ФЕСТИВАЛЬ  Osheaga 2012. День первый: танцуют не все

Franz Ferdinand и The Weeknd плавились под солнцем, а Florence Welch, Sigur Rós и Justice решали, кто из них главный.

Специальный корреспондент Звуков Сергей Степанов – о первом дне лучшего монреальского фестиваля.

Фестиваль Osheaga для меня неразрывно связан с переездом в Монреаль как таковым: его официальный дебют, с The Flaming Lips во главе лайн-апа, стал первым из примерно двухсот дней, вечеров или ночей, проведенных мной в Канаде на концертах. Так что, отметив шестую годовщину пребывания в “capital of cool Canada” (спасибо, Джек Уайт) за день до старта седьмой по счету “Ошихаги”, я искренне радовался, что фестиваль впервые в своей истории, на два дня из трех, украсил витрину вывеской “sold out”. Так радуешься за хорошего друга или просто приятного человека, у которого получилось, вышло, срослось что-то важное. Всего три или четыре года назад Osheaga боролась за избалованную фестивалями аудиторию, с трудом выходя “в ноль”. В минувший уик-энд свидетелями безоговорочного триумфа Osheaga 2012 стали 120 тысяч зрителей.

Это, разумеется, подразумевало некоторые нововведения – и определенные неудобства. Несмотря на то что фестивальная территория расширилась почти вдвое (“зеленая” и “лесная” сцены переехали на прежде нетронутую часть острова Святой Елены, между ними устроили внушительных размеров детскую площадку), гигантские очереди выстраивались примерно за всем: от сосисок до пописать, не говоря уже о входах на мосты, возведенные для сообщения между двумя половинами острова (там, говорят, люди иногда стояли по полчаса). И хотя фестивальный персонал старательно орошал – из шлангов, водяных пистолетов и фонтанов с питьевой водой – всех желающих, несколько десятков тысяч людей на пике жары (плюс 33 на градуснике местные метеосводки уточняли совершенно официальным “feels like 40”) волей-неволей напоминали кастрюлю с рисом на включенной плите.

Жаловаться, впрочем, было грешно: и организаторы, и сами зрители подготовились к фестивалю на ура, привезя на остров столько еды, напитков и марихуаны, что сытыми и пьяными к вечеру пятницы казались более или менее все. Вечер меж тем только начинался: сделав вид, что пятница – рабочий день (и принеся в жертву сеты ансамблей вроде The Walkmen и Fun.), в парке Жана Драпо я оказался в разгар выступления Amadou & Mariam – слепых супругов из Мали, которым монреальская жара наверняка показалась осенними заморозками. Так или иначе, для группы с полки “world music” эти любимцы Албарна (Damon Albarn) и Ману Чао (Manu Chao) оказались на редкость crowd-friendly, щедро делясь с аудиторией и децибелами, и грувом, и игривыми ремарками на французском.

От концертов Franz Ferdinand по привычке ждешь откровения, но приходится признать, что в средних размеров рок-клубе они уместнее, чем на освещаемой палящим солнцем фестивальной сцене. Всеми любимую группу было неплохо слышно, но вообще не видно (экраны бликовали на протяжении всего сета) – приснопамятные усы Алекса Капраноса (Alex Kapranos) я разглядел только на фотографиях. Старые песни звучали словно из джукбокса, новые отчего-то не впечатляли совсем, Капранос при этом кривлялся, на ходу изобретая чудовищный французский акцент - в общем, спасать положение пришлось проверенной ударной связке из “Take Me Out” и “Ulysses”, с которой, как и прежде, сравнится мало что. Столь же традиционный финал – “Outsiders” с исправленной и дополненной концовкой и “This Fire” – многие слушали уже на ходу, перемещаясь к соседней сцене.

Где немедленно (паузы между выступлениями на двух соседних, “У реки” и “У горы”, сценах для Osheaga по-прежнему исключения из правил) начал стонать артист по прозвищу The Weeknd – прошлогодняя R&B-сенсация из, подумать только, города Торонто. Сообщаемый его захваленными микстейпами эротический заряд летнему зною соответствует вроде бы вполне, но и 45-минутный сет The Weeknd явным успехом, по всеобщему мнению, не увенчался – в конце концов, кондиционер не повредит ни одной, даже самой богатой на события спальне, ну и вообще, мне кажется, недавний джазовый фестиваль The Weeknd подошел бы куда больше.

Дискуссии о том, кто на самом деле был достоин хедлайнерского статуса в пятницу, не утихали весь день, и наибольшее количество голосов получили в итоге Florence and the Machine, доказавшие, что в лице Флоренс Уэлч (Florence Welch) любой фестиваль имеет фронтвумен экстра-класса – тем более что репертуар группы состоит, кажется, сплошь из синглов. Ну а я бы выбрал Sigur Rós, вернувшихся в Монреаль (и вообще на свет божий) после четырехлетнего молчания и, разумеется, убравших абсолютно всех соседей по лайн-апу. Последний (слабый) альбом “Valtari” был представлен всего одной (лучшей на нем) песней “Varúð”, про предыдущий (совсем слабый) исландцы не вспомнили вовсе, отыграв вместо этого выдающуюся часовую программу из вещей стати “Ný Batterí”, “Sæglópur” и “Hafsol”.

Жара, наконец, спала, на острове стемнело, сцену и экраны украсил гипнотический видеоряд, и даже неизбежные соучастники всякого фестивального опыта – не интересующиеся кем-либо конкретно и, как правило, болтливые зрители, которым сказали, что на фестивале тупо веселей, чем в городе, - временно заткнулись. Когда Sigur Rós заряжают последнюю – как водится, пересказывающую весь спектр человеческих эмоций за 600 (или около того) секунд – песню “Popplagið”, я внезапно вспоминаю, что без малого дюжину лет назад именно исландцы были первыми, на чьем концерте я побывал за пределами родины. И через 600 (или около того) секунд с облегчением осознаю, что живьем им, несмотря на слабые и совсем слабые записи, по-прежнему практически нет равных.

Так или иначе, королями вечера были назначены Justice, и поскольку слушать их сразу после Sigur Rós у меня нет ни малейшего желания, самое время проведать “зеленую” сцену, ставшую после переезда немногим менее вместительной, чем главные. Логику этого решения я понимаю, успев застать там MGMT – в “максидромовском”, за неимением лучшего определения, формате из четырех песен, нарядного LSD-видеоряда, да еще и под аккомпанемент гремевших где-то вдалеке по какому-то иному поводу фейерверков. Ах да, логика в том, что сет MGMT собрал аудиторию вполне сродни той, что обычно достается хедлайнерам, а главное – группа (которую я не видел те же четыре года, с вялого выступления на разогреве у Бека (Beck)) подобное к ней внимание оправдывала.

Справедливости ради, “Electric Feel” с их первого альбома шла на ура, а “Congratulations” со второго – скорее так себе, но это потому что публика у “зеленой” сцены – в этом я смогу убедиться по ходу уик-энда – была в целом более восприимчива к формату дискотеки. Он, если присмотреться, выручает маститые рок-фестивали (особенно в Северной Америке) все чаще, поэтому итоговый выбор организаторов в пользу Justice как официальных хедлайнеров пятницы был не самым очевидным, но бесспорно выигрышным. Судя по фрагменту их шоу, свидетелем которого стал я, парижане все активнее изменяют родному френч-хаусу с подвергнутым аккуратному евроремонту бростепу, и если обрадоваться этому обстоятельству сложно, то, дабы оценить его эффективность, достаточно дождаться первого бейс-дропа. Я выдержал три – и отправился домой, беречь силы в ожидании завтрашних The Jesus and Mary Chain.

10.08.2012, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: