ФЕСТИВАЛЬ  Flow 2012, день второй.

Танцевальная феерия Ханса-Петера Линдстрема, шумовая атака Swans, меланхолическая дискотека от Saint Etienne и эмбиент-гипноз от Fennesz.

Второй день на Флоу – самый насыщенный. Программа здесь начинается с двух дня, заканчивается в два пополуночи, при этом практически с самого начала играют артисты, пропускать которых не стоит ни в коем случае. Поэтому, набравшись сил и совершив короткую пробежку по городу, мы подходим в район электростанции Сувилахти к трем. Народу сегодня поменьше - начало первого дня всё же традиционно оживленное, а в следующие дни публика подтягивается попозже. О чудо, никаких новостей об отменах, видимо в первый день мы выбрали всю квоту негатива.

Со спокойной душой отправляемся в Cirko слушать группу Tuusanuuskat. За непроизносимым именем скрываются двое участников команды Kemialliset Ystävät, наших прошлогодних фаворитов. Народу в зале немного, нам даже удаётся занять козырное место на пуфике – слушать финнов будем лёжа. На сцене привычные уже для этой площадки два человека без компьютеров, но с россыпью примочек, клавиш и каких-то простеньких луп-станций. Tuusanuuskat издаются на Fonal, но играют не психофолк, а коллажный лоуфай-эмбиент – это одновременно похоже на вчерашних Sun Araw и на вчерашнего же Лопатина.

Следующий интересный лайв только через полчаса и лучшего момента чтобы прогуляться по территории фестиваля не найти. Погода отличная, народ валяется на травке, потягивает напитки. В «шампанском баре» двое эстонских диджеев по имени Tuipe & Alari Orav играют отличное нью-диско. За что люблю флоу, так это за отличную политику в отношении диджеев – по крайней мере, днем здесь никто не играет жесткий и прямолинейный клубняк, за вертушками исключительно меломаны, чью музыку всегда интересно именно слушать.

Возвращаемся в Cirko, где играет Пекка Айраксинен (Pekka Airaksinen), местный ветеран экспериментальной электроники. Мужчина средних лет с внешностью сотрудника НИИ исполняет нечто среднее между ретро-электроникой, нойзом и краут-роком – традиции немецкого клуба «Зодиак» ему явно не чужды. Вообще, такая «ретротроника» это, пожалуй, главный тренд Flow 2012. Очень многие музыканты звучат так, будто не изобретено не только компьютеров, но и секвенсоров. Есть только простенькие клавиши, неуправляемые тон-генераторы, гитарные примочки и магнитофон, где можно записывать петли и делать наложения. Пекка в этой компании, пожалуй, самый радикальный. Выдержав минут 15, отправляемся дальше.

В Nokia Blue Tent на сцене финская группа Black Twig, и эти ребята чертовски хороши. На слух они чем-то похожи не то на The Smiths, The Cure, не то на Pains Of Being Pure At Heart - британского толка мелодичный легкомысленный дрим-поп, уходящий корнями в восьмидесятые. Вокалист, чем-то напоминающий молодого Олега Нестерова, слегка застенчив – на такой огромной сцене ему явно непривычно, но эта застенчивость смотрится трогательно и обаятельно. Публика, которой набралось вполне прилично для четырех часов, своих горячо поддерживает.

В дискографии Black Twig уже есть один альбом, но живьем они звучат гораздо звонче, плотнее и ярче, что опять же сюрприз, обычно финские группы в записи оказываются значительно презентабельнее, чем на концертах. 45-минутный сет заканчивается новым хитом с рефреном «let’s fall in love, it’s exciting» - в записи её пока нет, так что я уже жду, когда группа разродится следующим релизом.

Следующая остановка – площадка Tiivistamo. Это даже не сцена, а скорее ресторан, в котором по несколько раз в день играют джазовые составы. Сейчас тут джемует финская группа Mopo. Контрабасист, ударник, блондинка-саксофонистка играют довольно затейливый джаз. Меняют размеры, скачут с быстрого темпа на медленный и обратно, а ударник то и дело хватается за свистульки и прочие не слишком характерные для традиционного джаза инструменты. Даже когда к группе подключается певица, их музыка превращается не в ресторанный поп-джаз, а скорее в трип-хоп. Народ позабыл про свои гамбургеры и глядит на музыкантов, раскрыв рты.

Пора заглянуть на главную арену. Здесь выступают Nicole Willis & The Soul Investigators – группа, известная тем, что фигурировала в знаменитом «плейлисте Обамы». Американская певица в сопровождении финских музыкантов исполняет бодрый ретро-соул в традициях лейбла Motown c "хаммондом" и шумной духовой секцией. Играют хорошо – вокалистка харизматична и голосиста, ритм-секция выдает отличный грув, даже солнце вышло. Всё классно, вот только соул никогда не был моим любимым жанром. Пронаблюдав минут двадцать за виртуозными трелями бородатого клавишника, отправляюсь искать счастья дальше.

Тут бы послушать в Black Tent Роберто Родригеса (Roberto Rodriguez), но нас ждёт неприятный сюрприз – вход на арену закрыт, музыка не играет. «У нас технические проблемы, на их решение уйдет час-два», говорит охранник. Два это плохо – через час здесь играет Линдстрём (Lindstrom). Но делать нечего – не солоно хлебавши, отправляемся на задний двор слушать старый хаус и диско в исполнении DJ Anonymous. Музыка супер, вот только не танцует никто – светло, финны стесняются. Или просто выпили мало.

Лениво поплясав с полчасика под Анонима, идём проверить, как дела в чёрном тенте. Музыку еще не включили, но с техникой, кажется, разобрались – «Сет Роберто Родригеса перемещен в Back Yard, вся остальная программа пройдет по расписанию», гласит объявление. Вот и славно. В семь с копейками на сцене наконец появляется бородатый брюнет в белой шляпе. Народу битком, к сцене не пробиться, но оно и не очень нужно, технически лайв у Линдстрема неинтересный, лэптоп + контроллер, тут всё дело в музыке. Куда важнее найти место для танцев, и это уже задача решаемая. Норвежец как обычно играет треки, сведенные в виде танцевального микса. С момента выхода альбома «Six Cups Of Rebel», весьма спорного, прошло всего полгода, но программа у Ханса-Петера изменилась радикально. Из этого диска – буквально парочка вещей, и то сильно переделанных. Кроме них – пара фрагментов с «Where You Go I Go Too», хит с Кристабель (Christabelle), а остальное – абсолютный свежак. Звучит всё это, не в пример прошлому диску, очень доступно, танцевально, хитово и духоподъемно. В Cirko уже скоро начнет Fennesz, но уйти с танцпола просто невозможно – такого удовольствия от клубной музыки я не испытывал, кажется, с тех времен, когда любил прогрессив середины девяностых. Линдстрем, как оказывается, тоже в своём роде «прогрессив» – длинные, гармоничные и медленно, петля за петлей развивающиеся треки на фоне мягкого прямого бита. И эта формула по-прежнему работает. Особенно хороша «Ęg-gęd-ōsis», недавний сингл. Мысленно молю скандинавских богов о том, чтобы новый альбом был таким, благо материал кажется готов, бери и издавай.

55 минут лучшего пока сета Flow пролетают моментально, пора двигаться дальше, а дальше у нас, чтобы жизнь малиной не казалась, Swans. Более резкого контраста не придумать, ну да ладно, сдюжим как-нибудь. По принципу «клин клином вышибают» иду прямо к сцене, благо места в синем тенте хватает. То, что играют сейчас американцы, ближе всего к пост-металлу – волны гитарного шума, резкие остановки, за которыми идут новые всплески. На колонне в центре зала висит предупреждающая табличка «EARPLUGS RECOMMENDED», но какие тут затычки. Только громкость, только хардкор. Майкл Джира (Michael Gira) то и дело воздевает руки к небу, потом хватается за микрофонную стойку и издаёт звериные вопли. Умри, всё живое, here come the Swans. А завершается перформнс барабанным соло, во время которого от палочек ударника в буквальном смысле отлетают щепки.

Американские горки продолжаются – на главной сцене нас ждут добрые и грустные Saint Etienne. Их выступление на Primavera Sound все раскритиковали (неправда! - прим. редактора), так что я не жду ничего хорошего, но группа оказывается в полном порядке. Видимо, многое зависит от обстоятельств. Состав у них практически полностью электронный: Боб Стэнли (Bob Stanley) и Пит Уиггс (Pete Wiggs) за клавишами (барабаны тоже идут «из коробки»), бэк-вокалситка, которая иногда подыгрывает на всяких дудках, ну и Сара Крэкнэлл (Sarah Cracknell). Похоже на текущий вариант Pet Shop Boys, помноженный на два – этих все же четверо. Охотно представляю, как с таким составом можно не прозвучать в каком-нибудь тёмном ангаре, но тут, на открытой площадке при свете дня, они герои. Сара для своих сорока пяти выглядит отменно, так что вполне может себе позволить шутки на тему возраста. «А сейчас мы сыграем песню 1993 года. Поднимите руки, кто тогда еще не родился! Я ненавижу вас! Всех-всех!». Сетлист – что надо, свою любимую «Like A Motorway» я получаю первым же номером, следом идёт «Who Do You Think You Are». В общем, старый материал не забыт, да и аранжировки практически оригинальные. Идеальная дискотека для меланхоликов. Проблема в том, что параллельно в Cirko опять начинает играть Fennesz (у него сегодня два выступления подряд). Мучаясь выбором, все же подрываюсь слушать австрийца. Сет у него всего полчаса, так что я успеваю вернуться чтобы застать «I’ve Got Your Music» и «He’s On The Phone». Чёрт, этих ребят надо будет где-нибудь посмотреть полностью.

Феннес по энергетике и подаче похож на классический концерт, пусть на самом деле перед нами не камерный оркестр, а дядька с гитарой наперевес, играющий практически нойз. Звук прекрасен, каждую деталь слышно. Музыкальные текстуры у австрийца этими деталями изобилуют – слои, гранулы, каждый штрих добавляет к общей картине что-то важное. Сам Кристиан как всегда серьезен и печален. Видео от Lillevan ложится на его лицо причудливыми цветными разводами. Кульминационный момент наступает, когда из абразивного шума вдруг вылезает красивая минорная тема, эту штуковину он играл еще в Москве.

На улице красиво темнеет, а мы бежим на Wastelands слушать американского пианиста Джейсона Морана (Jason Moran). За два дня у него здесь чуть ли не пять концертов с разными составами. Этот – самый многочисленный, с Мораном на сцене привезенные с собой из штатов контрабасист и барабанщик, а также финские гитарист и саксофонист. Интернациональная банда играет настоящий джазовый джем, правда создается ощущение, что финны здесь немного лишние – американцы на троих создают довольно плотную текстуру и места для еще двух инструментов здесь уже не остаётся. Но зрители прямо-таки беснуются, пляшут в метре от сцены и каждую яркую фразу встречают дружным рёвом.

На часах одиннадцать, на улице темно, it’s disco time. Мы идем на открытую площадку Back Yard слушать сет итальянца Даниэле Балделли (Daniele Baldelli), отца космик-диско. Не первой молодости мужчина играет с CD невероятно красивую музыку конца семидесятых-начала восьмидесяых. Это не итало, а именно что космик, звучит он мягче, развивается медленнее и вокала тут меньше, это музыка несет в себе некоторые черты прог-рока. Знакомых вещей – минимум (Tantra, Giorgio Moroder), но что ни вещь, то хит. По манере и по энергетике Балделли очень похож на I-F, интересно, знают ли они о существовании друг друга? Тут уж никакой финн на месте не устоит, «задний двор» Флоу пляшет в угаре, а Балделли взирает на происходящее с радостью и некоторым удивлением. Еще раз убеждаюсь в том, что Флоу – фестиваль с лучшими диджеями на планете.

К полуночи возвращаемся в Cirko, где последним запуском выступает Sleep ∞ Over. Проект оказывается одинокой брюнеткой в платье, которая ухитряется одновременно петь и ловко управляться с электроникой. Когда-то в группе их было трое, а теперь Стафани Франчиотти (Stefanie Franciotti) осталась одна. Играет она довольно симпатичный чиллвайв / лоуфай – клавиши и ударные отдают восьмидесятыми, вокал щедро приправлен реверберацией. Живьем Стефани звучит гораздо более чётко и понятно, чем в записи – будто бы кто-то в нужном направлении повернул ручку резкости. Ближайший аналог – Zola Jesus, голос у Стефани, конечно, не такой брутальный, но с характером. После получасового сета американка уходит за кулисы, но зрители вытягивают её на бис. «Только теперь вы должны танцевать!», обращается девушка к залу, развалившемуся на пуфиках. Вставать, конечно, лень, но раз так просят – делать нечего.

А на заднем дворе, как оказывается, все продолжается дискотека. Балделли было порывается закончить, но публика требует еще один трек, потом еще один, и еще. Недовольные звукачи, которые работают тут с двух дня, посматривают на часы. В конце концов, итальянец разводит руками – мол, я бы и рад, да не разрешают. «Играй, играй еще!» требуют зрители. На переговоры с Балделли выходят представители фестиваля – кажется, сейчас всё возобновится, и он будет играть до последнего, но вместо этого над танцплощадкой зажигается свет. Пора домой. Ух, какой же это был славный денек.

16.08.2012, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: