнье (Laurent Garnier) F Communications). На этот раз Хулкконен объединился с вокалистом группы Villa Nah и вместе парни играют минималистичный аналоговый синти-поп. Вещи помедленнее напоминают последний альбом Telefon Tel Aviv, те что побыстрее звучат как помесь ранних Depeche Mode и ранних The Cure (последнее сходство подчеркивается резким и надрывным вокалом). Йори погружен в свои синтезаторы и на сцену почти не смотрит, вокалист тоже выглядит аутичным, но что-то в этом есть, какая-то кёртисовская «безуминка». Короче, на сцене парни крайне убедительны. Через два трека я уже отплясываю прямо перед сценой. Надо сказать, что те две песни Sin Cos Tan, которые можно посмотреть на YouTube – далеко не лучшие, материал у них разнообразный и хитов там более чем достаточно. Записываю чуваков в графу «главный сюрприз фестиваля» и начинаю ждать альбома, который, судя по статистике last.fm, уже записан и циркулирует по рукам избранных.

Следующий концерт – тоже из разряда вероятных хайлайтов. В Voimala выступают A Winged Victory For The Sullen, группа где играют Адам Уилци (Adam Wiltzie) из Stars Of The Lid и пианист Дастин О’Халлоран (Dustin O'Halloran). Помимо них на сцене струнная секция и арфистка. Дастин расположился за роялем, Адам одновременно управляется с гитарой и шумовой электроникой. Роль гитары по сравнению с записями гораздо выше, живьем «крылатая победа» напоминает не то Sigur Ros без вокала, не то Icebreaker Ensemble, играющих Брайана Ино (Brian Eno), ну и от ассоциаций со Stars Of The Lid тоже никуда не деться. Музыка это почти религиозная – чинная, медленная и величественная, в каменной «Воймале» с высокими потолками я чувствую себя как в костёле на органном концерте. Публика вокруг очень под стать. Рядом со мной сидит дама средних лет, посматривающая на меня очень строго всякий раз, когда я достаю телефон чтобы сделать заметки для репортажа. В очередной раз поражаюсь тому, как такие вещи органично уживаются на одном фестивале ну с теми же Africa Hitech или с Miike Snow. Ну а концерт, естественно, выше всяких похвал. По Flow 2012 даже не составишь нормальный топ – куда не придешь, везде здорово.

Чтобы подтвердить тезис о контрастности музпрограммы фестиваля, перемещаемся назад в Black Tent на группу Friends. Тут уже вечерний аншлаг – посмотреть на модных американцев (Friends – фигуранты лонг-листа BBC Sound of 2012) хотят многие. Главное достоинство группы – харизматичная (хоть и не слишком голосистая) девочка с манерами не то ранней Мадонны, не то Гвен Стефани (Gwen Stefani). На белой маечке до боли знакомая надпись «Pussy Riot», как-то даже странно, что в первые два дня мы тут про них не слышали. В музыкальном плане – тоже не слишком далеко от сольников Гвен, в меру модно аранжированный нагловатый девичий поп. Шустренько-бодренько, но после A Winged Victory For The Sullen как-то не цепляет.

Лучше посмотрим, как живьем выглядит Dam-Funk. Тут снова сюрприз. В записи Деймон Риддик (Damon Riddick) звучал скорее как модная электроника, пусть и с фанковой начинкой, живьем же он превращается практически в Стиви Уандера (Stevie Wonder). На сцене с ним барабанщик, который колотит по электронным «плюшкам» и басист-виртуоз, играющий слэпом. Сам Деймон, бородач в черной шляпе, играет на клавишах и поёт – иногда в вокодер, иногда чистым и поставленным чёрным голосом. Начинают парни с довольно заунывной соул-вещи, но через пять минут разгоняются до электрофанка в духе Midnight Starr и с этого момента никто в зале уже на месте не стоит. Уровень подготовки у музыкантов потрясный – каждому достаётся время сыграть какой-нибудь умопомрачительный соляк. «Эй, глядите, никаких там эйблтонов и фрутиолупсов», кричит Деймон, выдавая очередной запил, а две минуты спустя группа уже рубит натуральный панк-рок. С демонстрацией собственных умений Dam-Funk и его музыканты даже несколько перебарщивают – играть «как будто так и надо» было бы более убедительно, но перформанс у них без шуток впечатляющий.

Заслушавшись Дам-Фанком, чуть не пропускаю еще одного важного артиста в Cirko, там играет бельгиец Bear Bones, Lay Low, еще один герой невидимого экспериментального фронта. Снова перед нами одинокий человек, обставленный девайсами, снова ретроградская электроника. В момент нашего прихода Эрнесто Гонсалес (Ernesto Gonzalez) играет какое-то злое техно в духе лейбла Bunker, но очень быстро переключается на нечто более удобоваримое. Получается этакий «Жан-Мишель Жарр 1972 года», первородная sci-fi электроника на минимуме выразительных средств. В качестве видеоряда у Эрнесто идёт какой-то научно-фантастический мультик про путешествия мальчика в мир насекомых, видимо местная версия «Приключений Карика и Вали». Звуковой и визуальный ряд словно созданы друг для друга, никакая переозвучка Фрица Ланга и рядом не валялась. Браво.

Одним глазом глянуть на группу The War On Drugs (про которую даже сказать особенно нечего – ну инди и инди) и вперед, занимать места на Бьорк (Bjork). До начала концерта еще полчаса, а весь фестиваль, кажется, уже там. В фан-зону не пройти, так что предусмотрительно занимаем место чуть подальше, но зато с лучшим звуком. Ажиотаж невероятный. На экране крутится утреннее предупреждение о запрете на фото и видеосъемку.

В девять тридцать минута в минуту со сцены звучат первые ноты пафосного интро, а спустя еще пару минут перед нами, наконец, появляется Бьорк и её группа. Большую часть сцены занимает хор – с десяток девиц, кажется даже больше, чем было в турне к сборнику "Greatest Hits", с которым исландка приезжала в Москву. Музыкантов всего двое – человек справа отвечает за разного рода электронику (клавиши, reactable и устройство неясного назначения, похожие на секвенсор, собранный из нескольких айпэдов), справа – перкуссионист с ханг-драмами, ударной установкой и горой других объектов, по которым можно стучать. Сама Бьорк выглядит так, будто обмотана чёрными змеями – тур как-никак называется «биофилия». На заднем плане видео, тоже весьма биофилическое – морские звезды, грибы, макросъемка с клетками и прочие красивые штуки.

Начало концерта – сплошь новые треки, разбавленные слегка переработанным «Hunter», куда добавлен хор и живые ударные. Пока концерт «раскатывается», успеваю подметить две вещи. Во-первых, звук просто феноменально хорош. Ощущение – как на хорошем, дорогущем хай-фае, вроде бы и очень громко (за счет чего чувствуешь мощь и масштаб), при этом ни одна деталь не пропадает и ни один звук не режет слух, этакий «high definition», только аудио. Как они этого добиваются – никаких идей. Во-вторых, живая подача вытягивает самые странные треки. Конечно, большая часть из того, что Бьорк записала в нулевые и десятые – довольно странная фолктроника. И не будь за ней «Post» и «Debut», издаваться бы ей где-нибудь на Morr Music рядом с Borko и Benni Hemm Hemm. Но в таком вот исполнении, с хором и всей этой хитроумной техникой, прокатила бы даже «Medulla».

У Бьорк совершенно удивительным образом сочетаются с одной стороны вся эта природно-акустическая тема с хорами и акапеллами, с другой – хай-тек, вот например в «Thunderbolt» басовую секвенцию клавишник исполняет на странном тач-устройстве и видно как ноты двигаются слева направо с экранчика на экранчик. А еще с полотка спускают огромный «цилиндр с молниями» - штуку наподобие той, что используют на уроках физики для демонстрации накопления электричества, только огромную, в несколько метров. Жалко, что на улице еще не совсем темно и молний этих почти не видно.

Самый кайф начинается с пятого трека – на первых же нотах «Hidden Place» многотысячная толпа оживляется. Следом идёт «Crystalline» с грохочущими джангловыми битами (как же они здорово звучат на этой площадке!) и «Virus», где ударник играет сразу на трёх ханг-драмах. А следующий блок из четырех песен разом перебивает всё, что звучало на Flow до того. «Isobel», «Joga» (не ждали, да?), а дальше я уже в буквальном смысле слова не верю своим ушам - «Heirloom»! Этот трек про «сон во сне» - едва ли не самая моя любимая вещь у этой дамы. Красота невероятная. Контрольный выстрел в голову – «Pagan Poetry», еще один бриллиант с «Vespertine». Да, всё это я слышал в Москве в 2003-м, но это было чёрте как давно, там не было такого звука и такой атмосферы, да и не верилось, что Бьорк, ушедшая в свои странные музыкальные миры, когда-то еще будет петь эти вещи.

В «Hollow», которая звучит как неоклассика, явственно слышен живой звук органа. Орган даже стоит на сцене, но кто и как на нем играет – загадка. Вступление «Mutual Core» - бенефис «голоса в пустоте». Чуток электроники на заднем плане, даже хор ушел. А дальше переход в финальную часть концерта, злую и жесткую. Вы когда-нибудь слышали IDM на стадионном звуке? Нет? Много потеряли. Завершается всё дуплетом из «Pluto» и «Nattura» - вещи одна другой экстремальней, но я их обе почему-то нежно люблю. Ощущаю себя так, будто вместо Bjork к нам вдруг явился Алек Эмпайр (Alec Empire). Оставив шокированную публику, певица уходит за кулисы.

И как будто не было этой шумовой атаки – вернувшись, исландка тихо и обаятельно представляет музыкантов, потом шутливо хвастается: «Мы тут новую игрушку нашли, всё думаем, куда бы её еще приспособить, вот попробуем задействовать её в старой песне». Новая игрушка – тот самый цилиндр с молниями, теперь, в темноте, его уже не возможно не заметить. А старая песня это «Possible Maybe». И снова не ждали. «Следующую песню я написала для Фарерских островов и Гренландии, а сейчас я хочу посвятить её Pussy Riot!». И радостный рёв в ответ. Это, разумеется, EBM-хит «Declare Independence», единственная на сегодня вещь с «Volta» и уже окончательный финал концерта.

После приезда The Cure я было заранее отдал им первое место среди концертов этого года – о том, что кто-то способен их перебить, даже мысли не возникало. Но то, что сегодня выдала Бьорк, оказалось действом еще более впечатляющим. И это даже на фоне того, что концентрация хороших концертов на этом фестивале просто зашкаливала. Кажется, мироздание возвращает кармические долги за сорвавшийся «Bloc Weekend».

17.08.2012, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: