MADONNA  Сплошной riot

Мадонна в очередной раз показала, что никто не сравнится с ней в умении будоражить общественность.

Мадонна не зря обещала в интервью Звукам, что ее шоу будет выверенным и цельным. Она в очередной раз показала, что никто не сравнится с ней в умении будоражить общественность. На ее шоу MDNA побывали три девушки. Каждая увидела Мадонну по-своему. Какая Мадонна - ваша?

Версия первая: Вся жизнь Мадонны - сплошной Pussy Riot.

"Вы со мной?", – вопрошает Мадонна после своей страстной речи о свободе слова в защиту Pussy Riot. Этого от неё и ждали. Получите, распишитесь. Девятый мировой тур певицы в самом разгаре, а в нескольких странах уже случились скандалы: то певица покажет голую грудь, то заклеймит фашистским клеймом лидера правой партии Франции, то со сцены палит из бутафорского оружия, несмотря на протесты общественных организаций. Мадонна и скандал – понятия совместные, и хотя порой певица попадает впросак, плюсы выбранной ею медийной тактики значительно перевешивают минусы. Секс, религия и политика всегда будут острыми темами в любой дискуссии, и не стоит даже надеяться, что г-жа Чикконе когда-нибудь откажется от столь эффективного способа воздействия на публику и СМИ. На фоне французских поцелуев и имитаций полового акта, всевозможных манипуляций с католическим крестом и вольным обращением с предметами туалета её популистские высказывания о толерантности и свободе кажутся даже милыми.

Название турне "MDNA" можно вольно перевести как "ДНК Мадонны". Если брать этот (а не "наркотический") вариант за точку отсчёта, можно понять логику шоу. Концерт поделён на несколько блоков, которые в музыкальном отношении были эклектичны. А вот сценография показала творческий путь певицы в его развитии. Главная "фишка" постановки – гигантский раздвижной экран позади сцены, на который проецируются кадры, задающие тон представлению. Но без потрясающих танцевальных номеров картинка была бы неполной. Речь идёт даже не только о том, что г-жа Чикконе исполняет эту акробатику наравне со всеми, а в том, что даже если бы она стояла в сторонке, её танцоры с легкостью удержали бы наше внимание: показали бы класс современного мужского танца.

Первая часть концерта показывает Мадонну в образе Лары Крофт или подружки Бонда, безжалостно расстреливающую своих неприятелей под мощные биты "Gang bang". Так же агрессивно она прорывалась к славе, используя для этого все средства (кроме стрельбы, хотя кто знает?).
Следующий этап – дань личному вкусу: на сцене появляется барабанное трио из страны басков, Kalakan, с которыми исполнена композиция "Open Your Heart". Мадонна вспомнила себя времён альбома "Erotica": на экране мелькали чёрно-белые кадры, на которых певица запечатлена в гостиничных апартаментах в фуражке, словно героиня Шарлотты Ремплинг из "Ночного портье". Дальше - то, что представляет для российской публики наибольший интерес, но об этом чуть ниже. Последний блок шоу словно подвёл черту под всеми этапами карьеры певицы, и на финальной "Celebration" успеху певицы радовалась не только она сама, но и весь зал.

Перформанс Мадонны в балаклаве даже вне контекста истории с Pussy Riot был абсолютно в её духе: о том, что у Луизы Вероники есть пусси, мир в курсе уже давно, а ее скандальное поведение на протяжении всей карьеры символизирует сплошной riot. Во времена, когда певица была замужем и дети ее были совсем маленькими, она подуспокоилась. Кто-то даже ехидничал, приводя в пример известную фразу: тот, кто начинает жизнь со скандала, кончает её институтом. Но вот - развод, дети подросли, всё вернулось на круги своя. Если во времена "Ray Of Light" Мадонна выступала в абсолютно закрытых платьях и говорила, что это самые эротичные одеяния, теперь она вновь забыла об этом. Снова сетчатые колготы, корсеты, стриптиз, сексуальные игры на сцене. Так что бунт продолжается.
Кстати, о костюмах. Знаменитый корсет с конусовидным лифом был заново переработан гениальным Жан-Полем Готье: теперь он приобрёл космические формы – только они и могли получиться из прежних кубических конструкций. Это самый знаменитый look Мадонны, он уже вошёл в историю моды. Как детали образа, остались прямые брюки в тонкую полоску и добавилась белая рубашка с галстуком. Квинтэссенция Мадонны - агрессия и секс; она всегда пропагандировала женскую сексуальность в мужском мире. А когда ей ставили в упрёк бурную личную жизнь, звезда недоумевала: мужчинам-рокерам можно, а ей нельзя?!
И действительно – что, нельзя?

Анна Никитина


Версия вторая: Моя твоя не понимай

Перед началом московского шоу Мадонны мы с коллегами обсуждали фоторепортаж, сделанный за день до того. Мнения разделились от "тебе бы так в 50" до "не дай бог мне так в 50". И дело даже не в том, что митенки Chanel в сочетании с ботфортами и общим гипюрчиком на фотографиях низкорослой и мускулистой поп-звезды выглядели, прямо скажем, странно – она Мадонна и может позволить себе одеваться так, как хочет. Дело в том, что ее стремление выглядеть "нарядно" неожиданно вызвало то неловкое смущение, которое обычно возникает, если ты случайно включил телевизор, а там – "Новая волна" и наши, родные, "ягодки опять".
На этом странности не закончились. В душном "Олимпийском" чувство неловкости не покидало даже тех, кто дорого заплатил за право сидеть на обтянутых красным плюшем VIP-стульях: ерзать на них в ожидании пришлось два с половиной часа. О том, как ощущали себя притиснутые к сцене обладатели билетов в танцпартер, я даже думать не хочу – сегодня, говорят, был самый жаркий день в году.
Люди подготовленные уже знали, что первая часть шоу состоит из "кровищи и рубилова", но никто не ожидал того, что звук будет настроен так плохо, что на первой песне будет непонятно, откуда он вообще идет и кто поет, а вся та часть, которая про кровищу, будет долбить по ушам до головной боли.
Искусство должно быть провокационным, скажете вы. Да, постановщикам шоу "MDNA" можно поставить памятник: из намеренно ограниченного сценического пространства выжат высокотехнологичный максимум. Невероятной красоты и дороговизны готическое интро на "Girl Gone Wild" в излюбленной Мадонной манере "я – божество" с монахами, колоколом, многократно реплицированными по всему шоу крестами и "выносом тела", тонкая игра с зеркалами, плоскостями и проекциями в лучших традициях Cirque du Soleil, хореография, в которой нашлось место и элементам паркура, появлявшимся в ее шоу раньше, и прыжкам на натянутых над сценой лентах, и многократным отсылкам к себе, любимой.
Мадонна всегда стремилась собрать в свое шоу все самое актуальное, сыграть на острие,- и, похоже, со временем созданная ей машина сыграла с певицей довольно злую шутку.

На фоне сверкающего действа слишком отчетливо заметно, что Мадонна, - уже давно не лучшая певица, а ее последний альбом откровенно немелодичен и неинтересен. Слушать эту "физкультурную" музыку долго - тяжело, подпевать ей даже не стоит пытаться, а танцевать – ну, разве что вам доставляет удовольствие делать бесконечные резкие плие и подскоки, как сама артистка и ее танцоры. Когда Мадонна внезапно остается один на один с публикой, толпа, вместо того, чтобы аплодировать или пританцовывать, смущенно разглядывает Мадоннино платье от Готье: "Vogue" с прилагающимся дефиле была, наверное, одним из самых добротных эпизодов этого вечера.

Все остальное – увы, неубедительно. И вот ведь парадокс: Мадонна и ее команда работают честно, на всю катушку, а зал реагирует сдержанно. Самых бурных аплодисментов и одобрительных воплей удостоился знаменитый спич, посвященный Pussy Riot и завершившийся порцией русского мата, зачитанного по бумажке. Но есть подозрение, что люди в зале в силу трудностей перевода мало что поняли о ценностях страны Америки, где каждый может высказывать свое мнение, не считаясь с мнением правительства – а матом обложить, знаете ли, у нас любой полицейский может, в отличие от этой самой Америки. Номер “Like a Virgin” с демонстрацией надписи на обнаженной спине, надеванием балаклавы и простиранием ниц на сцене толпу тоже не воодушевил. "А сиськи-то показала?" - громко поинтересовался у меня над ухом сотрудник охраны "Олимпийского".

И так все шоу: Мадонна танцует и заводит зал, а зал стоит столбом. Мадонна показывает фотографии африканских детей, а публика в недоумении: у нас своих беспризорников несколько миллионов. Мадонна поет "Masterpiece" - и понимаешь, что больше никогда не сможешь слушать эту единственную мелодичную композицию с "MDNA", потому что вряд она прозвучит хуже даже в московском караоке. Под конец кошмарного в своей старательности исполнения звезда символично провалилась под землю... нет, просто по замыслу режиссера отправилась таким образом менять костюм.

...И вдруг, совершенно удивительным образом, под конец шоу, после программного просветления и йоговских асан на заднем плане, она запела. И исполнила "Like a Prayer" - тем самым звонким голосом, почти как на записи. Но было уже поздно во всех смыслах: тоненькие струйки утекавших из зала зрителей превратились в поток опасавшихся опоздать на метро.
Может быть, если бы она сделала это раньше, многие простили бы поп-легенде два с половиной часа опоздания, бутафорскую стрельбу в публику (не слышала пожилая американка про "Норд-Ост", что с нее взять?), брызги крови, проецируемые во весь задник сцены на "Gang Bang", которые, по отзывам, заставили часть присутствовавших бороться с приступом тошноты. Простили бы бессмысленное морализаторство и неуместный политический пафос: мы плохо понимайт английский. Да что уж там, я бы даже гипюр с ботфортами забыла...
Но она не пела. Почти совсем. А в зале почти не было свободных мест, что говорит о том, что коммерческая машина под названием "Мадонна" со всеми ее 40 трейлерами оборудования, политическими роликами, расчетливо показываемой накачанной задницей и полным отсутствием живых эмоций продолжает работать на благо многодетного интернационального семейства. Что бы мы с вами тут ни думали.

Светлана Беляева


Версия третья: Концерт-катастрофа

На протяжении всего концерта Мадонна сохраняет на лице сосредоточенное выражение: она - часть огромного, четко срежиссированного шоу-механизма; здесь крайне важно быть точной, цена ошибки высока. Вокруг могут разворачиваться стрельба, погони и прыжки гоплитов, публика тянет руки к подиуму в надежде дотронуться до живой иконы поп-музыки - на лице Мадонны не дрогнет ни один мускул.

Много лет назад эта девушка-эпатаж была безумно талантливой и живой. У нее был невероятно мощный и богатый голос, прекрасная пластичная фигура и любовь к танцам, она была полна самоиронии и обожала панк-кабаре. С годами Мадонна продолжила тренировать два из этих качеств - танцы и эпатаж. Голос садится, а из шоу и клипов ушла ценная ироническая составляющая,- теперь они просто красивы и помпезны. Как это часто происходит с тоталитарным искусством, ее работы очень эмоционально громоздки и производят, скорее, оглушающее впечатление.

При этом в музыкальном плане Мадонна тоже изменилась не в лучшую сторону, и никакие дуэты с Никки Минаж (Nicki Minaj) или M.I.A. не поправят дело, как раньше не могли поправить его Gogol Bordello или сэмплы из ABBA в "Hung Up". Однако при этом Мадж все равно остается самой цитируемой в поп-истории, и сама отлично это понимает, вставляя в свою песню "Express yourself" цитату из хита Lady GaGa "Born This Way", упертого у нее же пару лет назад, и сопровождая этот номер зубодробительным барабанным парадом. Пусть она сдает, но планка, заданная Мадонной так высока, что многим коллегам не суждено "сделать" ее и в 80 лет, как ни пытайся.
А все, что не "вытянет" певица - спасет режиссура.

Когда мы беспокоимся о том, что в недалеком будущем живых музыкантов вытеснят роботы и голограммы, мы явно не отдаем себе отчета в том, что это уже произошло. В концертном бизнесе постепенно происходит то же, что и в кино: бренд артиста поддерживается и тиражируется практически без его участия. А мы с вами смотрим на еще живых звезд как на героев боевика: они спасаются от нарисованных монстров на фоне зеленого рир-экрана. Концерт эпохи хромакея - это гигантские декорации-трансформеры (44 грузовика одного только оборудования), великолепные костюмы, грандиозный свет и мощный саунд... а посередине всего этого оказывается стареющая звезда, которая все еще отчаянно хочет быть живой, пытается сообщить нам важное из жерла своей гигантской машинерии - и, видимо, сама понимает, насколько трудно сквозь нее пробиться к зрителю.

Поэтому особую ценность в этих концертах имеют номера, которые не упоминаются в официальных сводках и сет-листах, поэтому так важно то, что на московском шоу Мадонна произнесла речь и исполнила два номера в защиту Pussy Riot: это нужно ей не меньше, чем нам. Это - свидетельство того, что она все еще жива как артист. Пока ее концерты еще не превратились в фильм-катастрофу.

Соня Соколова


08.08.2012, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

MADONNA - свежие публикации:

Сайт: www.madonna.com

MADONNA

Главное качество Мадонны Луизы Вероники Чикконе – умение чувствовать дух времени и в каждый момент оставаться актуальной, то и дело забегая вперед музыкального паровоза истории. Именно это чутьё со временем и привело дочку небогатых провинциальных выходцев из Италии и Канады к званию главной поп-звезды рубежа веков и самой успешной женщины в музыкальном мире.

Дата рождения:

16 августа 1958

Подробности из жизни:

Персона:

Мадонна Луиза Вероника Чикконе (Madonna Louise Veronica Ciccone) - певица, актриса.

Подробности из жизни:

Главное качество Мадонны Луизы Вероники Чикконе – умение чувствовать дух времени и в каждый момент оставаться актуальной, то и дело забегая вперед музыкального паровоза истории. Именно это чутьё со временем и привело дочку небогатых провинциальных выходцев из Италии и Канады к званию главной поп-звезды рубежа веков и самой успешной женщины в музыкальном мире. В восьмидесятые Мадонна вполне органично смотрелась в образе диско-дивы: исполняла незатейливые, но привязчивые и хорошо аранжированные танцевалочки и понемногу эпатировала публику чересчур сексуальным по меркам тех времен имиджем. И хотя многие справедливо замечали, что хореографическая подготовка певицы сильно опережает вокальную, те, кому довелось работать с Мадонной (а над её пластинками часто работали "лучшие люди" диско-эпохи вроде Найла Роджерса (Nile Rodgers) и Шепа Петтибона (Shep Pettibone))…

Далее... →